Аналитика

Материальное положение многодетных семей и факторы роста их доходов

Анализ изменения материального положения многодетных семей в период с 2018 по 2022 годы

Автор: Гришина Е. Е., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследований социально-трудового положения домохозяйств с детьми, Институт экономики Российской академии наук (Москва, Россия)

В статье представлено исследование изменения материального положения многодетных семей в период с 2018 по 2022 годы на данных Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ), проводимого Росстатом. На основании указанных данных выявлены распространённость различных лишений (деприваций) среди многодетных домохозяйств и домохозяйств с детьми в целом и изменения уровня доходов домохозяйств относительно границы бедности и уровня лишений в период с 2018 по 2022 годы. В работе показано, что, несмотря на улучшение своего материального положения в период с 2018 по 2022 годы, многодетные семьи продолжают испытывать существенные риски бедности и депривации. Для оценки факторов, влияющих на доходы многодетных домохозяйств, были использованы данные Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, осуществлённого Росстатом в начале 2022 года.

Результаты регрессионного анализа свидетельствуют о том, что трудоустройство неработающих взрослых членов многодетной семьи, повышение их уровня образования и квалификации будут способствовать росту среднедушевых доходов семьи относительно границы бедности. Были сформулированы предложения по мерам, направленным на активизацию трудового потенциала многодетных семей, улучшение их материального положения и снижение уровня бедности.

Ключевые слова: многодетные семьи, домохозяйства с тремя и более детьми, материальное положение, доходы, меры поддержки.


_Users/4chwj2z2y7cy10ynqc83vx36dh/OG-141_tilda1824917.jpg

Фото: РОО «Объединение многодетных семей города Москвы»

Введение

В работе рассматриваются домохозяйства, имеющие в своем составе троих и более несовершеннолетних детей. Термины «домохозяйства с тремя и более несовершеннолетними детьми», «многодетные домохозяйства» и «многодетные семьи» используются как равнозначные.

Целью работы является оценка материального положения многодетных семей и факторов, влияющих на уровень их доходов, а также формулировка предложений по дополнительным мерам поддержки многодетных семей, направленным на улучшение их материального положения.

Число многодетных домохозяйств, по данным Всероссийской переписи населения 2020 года, составило 4,7% от общего числа домохозяйств, причем если в городах доля многодетных домохозяйств составляла 3,5%, то в сельских населенных пунктах — 8,1%. Для сравнения: по данным Всероссийской переписи населения 2010 года доля многодетных домохозяйств составляла 3,1% (в городах — 2,1%, в сельских населённых пунктах — 6,1%).

Это свидетельствует о росте многодетности, что отчасти может объясняться реализацией политики, направленной на повышение рождаемости [Захаров, 2016]. Как в 2010 году, так и в 2020 году доля многодетных семей в сельских населенных пунктах была выше, чем в городах. Данные переписей 2010 и 2020 годов показывают, что среди многодетных семей увеличилась доля неполных семей с тремя и более детьми: с 10,8 до 22,1%.

Исследователи [Прокофьева, 2007; Дорофеева, 2019] отмечают, что многодетные семьи чаще, чем семьи с одним-двумя детьми, проживают совместно с другими родственниками. Во многих научных работах [Римашевская, 2004; Лежнина, 2014; Рощина, 2017; Архангельский и др., 2019] подчеркивается низкий уровень среднедушевых доходов многодетных семей и высокий уровень бедности среди них. Это может объясняться в числе прочего тем, что в многодетных семьях число работающих лиц меньше числа иждивенцев [Дорофеева, 2019].

Многие многодетные семьи имеют неполноценное питание и плохие жилищные условия, а также не могут вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги [Шахматова, 2013; Дорофеева, 2019; Слободенюк, 2019]. При этом ипотечное кредитование для многодетных семей зачастую недоступно по причине низкого уровня среднедушевых доходов. В то же время многодетные семьи нередко имеют трудности с выплатой платежей по потребительским кредитам [Романова, 2021].

