Аналитика

Вузы как инструмент демографической политики

Анализ возможностей вузов как субъектов государственной пронаталистской политики

Автор: Моисеев П. С., ректор Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Инфографика: Дарья Ковалева

Ключевая проблема демографической политики – поиск эффективного инструментария для стимулирования рождаемости. В течение последних десятилетий попытки сконструировать простое, радикальное и единовременное решение этой проблемы в рамках разнообразных концепций «серебряной пули» не дали явно положительного результата. В качестве единственной альтернативы в развитых странах, испытывающих демографические проблемы, были приняты разнообразные варианты пронаталистской политики, которая отличается комплексностью, гибкостью и динамичностью – способностью изменяться в зависимости от откликов объекта воздействия. Среди прочего, такой подход предусматривает выявление депрессоров рождаемости и разработку мер по их ослаблению. 


Владимир/Июль24/Август24/Кирилл и Юлия Чуевы2_аспиранты_Белг.обл_БелПресса.png

На фото Кирилл и Юлия Чуевы, аспиранты Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова / источник: пресс-служба Правительства Белгородской области

Образование и демография

С середины XIX и особенно со второй половины XX века удлинение и усложнение образовательного процесса, вовлечение в массовое школьное, а затем и в высшее образование женщин стало угнетающим фактором по отношению к демографическому росту. Обучение в вузе, как правило, совпадает с периодом, когда, при идеальном сценарии, люди должны создавать семьи и рожать первого ребёнка. Как правило, эти решения откладываются, в лучшем случае, до окончания обучения и выхода на стабильную карьерную траекторию.

В 2021–2022 годах в 15-ти вузах 12-ти регионов России было проведено масштабное социологическое исследование «Студенческая семья России», результаты которого представлены в публикациях заместителя директора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Т. К. Ростовской. Её ключевой вывод таков: «Лишь 4,8% студентов имеют детей. Это значимо меньше, чем по стране в целом. По данным Всероссийской переписи населения 2020 г., 16,9% женщин России в возрасте до 24 лет имеют детей» [4].

Данную проблему нельзя считать малозначимой в числе депрессоров рождаемости. В России, равно как и в других развитых странах, в систему высшего образования интегрирована большая часть молодёжи 18-24 лет. По словам министра науки и высшего образования В. Н. Фалькова, выступившего на заседании Государственной Думы 30 июля 2024 года, почти 60% выпускников школ смогут получить бесплатное высшее образование, начиная с 2024 года [6]. Учитывая обучающихся на договорной основе, доля студентов в возрастной группе 18-летних в этом году может составить значительно более 70%.


Поздний старт как проблема

Может показаться, что длительное обучение лишь приводит к откладыванию рождения первого ребёнка. Лишь после его получения семьи «навёрстывают упущенное». Очевидно, этот тезис верен лишь отчасти: семьи, которые поздно «стартовали», часто «сходят с дистанции», не успев реализовать свои репродуктивные планы и возможности. Упомянутое выше исследование ИДИ ФНИСЦ РАН выявило, что «только 14,7% российских студентов состоят в браке, из них 8,1% — в зарегистрированном. Показатели среднего желаемого числа детей составляет 1,94 ребёнка для мужчин и 1,91 для женщин. При этом 19,7% студентов мужского пола и 16,6% студенток хотели бы иметь троих и более детей» [4]. Здесь заметно противоречие в стратегиях студентов: они хотят иметь, как правило, более одного ребёнка, но не заводят семью. Медицинская статистика, равно как и поведенческие модели, чётко указывают на положительную связь снижения (до определённых пределов, конечно) возраста матери при рождении первого ребёнка и числа детей в семье. Демографический упадок (включая снижение СКР) сопровождается откладыванием появления первенца. По расчётам Н. В. Тонких, «средний возраст матери, родившей первого ребёнка, в 1960 году составлял 24,4 года; в 1994 году – 22,5; в 2019 году – 25,9; в 2020 году он составил 26,6 года. Растёт интервал между фактическим вступлением в брак и рождением первенца (с 17 месяцев в 1990 году до 27,8 месяца в 2005–2009 годах)» [5]. Соответственно, растёт средний возраст матери при рождении ребёнка (не только первого): с 1990 по 2022 год, по данным Росстата, этот возраст увеличился с 25,3 до 28,9 лет [1, c. 66].

