Аналитика

Меры материальной поддержки семейных студентов – современная политика российских вузов

Анализ мер поддержки различных категорий семейных студентов и выделение лучших практик
12 марта 2025
16:57
(Изменено 18:20)

Авторы: Бурханова Ф. Б., доктор социологических наук, главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН (Москва, Россия);
Сабанаева К. Э., аналитик, Центр гуманитарных исследований, Министерство культуры Республики Башкортостан (Уфа, Россия);
Хазипова С. Р., ведущий специалист, Уфимский университет науки и технологий (Уфа, Россия)

Инфографика: Дарья Мамонова

В статье анализируются меры материальной помощи, предоставляемые в российских вузах семейным студентам, то есть обучающимся: состоящим в зарегистрированном браке, имеющим или не имеющим ребёнка; воспитывающим ребёнка без супруга. Цель работы – выявление категорий семейных студентов, указанных в документах вузов как получатели мер материальной поддержки, а также оснований для её получения; выделение категорий и мер, которые могут быть распространены более широко. Данные получены методом контент-анализа положений, находящихся на сайтах вузов в свободном доступе. Выборку составили 96 университетов, имеющих статус национально-исследовательских, федеральных, финансируемых по программе «Приоритет-2030». Рассматриваются только меры, непосредственно адресованные семейным студентам, и не включены меры, предоставляемые всем студентам независимо от брачного статуса и наличия детей. Согласно полученным результатам, основными получателями помощи являются студенты очной формы, обучающиеся за счёт бюджетных средств. Среди категорий получателей чаще всего фигурируют семьи, имеющие ребёнка/детей. Одинокие родители пока не часто включаются в число получателей, крайне редко – семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида. Среди оснований оказания поддержки чаще всего указаны разовые семейные события (рождение ребёнка; вступление в брак; смерть жены, мужа, ребёнка). Редко основаниями являются ситуации, требующие значительных или постоянных материальных затрат семьи (оплата общежития, найма жилого помещения; посещение ребёнком детского дошкольного учреждения; дорогостоящее лечение, медицинские обследования, операции, длительная болезнь). Сформулированы предложения: всем вузам распространить меры материальной помощи на студентов внебюджетной формы; среди получателей указать одиноких родителей и лиц, воспитывающих ребёнка-инвалида, а также «студенческие семьи» с предварительным определением этой категории в федеральном законе; включить в перечень оснований для предоставления помощи ситуации, требующие значительных или постоянных материальных затрат семьи.

Ключевые слова: семейные студенты, студенческая семья, материальная поддержка, вузы, семейная политика, территориальная дифференциация.


Владимир/Аналитика/Март-Апрель25/12_Ан1САФУ имени М.В. Ломоносова_сайт Конкурса «Студенческая семья-2024» в САФУ.jpg

На фото Валерий и Александра Волчецкие, победители конкурса «Студенческая семья — 2024» в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова / источник: сайт конкурса «Студенческая семья — 2024»

Введение

В российских вузах зарегистрировано 17 тысяч семейных студентов, что составляет менее 1% от количества студентов в стране (Кузнецова, 2024). Поддержка студенческих семей должна стать флагманом государственной семейной политики // Ректор вуза. № 6. С. 4–7). Однако студенческие семьи сталкиваются с социальными проблемами, которые или отсутствуют у других категорий семей, или имеют свою специфику. Это проблемы, связанные с материальным обеспечением, жильём, учебным процессом, уходом и присмотром за детьми, их воспитанием, нахождением баланса между учёбой, семейными и родительскими обязанностями, выстраиванием супружеских отношений. Одна из главных проблем – материальная, обусловленная прежде всего ограниченными возможностям из-за учёбы иметь личные доходы от трудовой занятости, а также значительным снижением уровня жизни семьи при рождении детей.

Несмотря на тенденции, которые не способствуют увеличению числа семей, создаваемых в студенческие годы (рост возраста вступления в брак, распространение установок на создание семьи после получения профессионального образования; ориентация на более позднее рождение детей и др.), студенческие семьи могут рассматриваться как демографический ресурс страны (Ростовская, 2022). Это означает, что при соответствующей поддержке возможен рост числа таких семей и детей в них.

Современная государственная семейная и демографическая политика, реализуемая на федеральном уровне, не определяет понятие «студенческая семья» и не предусматривает специальных федеральных мер в её отношении. На обучающихся студентов распространяются федеральные законы, регламентирующие предоставление пособий и отпусков при ожидании, рождении ребёнка, уходе за ним.

В отсутствие специальных федеральных мер вузы ввели и продолжают вводить (Петрова, 2024). До конца 2024 года в вузах России будет создано 60 комнат матери и ребёнка // Ректор вуза. № 6. С. 8–11) свои меры поддержки семейных студентов.

Студенческая семья всё чаще рассматривается как особый объект университетской социальной политики («В ДВФУ окажут поддержку студентам с детьми». Ссылка), требующий соответствующего законодательного обеспечения и введения комплекса мер, включая материальные. Принятие мер может положительно сказаться на учёбе, социальном самочувствии студентов, способствовать росту числа семей, что особенно важно – семей с детьми. Идея об установлении правового статуса студенческой семьи и введении мер для данной категории на федеральном уровне (Ростовская, 2015; Гайдар, Севергина, 2024) поддерживается и продвигается Министерством высшего образования и науки, законодателями (Кузнецова (2024). Поддержка студенческих семей должна стать флагманом государственной семейной политики // Ректор вуза. № 6. С. 5).

Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью проанализировать имеющиеся на уровне вузов меры материальной поддержки семейных студентов, выделить лучшие практики; на основании этого предложить меры, которые могли бы быть распространены более широко или стать общефедеральными.


Обзор литературы

Тема студенческой семьи на современном этапе развития страны становится всё более востребованной (Ростовская и др., 2022). Отсутствие официальной статистики и ограниченное число социологических исследований (Халикова, 2021; Ростовская, Васильева, 2023) не позволяют всесторонне описать группу семейных студентов, её демографические, социально-экономические, социально-культурные и другие характеристики и проблемы. Однако исследования показывают важность для студентов брака как такового и вступления в брак как ключевого этапа жизненного пути, что «в условиях тренда откладывания деторождений и дефицита рождаемости определяет необходимость государственной заботы о студенческой семье» (Ростовская и др., 2023, с. 41).

Вопросы о необходимости осуществления в системе высшего образования работы со студенческими семьями ставились давно. Подчёркивалась важность психолого-педагогического сопровождения семей (Авдеева, 2008), акцентировалось внимание на учёте национальных традиций в ходе работы (Ахмедова, 2011).

В условиях проведения активной государственной семейной политики эту проблематику актуализировали исследователи под руководством Т.К. Ростовской. Ими была предложена система мер поддержки студенческих семей на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне университетов (Ростовская, 2015; Ростовская, Нурисламова, 2015).

Сведения по имеющимся в отдельных российских вузах мерам поддержки семейных студентов приводятся в публикациях (Судьин, Сайфуллин, 2022; Гайдар, Севергина, 2024). При отсутствии специальных федеральных мер и ограниченности университетских мер авторы вносят свои предложения. Предлагаемые ими вузовские меры имеют различную направленность: материальные, жилищные, образовательно-просветительские, меры по организации учебного процесса.

Тема социальной поддержки студентов, имеющих семью, детей, является актуальной и для зарубежных исследователей. Барьеры, с которыми сталкиваются родители-студенты в процессе обучения, показывают сложную связь между «общественным миром» – университетом и «частным миром» – заботой об этой группе обучающихся (Wainwright, Marandet, 2010). Исследователи указывают на недостатки университетов в рамках заботы о тех, кто обременён обязанностями по уходу за детьми (Wainwright, Marandet, 2010, p. 458). Сделан вывод о «незаметности обязанностей студентов по уходу за детьми в образовательных учреждениях высшего образования», для решения этой проблемы рекомендуется многоуровневое вмешательство с участием различных субъектов, прежде всего самих вузов (Moreau, Kerner, 2012, p. 38).

Поскольку совмещение обязанностей по дому с академическими занятиями является сложной задачей для обучающихся в целом, а для студентов-родителей особенно, для их поддержки необходим комплекс мер (Briegel et al., 2023). В ходе интервью с сотрудниками, ответственными за благосостояние студентов, выявлены различия в пользу датских университетов по сравнению с Великобританией в четырёх основных сферах поддержки обучающихся, имеющих детей: финансовая поддержка; обеспечение ухода за детьми; отпуск по уходу за ребёнком и наличие гибких форм обучения (Brooks, 2012).

Необходимость поддержки студентов с детьми имеется и в колледжах. По сравнению со студентами колледжей без детей, студенты – одинокие родители значительно чаще имеют финансовые долги и повышенную вероятность их возникновения, полагаются на продовольственную помощь, работают больше часов, имеют жилищные трудности, а также более низкий средний балл академической успеваемости. Меры, направленные на решение этих вопросов, необходимы для поддержания академических успехов родителей-одиночек (Sanborn et al., 2024). Для того чтобы успешно учиться и завершить образование, студенты-родители решают ключевую проблему – находят баланс между работой, домом, уходом за детьми и академическими обязанностями, расставляют приоритеты, управляют временем, преодолевают стресс. Помимо этого, для них важно обеспечение необходимых услуг и поддержки со стороны учебных заведений, сообщества обучающихся и преподавательского состава (Peterson, 2016). Однако большая часть потребностей родителей-учащихся в заботе о детях остаётся неудовлетворённой, их доступ к уходу за детьми на территории кампусов в разных американских регионах снижается, что способствует низкому уровню получения дипломов (NollLindsey et al., 2017). Американские колледжи и университеты должны также формировать политику поддержки студенток – кормящих матерей, создавать специально отведённые места для кормления детей и сцеживания молока (Bostick et al., 2016). Каждое учебное заведение может по-своему совершенствовать услуги для студентов, воспитывающих детей, чтобы обеспечить благоприятные условия этой категории обучающихся. Для работы в этом направлении требуется сформировать подход, учитывающий потребности родителей учащихся при предоставлении всех услуг.