В научных работах [Гришина, 2017; Корчагина и др., 2019] указывается, что среди многодетных семей наблюдается более высокий уровень материальных лишений. Так, например, многодетные семьи часто испытывают финансовые трудности при покупке детям сезонной одежды и обуви [Смолева, 2019]. Около половины многодетных семей не имеют денежных средств для того, чтобы приобрести лекарства, назначенные врачом [Циткилов, 2011]. При этом уровень заболеваемости и инвалидизации среди детей из многодетных семей выше, чем среди семей с меньшим количеством детей [Шахматова, 2013]. Низкая финансовая обеспеченность многодетных семей ограничивает доступность для детей в них качественного дополнительного образования и усиливает риски их социальной исключенности [Безрукова, 2008].

В исследованиях [Тихонова, 2003; Смолева, 2018] подчеркиваются ограниченные возможности занятости многодетных матерей и их уязвимость на рынке труда. Авторы [Прокофьева и др., 2014; Дорофеева, 2019] указывают, что карьерные возможности женщины снижаются с увеличением числа детей, а трудности совмещения материнских и профессиональных обязанностей приводят к тому, что многодетные матери зачастую заняты в неформальном секторе или отказываются от работы в пользу ведения домашнего хозяйства. Работодатели не хотят нанимать на работу многодетных родителей по причине частых больничных [Смолева, 2019]. В работах [Безрукова, 2008; Шахматова, 2013] показывается, что многодетные матери работают преимущественно в малооплачиваемом секторе занятости, в том числе по причине недостаточно высокого уровня образования. Многодетные родители обычно не готовы работать сверхурочно. Кроме того, многодетным мамам с малолетними детьми трудно найти работу [Смолева, 2018]. Отсутствие вакансий с гибким рабочим графиком или неполным рабочим днем приводит к нежеланию многодетных матерей работать в таких условиях [Безрукова, 2008], а наличие в многодетной семье лишь одного работающего родителя приводит к плохому материальному положению такой семьи. При этом в научной статье [Дорофеева, 2019] показано, что уровень среднемесячной оплаты труда и количество отработанных часов у взрослых членов многодетных семей существенно не отличаются от других семей и, помимо этого, взрослые члены многодетных семей чаще берут подработки. Исследователи [Малышев, Успенская, 2018] отмечают, что многие многодетные семьи чаще хотели бы иметь работу с гибкими формами занятости: работу с неполным рабочим днем, надомную или дистанционную работу.

Более низкие стартовые возможности детей из многодетных семей негативно влияют на их успеваемость в начальных классах [Силина, Баландина, 2005]. Отчасти это связано с тем, что чем больше детей, тем меньше родительского внимания достаётся каждому из них, отчасти — с низким доходом многодетных семей. В работе [Канаева, 2013] показано, что средний балл успеваемости детей младшего школьного возраста из многодетных семей значимо снижается при увеличении количества детей в семье, при этом в многодетных семьях, где родители имеют более высокий уровень образования, дети учатся лучше, чем в многодетных семьях с родителями, имеющими низкий уровень образования. В то же время учёные [Хекман, 2011; Ramey et al., 2020] указывают на важность инвестиций в образование детей раннего возраста и говорят о том, что недостаток таких инвестиций приведет к упущенным возможностям развития способностей детей.


