На фото многодетная семья Коловановых (Московская область) / источник: пресс-служба отдела ЗАГС по городскому округу Красногорск
В рамках данной статьи принята попытка охарактеризовать
(оценить) демографическую ситуацию в России, выявить существующие проблемы,
определить возможные направления для их решения, а также предложить идеи по
совершенствованию мер поддержки семей с детьми.
Анализ демографической ситуации в стране возможен путём
исследования ряда показателей. Базовым показателем является общая численность
населения страны. В период с 2015 по 2020 год в России был зафиксирован рост
численности (по данным Федеральной службы государственной статистики России,
раздел демография: численность и состав населения), что, к сожалению,
обусловлено миграцией, а не естественным движением населения: международная
миграция стабильно положительная. «В этом явлении многие специалисты видят
единственный источник выхода нашей страны из депопуляционной ямы. Длительное
время количество въезжающих в Российскую Федерацию существенно превышало число
покидающих её» (Жуков, В. И. Естественный прирост и депопуляция населения в
России: нормы, демографические девиации и ресурсы / В. И. Жуков // Государство
и право. - 2023. - N 2, стр. 26.). Однако с 2020 года общий прирост населения в
стране стал отрицательным. Так, например, на 1 января 2024 года по сравнению с
1 январём 2023 года сокращение постоянной численности населения в стране
составило почти 300 тыс. человек (Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики России, показатель: численность постоянного
населения). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в последние годы
установилась тенденция на снижение численности населения, что является одной из
проблем в демографической ситуации России.
С помощью только одного показателя (численность населения)
нельзя охарактеризовать процессы, происходящие в структуре демографической ситуации.
Другим показателем, который не включает миграционный прирост населения,
является суммарный коэффициент рождаемости (далее – СКР), который характеризует
уровень рождаемости и показывает среднее число детей на одну женщину
репродуктивного возраста. Последние 8 лет значение СКР снижается и в 2023 году
составил 1,4 (Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
России, показатель: суммарный коэффициент рождаемости). Для обеспечения в
стране расширенного воспроизводства значение СКР должно быть более 2,1 (т.е. на
каждую женщину должно приходиться двое и более детей). Существенную роль в
обеспечении такого уровня рождаемости обеспечивают многодетные семьи. Именно
многодетные семьи, воспитывающие трёх и более детей, могут в долгосрочной
перспективе обеспечить в стране расширенное воспроизводство. При этом, проведя
анализ трёх вариантов прогноза по СКР (низкий, средний, высокий), можно сделать
вывод о том, что на ближайшие 20 лет при текущей демографической ситуации не
прогнозируется достижение показателя до значений, при которых в стране
осуществлялось бы расширенное воспроизводство (Таблица 1), что является ещё
одной проблемой в демографической ситуации страны – проблема низкой
рождаемости.
Отметим и положительные изменения в демографической ситуации:
«количество многодетных семей в России достигло 2,4 миллиона и за последние
десять лет увеличилось в два раза. В них воспитывается порядка 7,7 миллиона
детей. Согласно последней переписи населения 2020 года, в 55% семей с детьми –
один ребёнок, в 33% — два, в 12% — три и более». Таким образом, поддержка
многодетных семей, по нашему мнению, должна быть одним из приоритетов
демографической политики государства, а восстановление многодетной семьи как
социальной нормы для нашего общества – важным ориентиром на предстоящие годы.
Источник: по данным Федеральной службы государственной
статистики России на 2023 год
Во время проведения социальных опросов населения респонденты
указывали три основные причины, препятствующие увеличению численности детей в
семье (Рисунок 1). На первом месте стоит вопрос материального обеспечения как
самого ребёнка, так и затрат с ним косвенно связанных. На втором месте следует
фактор неопределённости в завтрашнем дне. И, наконец, на третьем месте –
жилищные условия (На основе данных исследования, проведённого в дипломной
работе «Социальный анализ демографической ситуации с целью оптимизации», автор:
Кузьменко А. А., Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный
национальный исследовательский университет»). Социальные опросы населения также
показывают (Таблица 2), что высокая доля семей (даже с одним ребёнком)
испытывает трудности с улучшением своих жилищных условий, что может являться
одним из сдерживающих факторов планирования в семье большего количества детей.