Анализ публикаций показал, что характеристика мер поддержки семейных студентов по всем или большинству российских вузов в научной литературе пока отсутствует. Нет и публикаций, в которых обобщались бы сведения о материальной поддержке, что придаёт актуальность заявленной теме. Зарубежные авторы также отмечают слабую изученность в своих странах темы оказания помощи студентам, имеющим детей, и их исследования сосредоточены в основном на нематериальных мерах поддержки.


Методология, методы, цель работы

Информация об имеющихся категориях семейных студентов и мерах их материальной поддержки получена путём контент-анализа правовых документов, регламентирующих социальную помощь обучающимся и размещённых в свободном доступе на сайтах российских вузов.

Основным таким документом во всех вузах является положение об оказании материальной помощи или положение, регламентирующее стипендиальное обеспечение и материальную помощь. Есть и некоторые другие документы (Положение о фонде социальной защиты обучающихся Северо-Восточного федерального университета: утв. ректором 29 февраля 2023 г. Ссылка). В целом ряде университетов введены и действуют комплексные программы поддержки обучающихся, имеющих детей.

Кроме регламентирующих документов анализировалась информация, представленная на сайтах для изучаемой категории обучающихся. Сбор данных осуществлён в апреле – августе 2024 года. Выборка вузов – целевая, в неё вошли все имеющиеся федеральные (10 вузов) и научно-исследовательские университеты (29), университеты с особым правовым статусом (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет), а также ряд государственных вузов, получающих финансирование по программе «Приоритет-2030» (55). Общее число вузов – 96 (Таблица 1). При выборе университетов указанных категорий исследователи исходили из предположения, что ведущие вузы страны, вероятнее всего, уделяют больше внимания изучаемой группе студентов и имеют более развитые системы мер для них. Основная задача контент-анализа состояла в сборе данных о категориях семейных студентов, на которые распространяются меры поддержки, и основаниях для её получения. Из-за отсутствия в свободном доступе информации не оценивались объёмы реально оказываемой материальной помощи (общее количество получивших помощь, по отдельным категориям, в каком размере и др.). В работе рассматриваются меры, декларируемые вузами, а не реализуемые на практике в социальной политике. Согласно данным Министерства науки и высшего образования РФ, более 103,2 тыс. студенческих семьёй из 322 вузов получают материальную поддержку от университета («Поддержку студенческих семей обсудили на Всемирном фестивале молодёжи». Ссылка).

Источник: данные контент-анализа.

Подчеркнём, что собирались данные о мерах, имеющих статус «университетские», то есть о введённых и действующих в рамках вуза. Федеральные меры поддержки не рассматривались. В анализ включены только меры, непосредственно адресованные семейным студентам, под которыми мы понимаем обучающихся: а) состоящих в зарегистрированном браке, имеющих или не имеющих ребёнка/детей; б) воспитывающих несовершеннолетнего ребёнка без супруга/ супруги, то есть одиноких родителей (матерей/отцов). Такие меры могут быть названы «специальными». Для более полной картины семейной политики вузов учитываются две «неспециальные» меры, которые связаны с семейными событиями – вступлением в брак и рождением детей. Они демонстрируют отношение вуза к этим событиям – поощрение и поддержку создания семей и рождения детей. Не включались «неспециальные» меры – предназначенные для всех студентов, на которые могут рассчитывать в том числе семейные студенты, например материальная помощь находящимся в трудной жизненной ситуации; помощь в случае длительной болезни обучающегося; меры, обусловленные специальной военной операцией.

Помимо содержания документов оценивалось, насколько пользователю легко/сложно найти на сайте информацию для студентов, имеющих собственную семью, ребёнка, а также как вуз информирует заинтересованных студентов о мерах государственной федеральной и региональной семейной политики.

Целью работы является характеристика практик поддержки студенческих семей в вузах. Нами выявляются категории семейных студентов, указанные в документах университетов как получатели мер материальной поддержки, а также основания для её получения; выделяются категории и меры, которые могут быть распространены более широко.


Результаты

Общая характеристика документов, регламентирующих помощь студенческим семьям

Документы, регламентирующие социальную помощь студентам, обычно размещаются на сайтах на вкладках под названием «Документы». Ряд вузов в разделе «Студентам/обучающимся» имеет специальную вкладку «Социальная поддержка студентов», где прописаны все имеющиеся возможности для семейных студентов. Другие вузы информируют о мерах социальной помощи в разделе «Молодёжная политика».

На сайте Новосибирского государственного технического университета в разделе «Молодёжная политика» имеется специальный подраздел «Меры поддержки молодых семей» (Ссылка). На сайте Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна есть вкладка «Поддержка молодых семей» (Ссылка), но пользователю её непросто найти. У Новосибирского государственного университета во вкладке «Социальная поддержка студентов и аспирантов НГУ» размещена «Комплексная программа поддержки обучающихся, имеющих детей» с набором разнообразных мер (Ссылка). Уфимский университет науки и технологий информацию о том, на какую социальную поддержку могут рассчитывать семейные студенты, разместил на сайте одного из подразделений вуза – управления по социальной работе (вкладка «Школа «Семья и семейные ценности». Ссылка). Это даёт возможность более широкого информирования студентов, но одновременно затрудняет поиск необходимой информации.