Меры поддержки многодетных семей

Многодетные семьи являются важнейшим объектом государственной семейной и социальной политики. В соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» регионы вправе самостоятельно определять критерии многодетной семьи с учётом национальных, культурных, социально-экономических и демографических особенностей. Чаще всего многодетной считается семья, в которой трое и более детей в возрасте до 16 или 18 лет. Так, например, в Москве статус многодетной семьи сохраняется до тех пор, пока младшему ребёнку не исполнится 16 лет, а если он учится — 18 лет. Среди мер социальной поддержки многодетных семей, установленных в Указе Президента РФ от 5 мая 1992 года: скидки на оплату ЖКУ, бесплатная выдача лекарств для детей до шести лет, бесплатный проезд на городском транспорте для учащихся общеобразовательных школ, первоочередной прием в детские сады, бесплатное питание для учащихся школ и колледжей, бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой, бесплатное посещение учреждений культуры один раз в месяц, помощь в организации и развитии крестьянского (фермерского) хозяйства, малого предприятия, выделение садово-огородных участков, предоставление льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд для строительства жилья, обучение и переобучение, содействие в трудоустройстве многодетных родителей, в том числе с применением гибких форм занятости. Малоимущие многодетные семьи с детьми, удовлетворяющие требованиям по имущественной обеспеченности и трудовым доходам, имеют право на получение установленного на федеральном уровне единого ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, объединившего предоставлявшиеся до 2023 года ежемесячные выплаты на ребёнка в возрасте до трёх лет, от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет. Кроме того, регионы могут вводить дополнительные меры поддержки для многодетных семей.


Данные и методы

Анализ изменения материального положения многодетных семей осуществлён на данных Комплексного наблюдения условий жизни населения за 2018 и 2022 годы.

Комплексное наблюдение условий жизни населения (Росстат. Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2022, далее — КОУЖ) проводится Росстатом во всех субъектах Российской Федерации и охватывает 60 тысяч домохозяйств. Уровень представительности результатов — в целом по Российской Федерации, городским и сельским поселениям с различной численностью населения, по отдельным социально-демографическим группам населения. Численность многодетных домохозяйств в выборке 2018 года составила 1423 домохозяйства, а в выборке 2022 года — 1487 домохозяйств. Данные КОУЖ позволяют оценить материальное положение многодетных семей с точки зрения депривационного подхода, в частности выявить домохозяйства, испытывающие различные депривации (лишения), обусловленные нехваткой денежных средств для того, чтобы:

  • оплачивать жизненно необходимые лекарственные препараты;
  • справляться с неожиданными тратами;
  • заменять пришедшую в негодность самую простую мебель;
  • покупать членам семьи новую одежду по мере износа;
  • покупать каждому члену семьи две пары удобной и подходящей по сезону обуви;
  • позволить питание из мяса, птицы или рыбы (или равноценную вегетарианскую пищу) один раз в два дня;
  • употреблять фрукты в любое время года;
  • приглашать гостей на семейное торжество;
  • проводить одну неделю отпуска вне дома каждый год;
  • вовремя оплачивать счета за ЖКУ.

Перечисленные выше лишения далее будут обозначаться как лишения из Списка 1. Также данные КОУЖ позволяют выявить многодетные домохозяйства, не имеющие возможности приобрести автомобиль, компьютер или ноутбук.

Кроме того, данные КОУЖ позволяют оценить распространённость лишений, которые испытывают дети, проживающие в малообеспеченных домохозяйствах. В частности, выявить домохозяйства, которые из-за финансовых ограничений не могут обеспечить своим детям:

  • подходящее место для игр и занятий;
  • наличие детских книг, подходящих по возрасту;
  • детские спортивные снаряды;
  • снаряжение для активного детского отдыха вне дома;
  • возможность своевременно менять одежду и обувь по мере роста детей;
  • участие в платных школьных мероприятиях;
  • посещение платных дополнительных занятий для развития способностей;
  • возможность уехать на каникулы из дома, по крайней мере на одну неделю в год;
  • возможность пригласить друзей на празднование дня рождения.

Таким образом, данные КОУЖ были использованы для анализа распространённости указанных лишений среди многодетных домохозяйств и домохозяйств с детьми в целом за 2018 и 2022 годы Помимо этого, на данных КОУЖ было проведено исследование структуры доходов многодетных домохозяйств и домохозяйств с детьми в целом по источникам поступления, а также изменение данной структуры доходов в период с 2018 по 2022 год.

Для оценки уровня доходов многодетных семей и факторов, влияющих на их доходы, были использованы данные Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (далее — ВНДН), проведенного Росстатом в начале 2022 года. Результаты данного обследования являются репрезентативными в целом по Российской Федерации, городским и сельским поселениям с различной численностью населения, по отдельным социально-демографическим группам домашних хозяйств. Выборка обследования составляет 160 тысяч домашних хозяйств, в том числе 4362 многодетных домохозяйства. Такая численность многодетных домохозяйств позволяет детально проанализировать уровень доходов таких домохозяйств в зависимости от их социально-демографического состава, а также провести регрессионный анализ факторов, значимо влияющих на уровень их доходов.