По мнению авторов аналитического обзора «Демографическое самочувствие регионов России», «средний возраст материнства – важнейшая характеристика рождаемости, отражающая календарные сдвиги в процессах рождаемости и темпы формирования семей. Основным трендом, характерным для российской рождаемости, приближающим её к западной модели рождаемости, является повышение возраста материнства, или «старение» материнства. <…> В настоящее время в некоторых регионах реализуются программы поддержки первых рождений у женщин до 24 лет включительно, в основном поддержка направлена на предотвращение отложенного рождения первого ребёнка» [2, c. 90, 135].

В данной статье мы обращаем внимание, что обозначенная проблема возникает в большинстве случаев, когда будущие матери и отцы пребывают в стенах вузов. Поэтому считаем логичным на государственном уровне делегировать вузам возможности и обязанности содействовать её решению или хотя бы ослаблению.


О новой функции университетов

Традиционное общество, на которое многие сейчас указывают как на образец репродуктивного успеха, – это общество, лишённое массового образования (и прежде всего – женского). Увеличение периода образования, признание образовательных (и, как следствие, – трудовых) прав женщин – это «расплата» за научно-технический прогресс, за индустриализацию, за цивилизованное и равноправное общество. Россия не может сделать «шаг назад», значит нужно сделать «два шага вперёд». Необходимо поэтому предметно и комплексно продумать мероприятия и инфраструктуру, которые создали бы в системе высшего образования условия для воспроизводства.

В одной из публикаций мной был поддержан тезис о придании университетам (главным образом – опорным региональным) функций полноценных субъектов государственной пронаталистской политики: «Университеты могли бы управлять некоторой частью федеральных средств, выделяемых на поддержку молодых семей. Вузы (сначала некоторые, потом – многие) могли бы на конкурсной основе получить статус операторов пронаталистской политики… Вузы постоянно тестируют разные механизмы поддержки семей – этой деятельности можно придать системность и по-настоящему государственный размах. Мы нуждаемся в формировании комплексной государственной программы для инфраструктурной поддержки студенческой семьи – программы, подкреплённой бюджетным финансированием» [3, c. 25]. Стратегическая цель подобной программы – снижение возраста рождения первого ребёнка через поддержку студенческих семей. Думаю, можно рассмотреть вопрос о внесении в число показателей эффективности вузов ещё один индикатор – количество детей, родившихся в студенческих семьях.

В связи с этим предложением, возникают два вопроса: должны ли и могут ли вузы выполнять подобные – ранее для них не характерные (во всяком случае, формально) – функции. Во-первых, во многих случаях крупные региональные вузы являются не просто основными поставщиками образовательных услуг, а социальными институтами, ответственными за воспроизводство социального облика и экономической базы регионального общества. Пронаталистские функции для таких вузов на самом деле естественны. Более того, большое количество вузов пытается поддерживать студенческие семьи – как финансово, так и посредством создания инфраструктуры для жизни. Один из успешных примеров – Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, где из приблизительно 190 студенческих семей более двух третей (160 семей) имеют детей.


Поиск локальных решений

Роль университетов в демографическом возрождении регионов не следует ограничивать «внутривузовской» демографической политикой. Страна – и даже регионы – неоднородны с точки зрения демографических процессов. 

В качестве примера представлю проект, стартовавший в 2024 году в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина, «Информационное и аналитическое обеспечение демографического возрождения на региональном и локальном уровнях». Цель проекта – разработка и ежегодная актуализация рейтинга «Потенциал роста рождаемости» (оценка возможностей объекта пронаталистской политики, включая расчёт основных демографических показателей) по муниципальным округам Тамбовской области и, в перспективе, по отдельным поселениям и городам. Основной фокус внимания в рейтинге – оценка условий для роста рождаемости и оценка усилий по стимулированию рождаемости. Ключевой продукт – геоинформационная система, доступная онлайн, в которой к отдельным территориям Тамбовской области привязаны итоги демографического рейтинга, сведения о величинах демографических показателей, а также о состоянии факторов, управляющих демографическим поведением.