Складывается впечатление, что большинство вузов недостаточно заботятся об информировании семейных студентов: информация для этой категории либо отсутствует, либо её трудно найти на сайте. Даже основные рассматриваемые нами документы – положения о материальной поддержке, непросто найти пользователю, при том что среди принципов оказания материальной помощи университеты декларируют принципы открытости и информированности (см., например, Положение о порядке оказания материальной поддержки обучающимся ФГБОУ ВО «Национально-исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»: утв. 23.04.2023. Ссылка).

Разрабатывая свои меры поддержки, вузы ссылаются на различные федеральные законы, указы Президента РФ, письма Министерства науки и высшего образования, другие правовые акты, регламентирующие функционирование системы образования, социальную помощь студентам, а также семьям (родителям), имеющим детей.

Большинство положений, в которых перечисляются меры поддержки для семейных студентов, носят общий характер, т. е. характеризуют социальную помощь для всех обучающихся, в том числе для рассматриваемой нами категории.

Кроме документов, регламентирующих меры, действующие в университете, на сайтах вузов, например, расположенных в Белгороде, Москве, Красноярске, Уфе, содержится информация о федеральных и/или региональных мерах поддержки студенческих семей. В отдельных случаях даются полезные ссылки на сторонние интернет-ресурсы, где можно получить более подробную информацию по вопросам государственной семейной политики. В положениях ряда вузов содержится информация о федеральных пособиях, назначаемых при рождении и уходе за ребёнком, говорится о выплате и материальной помощи женщинам, вставшим на учёт в медицинские учреждения в ранние сроки беременности. Всё это важно для информирования рассматриваемой категории обучающихся.


Понятие студенческой семьи в документах вузов

Помимо термина «студенческая семья», в целом ряде вузов среди тех, кто имеет право на материальную помощь, отдельной строкой указываются следующие категории: «семейные студенты»; «семьи обучающихся»; «семьи обучающихся с ребёнком (детьми)»; «семьи обучающихся с несовершеннолетними детьми», «молодые семьи»; «члены молодой семьи».

Как подчёркивалось ранее, в настоящее время нет законодательного определения понятия «студенческая семья», поэтому вузам при разработке документов и регламентов не на что опереться, и они по-разному его трактуют.

Применяя термин «студенческая семья», вузы поясняют, кого они имеют в виду: «оба супруга обучаются в образовательной организации высшего образования и воспитывают ребёнка» (БФУ им. Канта. Ссылка); «оба супруга – обучающиеся очной формы, до 30 лет, неработающие» (АГУ им. Татищева. Ссылка); «семьи обучающихся с ребёнком» (ДВФУ. Ссылка); «оба супруга – студенты очной формы обучения» (КФУ им. Вернадского. Ссылка); «имеющие детей, где оба супруга – обучающиеся очной формы обучения» (ОГУ. Ссылка); «лица, состоящие в браке (студенческие семьи)» (НГТУ НЭТИ. Ссылка).

Как видим, не указывается, студентами каких вузов являются супруги из студенческой семьи, учатся ли они в одном университете или же в разных. Можем предположить, что в реальной практике назначения выплат могут возникать разночтения. Поэтому, устраняя такие ситуации, некоторые вузы уточняют, что супруги могут рассчитывать на помощь, только если обучаются в одном вузе (Ссылка 1, Ссылка 2).

В представленных выше характеристиках студенческих семей, взятых из документов вузов, часто не оговаривается возраст детей. По умолчанию имеются в виду семьи с несовершеннолетними детьми, на которые направлена и общегосударственная семейная политика. Но иногда, характеризуя студенческую семью как объект материальных мер помощи, вузы оговаривают возраст ребёнка/детей (например, до 7 лет, МГЮА имени Кутафина).

В некоторых вузах как получатели мер помощи указываются две категории полных семей: молодые семьи («где оба супруга в возрасте до 35 лет и один из них обучается по очной форме обучения») и студенческие семьи («где оба супруга обучаются по очной форме обучения») (Положение о материальной поддержке обучающихся: утв. 19.01.2024 // Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. Ссылка).

Встречается и объединение двух категорий (молодая семья и студенческая семья) в одну. По сути, вводится новая категория «молодая студенческая семья» с определением её характеристик. В этом случае получателями мер выступают «студенты – члены молодой семьи с детьми и без детей (единственный или оба родителя являются студентами или один родитель – студент, а второй – аспирант)» (Порядок оказания материальной помощи обучающимся: утв. 04.09.2023 // Российский технологический университет. РТУ – МИРЭА. Ссылка); «обучающиеся, являющиеся членами молодых семей, которые состоят в браке не более пяти лет, при условии, что оба супруга – обучающиеся очной формы обучения в возрасте до 30 лет, неработающие» (Приказ о введении в действие Положения о материальной поддержке обучающимся от 08.09.2023 // Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева. С. 12. Ссылка); «обучающиеся – члены молодых семей (оба супруга в возрасте до 34 лет)» (Положение о материальной поддержке обучающихся: утв. 19.01.2024 // Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. Ссылка).