В качестве зависимой переменной в линейной регрессии использовалась переменная, характеризующая отношение среднедушевых доходов домохозяйства к среднедушевой границе бедности домохозяйства. Среднедушевая граница бедности определялась как сумма значений границы бедности для каждого члена домохозяйства, поделенная на общее число его членов. Принимая во внимание результаты предыдущих исследований, в качестве независимых переменных в регрессионной модели были рассмотрены переменные, отражающие количество детей до 17 лет, работающих лиц и пенсионеров; пол, уровень образования, должность, сферу занятости главы домохозяйства; тип населённого пункта и федеральный округ проживания домохозяйства. Корреляции Пирсона между независимыми переменными модели не превышали 0,50. Для того чтобы не допустить эффекта мультиколлинеарности, в ходе анализа проводилась диагностика коллинеарности между независимыми факторами, а также рассматривались две спецификации регрессионной модели.


Результаты анализа

Изменение материального положения многодетных семей в период с 2018 по 2022 год

Анализ данных КОУЖ Росстата показывает, что в период с 2018 по 2022 год охват многодетных домохозяйств мерами социальной поддержки увеличился с 78 до 83% (для сравнения: среди всех домохозяйств с детьми до 17 лет — с 40 до 45%).

Многодетные домохозяйства реже получают доход в виде заработной платы и чаще — в виде социальных выплат: 87% многодетных домохозяйств имеют в качестве источника дохода заработную плату (для сравнения: в целом у всех домохозяйств с детьми — 94%), в то же время пособия, субсидии или льготы есть у 83% многодетных домохозяйств, в то время как среди всех домохозяйств с детьми до 17 лет доля охваченных пособиями, субсидиями или льготами составляет лишь 45% (Рисунок 1).

Источник: расчёты автора на микроданных КОУЖ-2018, КОУЖ-2022.

Анализ данных КОУЖ Росстата показывает, что в период с 2018 по 2022 год доля домохозяйств с детьми до 17 лет, в том числе многодетных домохозяйств с детьми, в которых дети испытывают различные лишения, сократилась (Рисунок 2).

Источник: расчёты автора на микроданных КОУЖ-2018, КОУЖ-2022.

В частности, снизилась доля домохозяйств с тремя и более детьми до 17 лет, в которых дети по причине нехватки денежных средств не могут:

  • уехать на каникулы из дома на одну неделю в год (−6%, с 40 до 34%);
  • иметь дома спортивные снаряды (−9%, с 42 до 33%);
  • посещать платные дополнительные занятия по развитию своих способностей (−6%, с 39 до 33%);
  • участвовать в платных школьных мероприятиях (−5%, с 28 до 23%);
  • пригласить друзей на празднование дня рождения (−7%, с 21 до 14%);
  • иметь снаряжение для активного отдыха вне дома (−5%, с 16 до 11%).

В то же время доля многодетных домохозяйств, в которых дети не могут отдыхать на каникулах вне дома и посещать платные дополнительные занятия, остается высокой и составляет более 35%.

Также в период с 2018 по 2022 год сократилась доля многодетных домохозяйств, которые по финансовым причинам не могут:

  • покупать каждому члену семьи две пары обуви по сезону (−15%, с 40 до 25%);
  • употреблять фрукты в любое время года (−8%, с 21 до 13%);
  • справляться с неожиданными тратами (−7%, с 60 до 53%);
  • заменить пришедшую в негодность самую простую мебель (−7%, с 57 до 50%);
  • каждый год одну неделю отпуска проводить вне дома (−5%, с 57 до 52%);
  • позволить питание из мяса, птицы или рыбы раз в два дня (−6%, с 11 до 5%);
  • оплачивать жизненно необходимые лекарственные препараты (−5%, с 13 до 8%) (Рисунок 3).