Для реализации проекта созданы четыре экспертных рабочих группы – «Демография», «Социология и экономика», «География и экология», «История». В перспективе будут созданы ещё несколько групп.

Каждая из этих групп, опираясь на статистические данные и иные источники, выполняет конкретные поручения в своей научной области:

– научное обоснование индикаторов, применённых для вычисления силы факторов, управляющих демографическим поведением;

– разработка методики обработки эмпирических данных, необходимых для получения величин индикаторов;

– разработка типологии объектов рейтингования по критерию «демографическое поведение»;

– интерпретация числовых результатов проекта с точки зрения совершенствования региональной демографической политики.

Демографическая политика нуждается в локализации – в подгонке к региональным (и даже субрегиональным) условиям. Кроме того, на уровне региона не хватает механизмов оценки эффективности уже проводимой политики, кроме наиболее общих индикаторов, таких как СКР и некоторые другие. Что проект даст региону? Необходимую оценку (в цифрах) и возможность управления/политики на основе данных.


От науки к политике

Перейду от сугубо теоретических и научных размышлений к практическим. Я бы назвал их скорее политическими. Всегда интересно перепроверить теорию практикой. Как у Д. И. Менделеева: «Теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признаётся; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке».

Посмотрев доступные сведения по 38 регионам страны, мы выбрали информацию по студенческим семьям. Интересовало их количество, решения по жилью, мерам поддержки. Обнаружили, что цифры рознятся. Признавая высокий уровень диверсификации региональных практик, всё же склонен думать, что существенный разброс цифр идёт, главным образом, от юридической нерешённости понятия «студенческая семья». В одних случаях, предполагаю, семьёй считаются находящиеся в браке студенты одного вуза, в других – просто студенты, в-третьих – один из них.

Что касается понятия, то это, в конце концов, всего лишь вопрос дефиниций. Но мы ведь говорим о политике – принятии решений. Так вот, отсутствие единого, законодательно закреплённого понятия «студенческая семья», оформления правового статуса и институциональных основ студенческих семей привело к использованию различных подходов при работе с ним, следовательно – невозможности формирования статистики и проведения объективного анализа. А это именно то, что требуется при выработке политических решений.

Первичный мониторинг продемонстрировал существенный разброс данных: наибольшее количество студенческих семей в Красноярском крае, Саратовской, Иркутской, Нижегородской областях. С другой стороны, мы видим единичные случаи семей студентов (республики Мордовия и Хакасия, Чукотский автономный округ, Ярославская область) или даже их отсутствие (не буду называть такие регионы в силу непроверенности информации, равно как не называю здесь и декларируемые абсолютные цифры студенческих семей: некоторые из них выглядят совершенно неправдоподобно).


Державинский университет: меры материальной поддержки

А что в Державинском университете? На начало 2024-2025 учебного года у нас 163 студенческие семьи; в том числе – 11 семей наших студентов, семей с детьми – 58, многодетных – три.

Что мы делаем для них? Комплекс мер поддержки охватывает самые разные направления: медицинское обслуживание, психологическое и юридическое консультирование, социальную и финансовую помощь. Опыт последних лет, пусть и скромный, как мне кажется, показывает, что реализация этих мер позволяет студентам увереннее смотреть в будущее: не только оценивать перспективы профессионального развития, но и планировать рождение и воспитание детей.

Университетом предпринимаются шаги, чтобы материальная база студенческих семей была прочнее. Приведу лишь несколько цифр. При вступлении в брак выплачивается 5 тыс. руб. каждому из супругов-студентов, при рождении ребёнка молодой маме выплачиваются 25 тыс. руб. Малообеспеченным студенческим семьям раз в семестр выделяются от 10 до 20 тыс. руб.