В положениях указанных вузов также не уточняется место обучения супругов из молодой студенческой семьи. Заметим, что ограничение возраста до 30 и 34 лет не соответствует определению молодой семьи, данному в российском законодательстве. Согласно ему, возраст супругов или одинокого родителя, воспитывающего несовершеннолетнего ребёнка (детей), составляет до 35 лет включительно (О молодёжной политике в Российской Федерации: Закон РФ от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. Ст. 2, п.3. Ссылка).


Получатели мер материальной поддержки и основания для её получения

В документах трёх университетов вообще не прописываются отдельные категории получателей материальной помощи. Студенты, которые могут рассчитывать на неё, обозначены общим термином «нуждающиеся обучающиеся». В остальных вузах семейные студенты в целом и отдельные их группы указываются в качестве получателей мер.

Меры материальной поддержки распространяются главным образом на студентов, обучающихся по очной форме (72,9,0% вузов; табл. 2), на местах, финансируемых из бюджета, то есть на бесплатной основе (51,0%). Лишь в каждом пятом вузе (21,9%) стать получателями помощи могут обе категории – обучающиеся как бесплатно, так и платно. В положениях вузов часто делаются оговорки относительно студентов-внебюджетников: они могут стать получателями помощи в отдельных случаях и/или при наличии внебюджетных средств, средств от приносящей доход деятельности.

Источник: данные контент-анализа документов вузов.

В 2,1% (2) вузах есть возрастные ограничения для семейных получателей мер помощи (Ссылка 1, Ссылка 2). В остальных нет ограничений (97,9%; 94 вуза). Вероятно, это связано с тем, что обычно молодые люди поступают в вузы сразу после окончания средней школы или несколько лет спустя, поэтому основная часть обучающихся очных отделений, на которых распространяются меры большинства вузов, находится в молодом возрасте. В 2022/23 учебном году в российских университетах среди обучающихся всех форм и всех программ обучения студенты в возрасте до 26 лет составляли 82,2% (Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. [и др.]. (2024). Индикаторы образования – 2024: стат. сб. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ. С. 215).

Анализ документов свидетельствует, что основная категория, которая чаще всего указывается в качестве получателей мер материальной поддержки – это обучающиеся/ семьи, имеющие несовершеннолетних детей (70,8%; табл. 3). Редко прописываются как отдельные категории получателей семьи/родители с определённым числом детей – с одним ребёнком, двумя, тремя и более детьми (например: МГЮА имени Кутафина; НИУ МЭИ; МГУ имени Огарёва).

* Включены вузы, в документах которых эти категории указаны как отдельные. Источник: данные контент-анализа документов вузов.

Семьи одиноких родителей как получатели фигурируют в документах 32,3% вузов. «Студенческие семьи» выделены в отдельную категорию в 33,4% вузов, а «молодые семьи» – в 8,2%.

Обратим внимание, что в ряде вузов, где оказывается помощь одиноким родителям, на пособие могут рассчитывать как матери, так и отцы, воспитывающие в одиночку ребёнка/детей (25,0%), а в некоторых университетах в качестве получателей называются только одинокие матери (7,3%). Конечно же, это является пробелом в семейной политике, поскольку исключает одиноких отцов из числа получателей и не учитывает поворот современной государственной политики к такой категории монородительской семьи. Следует указать и на применение в документах неудачного термина «мать-одиночка», который воспринимается как некорректный и не отражающий сегодняшнее восприятие данной группы семей.

Крайне редко оказывается материальная помощь обучающимся, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (5,2% вузов), студентам, являющимся (ставшим) опекунами, попечителями ребёнка (3,1%). В единственном пока вузе как получатели помощи выделены «обучающиеся, относящиеся к категории многодетные родители» (БФУ им. Канта. Ссылка).

Самыми распространёнными являются денежные выплаты при рождении ребёнка и/или при его усыновлении (63,5%); при вступлении в зарегистрированный брак в период обучения (53,1%); в случае смерти жены/мужа, ребёнка/детей (49,0%).

Заметим, что в некоторых вузах усыновление ребёнка не является основанием для оказания материальной помощи: в 58,3% можно получить помощь только при рождении ребёнка, в 5,2% – и при рождении, и при усыновлении. Отдельные вузы указывают, что помощь может предоставляться при утрате жены или мужа (9,4%), а другие – жены, мужа, ребёнка (39,6%).

Пока не очень распространёнными основаниями для получения помощи от вуза выступают длительная тяжёлая болезнь супруга/супруги, ребёнка (12,6%); дорогостоящее лечение, медицинские обследования, операция супруга/супруги, ребёнка (9,3%). Не всегда в основание включаются все названные члены семьи.

К другим основаниям для получения помощи, которую предоставляют 9,4% вузов, относятся нахождение семьи с ребёнком в тяжёлой материальной ситуации; длительная нетрудоспособность супруга/супруги обучающегося; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребёнком; время ожидания ребёнка; потеря родителей или одного из них студентами, находящимися в браке; освобождение от платы за пребывание ребёнка в детской комнате дневного пребывания.

Среди других мер есть необычная, но сильная мера. Для оплаты ипотечного кредита назначается ежемесячная стипендия сроком на один календарный год, которая выплачивается с сентября по август. Мера направлена по поддержку студентов из категории «молодая семья». Условиями для получателей являются обучение за счёт средств федерального бюджета; наличие профсоюзного стажа не менее трёх лет (Профком студентов. Меры социальной поддержки // Саратовский государственный медицинский университет Минздрава России им. В.И. Разумовского. Ссылка).