Однако мы видим, что по ряду направлений существенная доля многодетных домохозяйств продолжает испытывать лишения: более 50% домохозяйств с тремя и более детьми не могут справиться с неожиданными тратами, заменить пришедшую в негодность простую мебель и проводить каждый год одну неделю отпуска вне дома.

Источник: расчёты автора на микроданных КОУЖ-2018, КОУЖ-2022.

Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в течение 2022 года имела четверть домохозяйств с тремя и более детьми (−6% к 2018 году), что более чем в 1,5 раз больше, чем среди домохозяйств с детьми до 17 лет.

В 2022 году испытывали затруднения при оплате необходимых ежедневных расходов 50% многодетных домохозяйств (среди всех домохозяйств с детьми — 37%). По сравнению с 2018 годом доля таких домохозяйств среди многодетных сократилась на 10%.

Обеспеченность многодетных домохозяйств компьютерной техникой не изменилась: как в 2018 году, так и в 2022 году 14% многодетных домохозяйств не имели финансовых средств для покупки стационарного компьютера или ноутбука (среди домохозяйств с детьми в целом доля таких лишь 7–8%). Доля многодетных домохозяйств, не имеющих домашнего доступа к интернету, в указанный период сократилась с 17 до 11%.

Обеспеченность многодетных семей автомобилями существенно не изменилась: если в 2018 году не имели в собственности автомобиля 36% многодетных домохозяйств, то в 2022 году — 32%. При этом увеличилась доля многодетных домохозяйств, имеющих в собственности один автомобиль в возрасте 15 лет и старше: с 14 до 20%.

Доля бедных среди многодетных домохозяйств сократилась с 74% в 2018 году до 63% в 2022 году (Рисунок 4), при этом риск бедности многодетных домохозяйств (отношение уровня бедности среди многодетных домохозяйств к уровню бедности среди домохозяйств с детьми в целом) увеличился с 2,1 раза до 2,3 раза. Это свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер в целях снижения уровня бедности среди домохозяйств с тремя и более детьми.

Доля многодетных домохозяйств, испытывающих множественные лишения (более двух лишений из Списка 1), хотя и сократилась в период с 2018 по 2022 год, но остается значительной. Так, если в 2018 году более двух лишений испытывали 58% многодетных домохозяйств, то в 2022 году — 48% (сокращение в 1,2 раза). При этом среди домохозяйств с детьми до 17 лет в целом доля домохозяйств с множественными лишениями сократилась в 1,3 раза (с 44 до 35%) (Рисунок 5).

* В 2018 году: ПМ — величина прожиточного минимума; в 2022 году: ГБ — граница бедности.
Источник: расчёты автора на микроданных КОУЖ-2018, КОУЖ-2022.

Источник: расчёты автора на микроданных КОУЖ-2018, КОУЖ-2022.


Уровень доходов многодетных семей

Анализ данных ВНДН Росстата показывает, что среднедушевые денежные доходы многодетных домохозяйств в 2021 году не превышали 15 тысяч рублей (Рисунок 6).

Источник: расчёты автора на микроданных ВНДН-2022 Росстата.

При этом среднедушевые доходы домохозяйств с пятью и более детьми были в 1,4 раза ниже среднедушевых доходов домохозяйств с тремя детьми. В многодетных домохозяйствах без работающих взрослых среднедушевой денежный доход в 2,3 раза меньше среднедушевого дохода в многодетных домохозяйствах с тремя и более работающими взрослыми, а в многодетных домохозяйствах с одним работающим взрослым — в 1,6 раза меньше. Среднедушевые денежные доходы многодетных домохозяйств, проживающих в сельских населённых пунктах, в 1,1–2,1 раза ниже, чем среднедушевые доходы многодетных домохозяйств, проживающих в городах. Наиболее высокий уровень среднедушевых доходов наблюдается у многодетных домохозяйств в городах-миллионниках: в 1,7 раза выше, чем у многодетных домохозяйств, проживающих в городах с численностью населения менее 50 тысяч человек, что в первую очередь обуславливается более высоким уровнем трудовых доходов в городах-миллионниках.