Источник: данные Федеральной службы государственной
статистики России (оценка финансового положения домашними хозяйствами, 2023
год)
Задача демографической политики заключается как в
поддержании рождения первого ребёнка, так и последующих. «Доминирующая позиция
россиян состоит в том, что уровень рождаемости и помощь семьям с детьми – это
сфера непосредственной ответственности государства» (Секицки-Павленко О. О.
Оценка россиянами мер демографической политики в области рождаемости //
Социологические исследования (СОЦИС). – 2023. – N 7. – С. 145). Для этого
необходима эффективная система стимулирования населения к рождению детей,
включающая в себя элементы материальной поддержки детей и их родителей. Так,
например, в настоящее время действует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №
81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (последняя редакция
от 29.10.2024 г.), в котором устанавливается система государственных пособий
для граждан с детьми. Основным нормативным актом, регулирующим права
многодетных семей в России, является Указ Президента РФ от 23.01.2024 № 63 «О
мерах социальной поддержки многодетных семей». Многодетным семьям в России
оказывается поддержка как на федеральном, так и на региональном уровне, т.е.
каждый регион может самостоятельно определять дополнительные к основным меры
поддержки. В связи с этим семьи, проживающие в разных субъектах, могут получать
разную финансовую и социальную помощь, в зависимости от многих факторов, например
от территориального фактора. Так, «глава государства на пленарной сессии ВЭФ
предложил ввести выплату в размере одного миллиона рублей для многодетных семей
в дальневосточных регионах на погашение ипотеки. Это предложение коснётся семей
в регионах, где низкий коэффициент рождаемости» (новость от 5 сентября 2024
года: «Президент озвучил меры поддержки граждан на Дальнем Востоке»).
Согласно профильным исследованиям многих авторов, существует
причинно-следственная связь между материальными условиями жизни и репродуктивным
поведением. Большинство экспертов соглашаются с тем, что одним из ключевых
факторов стимулирования рождаемости в Российской Федерации стала разработка и
введение с 1 января 2007 года ряда мер и, прежде всего, материнского капитала.
Периодическое обращение к обществу и озвучивание целевых приоритетов стратегии
развития страны, где немалая роль отводится программе развития института семьи
и рождаемости, является частью непрерывного диалога руководства страны и
граждан России. Согласно посланию Президента России Федеральному собранию от 29
февраля 2024 года устойчивый рост рождаемости должен стать одним из приоритетов
развития страны на ближайшие годы. Одним из критериев при планировании новых
действий с целью повышения СКР должны стать успешные проекты в этой области, а
также оценка эффективности проводимой на данный момент политики.
Проект «Семья», анонсированный в 2024 году Владимиром
Путиным, направлен на улучшение демографической ситуации в стране. В рамках
проекта до конца 2030 года планировалось направить целевую помощь регионам для
усиления программ поддержки семей. Эти программы включали продление выплат
материнского капитала, специальных выплат по рождению третьего ребёнка и помощь
в обеспечении ипотечных заимствований. Также стоит отметить уже существующий с
2019 года национальный проект «Демография», в реализацию которого вовлечены
сразу несколько министерств и ведомств, а координацию и контроль исполнения
осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Данный проект включает в себя сразу пять направлений:
- Финансовая
поддержка семей при рождении детей.
- Содействие
занятости женщин – создание условий дошкольного образования детей до трёх лет.
- Разработка
и реализация программ системной поддержки и повышения качества жизни граждан
старшего поколения.
- Формирование
системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и
отказ от вредных привычек.
- Создание
для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и
спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности
населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.