К мерам, облегчающим финансовую нагрузку семьи, можно отнести право студенток, родивших ребёнка в период обучения, перейти с платного обучения на бесплатное.

В настоящее время такая возможность реализуется в 264 вузах (Поддержку студенческих семей обсудили на Всемирном фестивале молодёжи. Ссылка). Как правило, такая мера не прописывается в положениях о материальной помощи и стипендиальном обеспечении.

Для перечисленных выше категорий и оснований материальной помощи вузы предоставляют единовременные (разовые) или многоразовые (как правило, один раз в семестр или не более двух раз за календарный год) денежные выплаты. Есть единичные меры помощи, оказываемые ежемесячно, которые можно отнести не только к редким, но и сильным мерам, судя по периодичности и размерам денежных выплат. Так, в одном университете ежемесячное пособие на ребёнка до трёх лет выплачивается в учебный период (в 2023/2024 учебном году установлено в размере 10 тыс. руб.) (Социальный пакет (социальная поддержка) для студентов на 2023/2024 уч. год: утв. приказом 13.09.2023; Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II: утв. приказом ректора 16.01.2024. С. 24. Ссылка), в другом – ежемесячная материальная поддержка студентам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, размер которой устанавливается вузом (Комплексная программа поддержки обучающихся, имеющих детей, в ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет. Ссылка).


Дифференциация мер по типам вузов и по федеральным округам

По объективным причинам, поскольку число вузов, имеющих в настоящее время статус национально-исследовательского, федерального и с особым статусом, невелико, в исследование включено небольшое число вузов, что ограничивает анализ. Картина в территориальном разрезе также может быть достаточно приблизительной, поскольку в федеральных округах тоже оказалось небольшое число вузов. Учитывая ограничения, всё же приведём данные в разрезе групп вузов, выделенных по их статусу и территориальному расположению.

Согласно данным Таблицы 3, университеты с разным статусом проводят в основном одинаковую политику в отношении семейных студентов: они называют одни и те же категории студентов в качестве получателей помощи и одни и те же основания для её оказания. Но имеются и различия. Научно-исследовательские университеты отличаются большим вниманием к студентам, имеющим детей (78,6% указывают данную категорию получателей, в федеральных – 66,7%, а в вузах «Приоритет-2030» – 67,9%). В их документах отсутствует группа получателей «молодая семья». Они чаще предоставляют помощь в случаях болезни не самого обучающегося, а члена его семьи (25,0% в этой группе, 14,3% – федеральные, 8,9% – вузы «Приоритет-2030»).

Политика федеральных вузов совместно с университетами, имеющими особый статус, отличается усиленным вниманием к одиноким родителям (41,7% в данной группе, 21,4% – научно-исследовательские вузы, 35,7% – вузы «Приоритет-2030»). Они чаще других оперируют понятием «студенческая семья» (50,0%; в других 32,2 и 30,9%). Но есть и некоторые упущения. Эти вузы не указывают как получателей обучающихся, «имеющих ребёнка-инвалида» и «являющихся (ставших) опекунами, попечителями ребёнка», которые есть в документах других вузов.

Наблюдается также некоторая территориальная дифференциация мер помощи семейным студентам. Назовём наиболее слабые и сильные стороны политики вузов, расположенных в разных федеральных округах.

В документах университетов из Центрального федерального округа, а также из объединённой группы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов реже других вузов среди получателей мер называются все выделенные нами категории. Особенно редко объектом помощи являются неполные семьи (17,2 и 23,1% соответственно) (Таблица 4).

* Включены вузы, в документах которых эти данные категории указаны как отдельные.

** 1 – вузы Центрального федерального округа (29); 2 – вузы Северо-Западного федерального округа (14); 3 – вузы Приволжского и Уральского федеральных округов (27); 4 – вузы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (13); 5 – вузы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (13).

Источник: данные контент анализа документов вузов.

В вузах Северо-Западного федерального округа семейные студенты намного чаще по сравнению с другими могут рассчитывать на оплату дорогостоящего лечения, медицинских обследований, операций жене, мужу, ребёнку (21,4%). Но их слабая сторона – отсутствие среди адресатов помощи обучающихся, воспитывающих ребёнка-инвалида, а также опекунов, попечителей.

Объединённая группа вузов Приволжского и Уральского федеральных округов отличается тем, что чаще других помогает неполным семьям (44,4%), здесь студенческая семья чаще является объектом политики (48,1%). Основанием для помощи чаще выступает дорогостоящее лечение членов собственной семьи обучающихся (18,5%).

Университеты Северо-Кавказского и Южного федеральных округов выделяются тем, что как отдельный объект помощи почти во всех (84,6%) указаны обучающиеся, имеющие ребёнка/детей.

Интересный вывод напрашивается, если объединить вузы в две группы: 1) вузы Москвы и Санкт-Петербурга (35 университетов); 2) вузы других городов (61 университет). Объединение даёт возможность проверить гипотезу о том, что столичные вузы должны демонстрировать наиболее сильную политику материальной поддержки, поскольку большинство из них являются крупными, с большим числом обучающихся, с хорошим финансированием, в том числе из внебюджетных средств.