Факторы, влияющие на доходы многодетных семей

Результаты регрессионного анализа на основе данных ВНДН-2022 Росстата показывают, что на рост среднедушевого дохода многодетных домохозяйств относительно границы бедности положительно влияют присутствие в домохозяйстве пенсионеров, двух и более работающих лиц в возрасте 18 лет и старше, а также наличие работы у родителей детей. Кроме того, среднедушевой доход многодетных домохозяйств увеличивается, если у главы домохозяйства и/или у родителей детей есть высшее образование, а также если главой домохозяйства является мужчина.

Многодетные домохозяйства с четырьмя детьми, а также пятью и более детьми имеют более низкие среднедушевые денежные доходы, чем многодетные домохозяйства с тремя детьми. Кроме того, снижает среднедушевые доходы наличие в домохозяйстве студентов колледжа, обучающихся на очном отделении и, следовательно, с большой вероятностью не имеющих собственных источников дохода. Уровень среднедушевых доходов многодетных домохозяйств сокращается при понижении уровня квалификации главы домохозяйства.

В большей степени увеличивают доход многодетного домохозяйства занятость его главы в сферах добычи полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности, в строительстве, торговле, ремонте автотранспортных средств и гостиничном бизнесе. Среднедушевые доходы многодетных домохозяйств увеличиваются при проживании в более крупных городах и сокращаются в случае, если домохозяйство проживает в сельском поселении с численностью населения от 200 до 5000 человек.

Наиболее высокие среднедушевые доходы имеют многодетные домохозяйства, проживающие в Северо-Западном федеральном округе, а наиболее низкие — домохозяйства, проживающие в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах (Таблица 1).

Регрессионные коэффициенты показывают, что при прочих равных среднедушевые доходы многодетных семей увеличиваются при трудоустройстве матери в среднем более чем на 20% относительно границы бедности, а при получении ею высшего образования — более чем на 10%. При трудоустройстве отца среднедушевые доходы многодетных семей увеличиваются при прочих равных в среднем более чем на 25% относительно границы бедности, а при получении им высшего образования — более чем на 15%. Кроме того, если глава домохозяйства занимает должность высококвалифицированного специалиста, то это при прочих равных увеличивает среднедушевые доходы многодетных семей более чем на 10% относительно границы бедности (по сравнению с ситуацией, если бы глава домохозяйства работал по рабочей специальности).

Примечание: N = 4314 д/х; R2 — коэффициент детерминации; F — тест общей значимости в регрессии; Sig = 0,00; DW — критерий Дарбина — Уотсона; VIFi — коэффициенты разбухания дисперсии. * p < 0,10, ** p < 0,05; *** p < 0,01.
Источник: расчёты автора на микроданных ВНДН-2022.


Заключение

Проведенный анализ показал, что, несмотря на улучшение своего материального положения в период с 2018 по 2022 год, многодетные семьи продолжают испытывать существенные риски бедности и депривации. Более 50% домохозяйств с тремя и более детьми не могут справиться с неожиданными тратами, заменить пришедшую в негодность простую мебель и провести одну неделю отпуска вне дома хотя бы один раз в год. Треть многодетных семей не имеет денежных средств для того, чтобы их дети посещали платные кружки и секции для развития своих способностей, более 20% многодетных семей не могут заплатить за школьные экскурсии и поездки, более 10% — не имеют финансовых возможностей для покупки компьютера или ноутбука.

В исследованиях [Кириллова, Селивёрстова, 2017; Гришина, Цацура, 2023] отмечается, что размеры большинства социальных выплат многодетным семьям не покрывают разрыва между доходами таких семей до выплат и прожиточным минимумом, а предоставление региональных пособий многодетным семьям лишь незначительно сокращает их уровень бедности [Малева и др., 2016; Горина, 2019]. Кроме того, в последние несколько лет регионы ввели дополнительные ограничения на получение социальной поддержки для многодетных семей как по уровню доходов, так и другие ограничения. Количество и размер региональных социальных выплат для многодетных семей существенно различаются в разных регионах, что обуславливается в том числе экономическими возможностями и социальными приоритетами региона [Кириллова, Селивёрстова, 2017].