По нашему мнению, финансовая поддержка семей при рождении
детей должна быть направлена, прежде всего, на решение жилищного вопроса. Исследуем
конкретный пример. Средняя цена однокомнатной квартиры в Москве в 2023 году
составила 10-12 миллионов рублей. Сейчас материнский капитал, выдаваемый по
рождению первого ребёнка, составляет около 630 тысяч рублей, т. е. составляет
немного меньше 10% от стоимости однокомнатной квартиры. Для улучшений условий
покупки собственного жилья Правительство разработало программу льготной
ипотеки, но при этом можно отметить, что это способствовало также последующему
росту цен на квартиры. По нашему мнению, льготная ипотека должна сопровождаться
ограничениями застройщиков в уровне цен, поскольку выдача кредита по низкой
ставке разгоняет инфляцию.
Другой проблемой, связанной с демографической ситуацией,
является проблема уменьшения доли работающего населения за счёт увеличения доли
людей старшего поколения. Данная ситуация характерна для многих развитых стран:
особенно сильный возрастной дисбаланс существует в Японии и в странах Западной
Европы. Оценивая данные Федеральной службы государственной статистики (Рисунок
1 и 2), можно отметить тенденцию к увеличению доли людей как старшего
поколения, так и значения среднего возраста населения в России.

Источник Рисунок 1 и 2: на основе данных Федеральной службы
государственной статистики России
Увеличение доли пожилого населения может привести к
ситуации, сложившейся в Японии: в стране количество пенсионеров так велико, что
работающим сложно их обеспечить необходимыми материальными благами.
В заключительной части исследования хотелось бы предложить
идеи и направления развития, которые могли бы способствовать улучшению демографической
ситуации в стране. «В России действует система обязательного страхования
физических лиц, основными участниками которой являются работники и их
работодатели. Страховые взносы, в отличие от НДФЛ, уплачиваются за счёт
страхователей. В 2024 году работодатели должны платить за пенсионное,
медицинское и социальное страхование работников по единому тарифу 30%. Кроме
единого тарифа работодатели по трудовым договорам платят за работников ещё один
взнос - на страхование по травматизму и профессиональным заболеваниям. Здесь
ставка взносов зависит от класса профессионального риска основного вида
деятельности работодателя и составляет от 0,2% до 8,5%» (На основе положений
Налогового Кодекса Российской Федерации и обобщённой информации, представленной
на сайте). В целях поддержки семей с детьми предлагаем следующий механизм
совершенствования системы обязательного страхования физических лиц (Рисунок 3).
Источник: составлено автором с использованием положений
налогового Кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ и других
нормативных правовых актов
Согласно предлагаемым изменениям, схематично изображённым на
Рисунке 3, предлагаем часть из страховых взносов направлять непосредственно
работникам, у которых двое или более детей, что будет являться дополнительной
материальной поддержкой семей и способствовать стимулированию рождаемости.
Рассмотрим на конкретном примере: семья, в которой трое несовершеннолетних
детей. Согласно трудовому договору, зарплата у папы составляет 70 000 руб. (до
вычета налога), у мамы – 50 000 руб. Согласно основному виду деятельности
страхование по травматизму составляет 0,2. Итого: за 12 месяцев предприятие
должно уплатить страховых взносов на сумму:
- За папу: (70 000 руб. * 12 месяцев) * 0,302 = 253 680
руб. (из них в конце года выплата лично работнику составит 67 200 руб. (8% от
общего дохода), поскольку в семье трое несовершеннолетних детей.
- За маму: (50 000 руб. * 12 месяцев) * 0,302 = 181 200
руб. (из них в конце года выплата лично работнику составит 48 000 руб. (8% от
общего дохода), поскольку в семье трое несовершеннолетних детей.
Итого общая сумма материальной поддержки для семьи из
данного примера составит 67 200 руб. + 48 000 руб. = 115 200 руб. за год.
Кроме законодательной инициативы по внесению изменений в
систему обязательного страхования физических лиц, следует обратить внимание на
возможные изменения в системе налоговых вычетов, например на дифференциацию
имущественного налогового вычета. Размеры налогового вычета при покупке жилья и
при уплате процентов по ипотеке давно не увеличивались, поэтому необходимо не
только рассмотреть вопрос об увеличении их размеров, но и о дифференциации размера
таких вычетов в зависимости от количества детей в семье.