Анализ показал, что во всех столичных вузах реже указываются выделенные категории получателей мер материальной помощи, а также основания для её получения. Политика нестоличных вузов в этом смысле оказалась более сильной. Например, указаны следующие категории получателей: семьи, имеющие ребёнка/детей (62,9% столичных вузов и 75,4% нестоличных); одинокие родители (22,9 и 37,7%); «студенческие семьи» (20,0 и 41,0% соответственно).

В качестве объяснения этого может быть выдвинуто предположение, что такая ситуация обусловливается стремлением нестоличных вузов сделать себя более привлекательными для поступления и обучения. То есть помимо своей основной функции меры социальной поддержки выполняют функцию конкурентного преимущества вузов.


Выводы и предложения

Как показало исследование, вузы в настоящее время не остаются в стороне от проводимой государственной семейной политики и всё больше становятся партнёром государства, вводя свои собственные меры материальной поддержки семейных студентов. Они уже декларируют, что «забота о работниках и студентах, имеющих детей, является приоритетом в социальной политике университета…» (Уфимский университет науки и технологий. Управление по социальной работе. Школа «Семья и семейные ценности». Ссылка).

Однако, судя по декларируемой материальной помощи, пока рано говорить о том, что поддержка семейных студентов выделилась как отдельное направление семейной политики. Семейная политика в отношении студентов требует дальнейших исследований комплекса мер вузов, включающих образовательные, жилищные, оздоровительные, культурно-массовые, просветительские, психологические и другие меры.

Развитие государственной семейной политики требует от вузов стать активными партнёрами государства, продвигающими традиционные семейные ценности и поддерживающими семью. В связи с этим главным правовым инструментом университетской семейной политики должны стать специальные программы, рассчитанные на данную категорию обучающихся, включающие как минимум пять групп мер: материальной поддержки; жилищные; образовательные (по учебному процессу обучающихся) и просветительские; культурно-массовые и оздоровительные; психологической поддержки и консультирования.

Проведение семейной политики сдерживается отсутствием в законодательстве определения понятия «студенческая семья», хотя сами вузы уже пользуются термином и дают ему определение. Как это уже сделали некоторые университеты, в категорию «студенческая семья» должны быть включены супружеские пары, состоящие в зарегистрированном браке, имеющие и не имеющие ребёнка/детей. Многообразные меры социальной помощи таким семьям могли бы стать стимулом для рождения ребёнка.

Хорошей считаем идею включить в определение студенческой семьи и такую семью, в которой только один из супругов является студентом очного отделения (Интервью с доктором социологических наук, профессором, заместителем директора Института демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН Тамарой Ростовской (2024) // Ректор вуза. № 6. С. 17), а второй может обучаться по другой форме (очно-заочной, заочной) или быть аспирантом разных форм обучения. Как нами отмечалось выше, практика включения аспирантов тоже есть в университетах.

При введении в законодательство понятия «студенческая семья» поддерживаем предложение указать разный предельный возраст для супругов, не имеющих детей (до 25 лет) и имеющих их (до 30 лет включительно) (Интервью с доктором социологических наук, профессором, заместителем директора Института демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН Тамарой Ростовской (2024) // Ректор вуза. № 6. С. 17). Последнее целесообразно и для студентов, получающих образование позже обычного, и для аспирантов, обучение которых в аспирантуре приходится на более поздние годы по сравнению с обучением на уровнях бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Предоставление помощи только «своим» студенческим семьям, как это сделано в некоторых вузах, ограничивает число семей, имеющих возможности получить её. Полагаем, что меры должны предоставляться супругам-студентам независимо от того, обучаются они оба в одном вузе или в разных. И тогда семья может рассчитывать на поддержку сразу двух университетов.

Введение чётко очерченного понятия «студенческая семья» наряду с другими очевидными плюсами для нормативного обеспечения университетской семейной политики поможет яснее обозначить получателей помощи, исключить из документов те категории, которые могут неоднозначно трактоваться («молодая семья», «молодая студенческая семья»).

Контент-анализ показал, что основными получателями помощи являются бюджетники. Однако материальная поддержка должна распространяться не только на студентов бюджетной формы обучения, но и внебюджетной, как это сделала пятая часть университетов. Таким семейным студентам материальная помощь может осуществляться в виде возврата части оплаченных средств или уменьшения оплаты за обучение.

Не все вузы оказывают помощь студентам-родителям, которые воспитывают ребёнка без супруга/супруги, ещё реже могут рассчитывать на помощь семьи с детьми-инвалидами. Эти две категории семейных студентов, которые уже обозначены в положениях ряда университетов как получатели материальной поддержки, могут быть рекомендованы для включения в документы всех вузов: 1) одинокие родители, матери и отцы на равных основаниях; 2) обучающиеся, воспитывающие ребёнка/детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо отдельных семейных событий (заключение брака, рождение ребёнка, смерть члена семьи), основаниями для предоставления помощи во всех вузах должны являться ситуации, требующие значительных или постоянных материальных затрат семьи. К ним относятся воспитание ребёнка-инвалида; тяжёлая болезнь и дорогостоящее лечение члена семьи; оплата общежития или найма жилого помещения при непредоставлении вузом места в общежитии; оплата посещения ребёнком детского дошкольного учреждения. В случае долговременных затрат помощь тоже должна стать долговременной (назначаемой на период длящейся ситуации) или постоянной (назначаемой на учебный год или весь период обучения).