Таким образом, бедные семьи, живущие в низкообеспеченных регионах с относительно невысокими размерами социальных выплат, зачастую оказываются в худшем положении, чем бедные семьи, живущие в более обеспеченных регионах [Андреева и др., 2016]. А в условиях сложной экономической ситуации многодетные семьи особенно остро ощущают свою социальную незащищённость [Бирюкова и др., 2019].

Проведенные расчёты на данных ВНДН-2022 показывают, что дефицит доходов многодетных домохозяйств составляет 41% от общего объема дефицита доходов всех домохозяйств, который, по данным Росстата, в 2022 году был равен 690,2 миллиарда рублей. Таким образом, для полного устранения дефицита доходов многодетных домохозяйств требуется не менее 280 миллиардов рублей.

Результаты регрессионного анализа свидетельствуют о том, что трудоустройство неработающих взрослых членов многодетной семьи, повышение уровня их образования и квалификации способствуют росту среднедушевых доходов такой семьи относительно границы бедности.

В связи с этим реализация комплекса мер, направленных на активизацию трудового потенциала многодетных семей, будет способствовать улучшению их материального положения и снижению рисков бедности. В частности, одним из возможных направлений такой работы могло бы стать совершенствование программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации многодетных матерей с детьми до трёх лет за счёт введения для них дистанционного обучения, оказания им содействия в трудоустройстве на работу с гибкими формами занятости (например, на неполный рабочий день или неделю, работу с дистанционной занятостью) и предоставления многодетным семьям с детьми до трёх лет, имеющим среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, электронного сертификата для оплаты услуг по уходу и присмотру за детьми. Предоставление сертификата на оплату услуг няни до достижения ребёнком возраста трёх лет малоимущим многодетным семьям позволило бы ускорить выход многодетных матерей на рынок труда и повысить шансы на успешное прохождение ими программ профессиональной подготовки в случае возникновения такой необходимости. Общая стоимость программы по предоставлению электронного сертификата на оплату услуг няни малоимущим многодетным семьям с детьми до трёх лет составит около 120 миллиардов рублей на 2024 год при условии, что ежемесячная стоимость услуг няни будет составлять два МРОТ (если электронные сертификаты будут предоставляться малоимущим многодетным семьям с детьми до шести лет — около 310 миллиардов рублей) (оценка проведена с использованием данных ВНДН-2022 Росстата).

Одной из важнейших мер поддержки многодетных семей может также стать предоставление электронного сертификата на оплату дополнительных занятий с репетиторами для школьников из таких семей. Эта мера позволит повысить шансы детей из многодетных семей на получение более высокого уровня образования и более высокооплачиваемой работы в будущем.

Кроме того, крайне важным является разработка и принятие федерального закона, закрепляющего единый статус многодетных семей и гарантирующего определённый перечень и объем социальной поддержки таким семьям на всей территории Российской Федерации, вне зависимости от регистрации по месту жительства.


Список источников

1. Андреева Е. И., Бычков Д. Г., Феоктистова О. А. Региональные подходы к оптимизации системы мер социальной поддержки // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 5. С. 25–36.

2. Архангельский В. Н., Елизаров В. В., Джанаева Н. Г. Оценка уровня жизни семей с детьми: аналитические возможности обследований Росстата // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 1 (21). С. 65–79. 

3. Безрукова О. Н. Многодетные семьи: жизненная ситуация // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Социология. 2008. № 1. С. 100–114.

4. Бирюкова С. С., Горина Е. А., Горяйнова А. Р. и др. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки / Под ред. Л. Н. Овчаровой. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 153 с.

5. Горина Е. А. Трансформация социальной поддержки населения в регионах России: направления и приоритеты // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 2. С. 163–176. 