В дополнение к вышеописанным идеям предлагаем следующие
направления развития, которые могут положительно повлиять на демографическую
ситуацию:
- Разработка комплекса мер (программ) гарантий получения
бесплатного высшего образования для родителей, в семье которых двое и более
детей.
- Использование системы государственного регулирования цен
на недвижимость за счёт постройки государственными компаниями доступного жилья
для семей с детьми.
- Совершенствование и увеличение количества организаций,
обслуживающих интересы семьи (детские сады, школы, медицинские учреждения).
- Дальнейшее развитие идеологической составляющей во всех
средствах массовой информации и в воспитательно-образовательной среде (школы,
техникумы, высшие учебные заведения и т. д.). При этом в основе данной
идеологии должны быть традиционные семейные ценности и многодетность как новая
норма в обществе.
Таким образом, в настоящее время вопросы улучшения
демографической ситуации в стране являются актуальными и часто обсуждаются. «В
горизонте ближайших шести лет мы должны добиться устойчивого роста рождаемости.
Для этого будем принимать дополнительные решения в системе воспитания и
образования, регионального и экономического развития», – отметил Президент
России Владимир Путин при обращении с Посланием к Федеральному Собранию 29
февраля 2024 года. А 25 апреля этого же года Президент России, приветствуя
участников, организаторов и гостей Ежегодной всероссийской демографической
конференции «Россия – большая семья больших семей. Многодетность как новая
норма», отметил, что «улучшение демографической ситуации, поддержка рождаемости
и многодетности, обеспечение достойного качества жизни российских семей –
приоритетная общенациональная задача».
Убеждены, что проведение различных мероприятий и конкурсов,
одним из которых является конкурс исследовательских работ молодых учёных
«Менделеевские чтения» на тему «Многодетность как новая норма», позволяет
вовлекать всё большее количество людей в осмысление проблем демографии. А исследовательские
работы участников такого конкурса будут интересны в части обобщения выявленных
проблем и систематизации конкретных направлений, мер, идей, законодательных
инициатив, направленных на улучшение демографической ситуации в стране,
повышение уровня рождаемости и на сохранение системы традиционных семейных
ценностей в обществе.
Список литературы
1. Взносы
работодателей за работников [Электронный ресурс]. Ссылка.
2. Жуков, В.
И. Естественный прирост и депопуляция населения в России: нормы,
демографические девиации и ресурсы / В. И. Жуков // Государство и право. –
2023. – N 2.
3. Кузьменко,
А.А. Дипломная работа «Социальный анализ демографической ситуации с целью
оптимизации (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»).
4. Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от
08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024).
5. Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от
08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024).
6. Официальный
сайт Федеральной службы государственной статистики России, раздел «Демография».
7. Послание
Президента России Владимира Путина Федеральному собранию от 29 февраля 2024
года.
8. Президент
озвучил меры поддержки граждан на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]. Ссылка.
9. Приветствие
Президента России Владимира Путина участникам, организаторам и гостям Ежегодной
всероссийской демографической конференции «Россия – большая семья больших
семей. Многодетность как новая норма». [Электронный ресурс]. Ссылка.
10. Ростовская
Т.К., Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Кучмаева О.В., Семенова В.Г. Семья и
демографические процессы в современной России: монография. Сер.
Демография-социология-экономика. - Москва, 2021. - 260 С.
11. Секицки-Павленко
О. О. Оценка россиянами мер демографической политики в области рождаемости //
Социологические исследования (СОЦИС) - 2023. - N 7.
12. Сколько
многодетных семей в России? [Электронный ресурс]. Ссылка.
13. Сколько
стоят московские квартиры в 2023 году, анализ объявлений на «Циане»
[Электронный ресурс]. Ссылка.
14. Указ
Президента РФ от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных
семей».
15. Федеральный
закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей».
16. Федеральный
закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном социальном
страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с
изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).