Анализ мер в зависимости от статуса вуза, его административно-территориального расположения продемонстрировал общую направленность процесса оказания помощи. Хотя и не одинаково часто, но в документах вузов разного статуса и территориального размещения перечислены одни и те же категории получателей и основания для получения помощи. Нестоличные вузы чаще столичных заботятся о более развёрнутом перечислении категорий получателей и оснований для выплаты денежных средств. Можно рекомендовать столичным вузам также быть более социально и семейно ориентированными.

Ещё одно предложение, вытекающее из результатов исследования, касается организации сайтов и размещения на них информации для семейных студентов. В разделе «Студентам»/ «Обучающимся» целесообразно иметь специальные вкладки о мерах поддержки семейных студентов, как это сделано пока лишь в некоторых рассмотренных вузах. На вкладках должны перечисляться актуальные меры поддержки, включая материальные, с активными ссылками на вузовские регламентирующие документы, а также на сторонние интернет-ресурсы, где содержатся сведения о федеральной и региональной семейной политике.


Список литературы

Авдеева Л.Н. (2008). Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Ставропольского гос. ун-та. - № 6. - С. 77–83.

Ахмедова М.Г. (2011). Студенческая семья: кавказский колорит // Известия Южного фед. ун-та. Педагогические науки. - С. 74–80.

Гайдар К.М., Севергина М.А. (2024). Год семьи и поддержка студенческих семей // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер.: Проблемы высшего образования. - № 1. - С. 123–128.

Ростовская Т.К. (2015). Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей (итоги всероссийского межвузовского исследования) // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. - № 4 (40). - С. 73–81.

Ростовская Т.К. (2022). Студенческая семья как ресурс демографического развития России // Ректор вуза. - № 5. - С. 4–9.

Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. (2023). Стратегии формирования благополучия студенческих семей (по результатам глубинного интервью) // Logos et Praxis. - Т. 22. - № 2. - С. 67–80.

Ростовская Т.К., Князькова Е.А., Ширшова Т.М. (2022). Студенческая семья как объект научных исследований (обзор научных исследований по проблематике студенческих семей) // Alma Mater (Вестник высшей школы). - № 11. - С. 106–113.

Ростовская Т.К., Кучмаева О.В., Золотарева О.А. (2023). Студенческая семья в России: детерминанты вступления в брак // Вестник РУДН. Сер.: Социология. - Т. 23. - № 1. - С. 40–60.

Ростовская Т.К., Нурисламова А.Р. (2015). Особенности и проблемы функционирования студенческой семьи на примере Республики Татарстан (по результатам социологического исследования) // Вопросы политологии и социологии. - № 1. - С. 74–83.

Судьин С.А., Сайфуллин Г.П. (2022). Развитие готовности молодёжи к семейной жизни и меры поддержки студенческих семей // Вестник Южно-Российского гос. технического ун-та. Сер.: Социально-экономические науки. - Т. 15. - № 1. - С. 209–221.

Халикова С.С. (2021). Особенности и проблемы функционирования студенческой семьи в современных условиях: социологический аспект // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - Т. 18. - № 3. - С. 68-73.

Bostick M.W., Albrecht S.N., Baghdadi N.A., Haley C., Spatz D.L. (2016). Do American colleges and universities support the lactation needs of students? Breastfeeding Medicine, 11 (7), 70–75.

Briegel М., Jakubec S., Shippey-Heilman А., Bruce Р. (2023). Barriers and supports for student-parents in higher education. Transformative Dialogues: Teaching and Learning Journal, 15 (3), 12–21.

Brooks R. (2012). Student-parents and higher education: A cross-national comparison. Journal of Education Policy, 27 (3), 423–439.

Moreau M.-P., Kerner C. (2012). Supporting Student Parents in Higher Education: A Policy Analysis. Final Report. University of Bedfordshire.

NollLindsey L., Reichlin L., Gault B. (2017). College Students with Children: National and Regional Profiles. Institute for Women’s Policy Research. Report.

Peterson S. (2016). Community college student-parents: Priorities for persistence. Community College Journal of Research and Practice, 40 (5), 370–384.

Sanborn J., Manze M., Watnick D. (2024). Parenting students and indicators of financial stability, health, and academic success: Findings from a population-based sample of public urban university students. Journal Urban Health, 101, 371–382.

Wainwright E., Marandet E. (2010). Parents in higher education: Impacts of university learning on the self and the family. Educational Revie, 62 (4), 449–465.


Оригинал публикацииБурханова Ф.Б., Сабанаева К.Э., Хазипова С.Р. «Меры материальной поддержки семейных студентов – современная политика российских вузов». Журнал «Социальное пространство». – 2024.  Т.10. – №4. Ссылка