6. Гришина Е. Е., Цацура Е. А. Адресные выплаты на детей 3–7 и 8–17 лет: доступность, результативность и уроки для единого пособия // Народонаселение. 2023. Т. 26. № 3. С. 77–92. 

7. Гришина Е. Е. Депривационный подход к оценке бедности семей с детьми в России и странах Европы // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 4. С. 47–55.

8. Дорофеева З. Е. Особенности жизненных практик многодетных семей // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 114–124. 

9. Захаров С. В. Скромные результаты пронаталистской политики на фоне долговременной эволюции рождаемости в России. Часть 1 // Демографическое обозрение. Т. 3. № 3. 2016. С. 6–38. 

10. Канаева Л. А. Академические достижения детей из многодетных семей // Фундаментальные исследования. 2013. № 8 (ч. 5). С. 1217–1221.

11. Кириллова М. Н., Селивёрстова О. Ф. Анализ мер социальной поддержки многодетных, малоимущих и неполных семей с детьми // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 6 (40). С. 98–109.

12. Корчагина И. И., Прокофьева Л. М., Тер-Акопов С. А. Материальные депривации в оценках бедности // Народонаселение. 2019. № 2. С. 51–63. 

13. Лежнина Ю. П. Социально-демографические особенности в современной России // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 20–28.

14. Малева Т. А., Гришина Е. Е., Цацура Е. А. Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность // Регион: Экономика и социология. 2016. № 4 (92). С. 153–175. 

15. Малышев М. Л., Успенская Т. Н. Многодетные семьи: социологический анализ проблем социальной защиты (на примере г. Москвы) // Власть. 2018. Т. 26. № 9. С. 153–161. 

16. Прокофьева Л. М. Домохозяйство и семья: особенности структуры населения России. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. Т. М. Малевой, О. В. Синявской. Независимый институт социальной политики. Москва: НИСП, 2007. С. 251–266.

17. Прокофьева Л. М., Корчагина И. И., Попова Р. И. и др. Бедность и социальная исключенность глазами разных групп населения // Народонаселение. 2014. № 4 (66). С. 61–81.

18. Римашевская Н. М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования. 2004. № 4 (240). С. 33–43.

19. Романова А. В. Неформальные ресурсы социальной поддержки многодетных семей // Социология. 2021. № 4. С. 196–205.

20. Рощина Я. М. Дети и подростки в России в 1994–2015 гг.: здоровье, образование и характеристики семьи // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS HSE). Вып. 7: сб. науч. ст. / Отв. ред. П. М. Козырева. Москва: НИУ ВШЭ, 2017. С. 96–116.

21. Силина Е. А., Баландина Л. Л. Какие они, дети из многодетных семей? (Психологический очерк индивидуальности детей из многодетных семей). Пермь: изд. Перм. гос. пед. ун-та. 2005. 166 с.

22. Слободенюк Е. Д. Глубокая бедность в России: специфика объективного и субъективного положения и запросы к социальной политике // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 4. С. 26–38. 

23. Смолева Е. О. Барьеры инклюзии на рынке труда в восприятии социально уязвимых категорий населения (на примере Северо-Западного федерального округа) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4 (146). С. 351–368. 

24. Смолева Е. О. Многодетные семьи в регионе: механизмы эксклюзии и стереотипы // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 2. С. 116–137. 

25. Тихонова Н. Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России. 2003. № 1. С. 36–49.

26. Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала (пер. с англ. Е. Покатович) // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137. 

27. Циткилов П. Я. Система поддержки многодетных семей в современной России // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 3. С. 62–68.

28. Шахматова Н. В. Образ жизни многодетной семьи: социологический ракурс изучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 13. № 3. 2013. С. 6–8. 

29. Ramey C., Ramey S. Early Childhood Experiences and Developmental Competence / S. Danziger, J. Waldfogel (eds). Securing the Future: Investing in Children from Birth to College. New York: Russell Sage Foundation, 2020. P. 122–152.


Оригинал публикации: Гришина Е. Е. Материальное положение многодетных семей и факторы роста их доходов // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 1. С. 45–60.