Мы отчётливо представляем себе, что социальное самочувствие далеко не всегда измеряется финансовыми показателями, оттого стараемся обеспечивать студенческим семьям и немонетарную помощь – места отдыха на университетской базе «Галдым», при сборе ребёнка в школу, предоставлении новогодних подарков, билетов на новогодние представления.


Державинский университет в проекте «Помоги маме учиться»

В 2024 году Минобрнауки России инициировал проект «Помоги маме учиться». Державинский университет стал его федеральным оператором. Цель проекта абсолютно понятна и в логике общей государственной политики правильна – создать в вузах условия для учёбы молодых семей с детьми. Замысел конкурса заключается в том, чтобы стимулировать вузы к организации в учебных кампусах университетов групп кратковременного пребывания детей и комнат матери и ребёнка.

Почему оператором проекта стал Тамбовский госуниверситет? Прежде всего, потому, что мы давно хотели такую инфраструктуру создать. Она необходима в вузах. Оттого и рискнули предложить себя в качестве первопроходцев. Важно понимать, что, по сути, эта программа – тестирование подходов и эффектов комплексной и крайне востребованной сегодня государственной политической стратегии.


«Единое окно» – окно возможностей

Минобрнауки России предлагает к внедрению в вузах страны формат «единых окон» по поддержке молодых студенческих семей и молодых преподавателей. Их цель – формирование единой, комплексной системы оказания мер поддержки студенческим семьям и семьям молодых преподавателей. Мы в студенческом МФЦ такое окно сделали и в тестовом режиме посмотрели, как это может работать.

Задач, по сути, две. Первая – сформировать просемейную среду, благоприятную для студентов и преподавателей, планирующих вступить в брак, вступивших в брак, планирующих и имеющих детей. Вторая – упростить механизм получения мер поддержки: важно сделать их простым и доступным процессом.

Алгоритм работы «единых окон» мы предполагаем предельно простым. Студенческая семья или семья молодых преподавателей обращается по любым вопросам в «единое окно». Это могут быть вопросы материальных выплат вуза, региональных и федеральных выплат, юридической, психологической и иной помощи. Сотрудники «единого окна» обрабатывают запрос, помогают заявителям обратиться в службы университета или органы власти и получить необходимый ответ или услугу в максимально сжатые сроки. Сотрудники «единого окна» имеют весь перечень контактов вуза, своего региона и федеральных органов исполнительной власти для оперативной проработки вопросов. Думаю, это окно возможностей в прямом смысле – студенческим семьям будет элементарно легче получить нужную услугу.


Арендные дома как решение жилищной проблемы

В июле этого года на «Правительственном часе» пленарного заседания Государственной Думы РФ министр науки и высшего образования Валерий Фальков привёл опыт Тамбовской области, где Державинский университет строит арендный дом, в качестве примера решения жилищной проблемы студентов.

В отчёте перед парламентариями министр рассказал об инициативах поддержки студентов и предложил разработать программу обеспечения студентов жильём. В стране есть проблема доступности общежитий. Общежития в количестве 3022 объектов (16,5 миллиона квадратных метров общей площади), где живут 774 тысячи студентов, не удовлетворяют возрастающий спрос. Причём, две трети общежитий были построены более 50 лет назад.

Министр предложил университетам пойти двумя путями. Первый – ремонт общежитий, и 800 из них будут отремонтированы до 2030 года. Второе предложение – дать возможность строить жилые помещения с другим правовым статусом, чтобы они могли конкурировать с арендным жильём. При этом стоимость проживания в них должна быть на уровне или дешевле, чем арендное жильё. Министр положительно отметил уже существующий опыт такой работы, упомянув, наряду с Москвой, и Тамбов.

Для нашего университета это очень важное дело. Мы очень давно не строили жильё и много раз к решению проблемы подступались. И вот теперь её уверенно решаем.

В третьем квартале 2025 года в границах кампуса Державинского университета будет построен 16-этажный арендный дом площадью более семи тысяч квадратных метров. Он будет предоставляться в субаренду студентам, студенческим семьям с детьми, приглашённым преподавателям. В пользование вуза при этом передаются полностью отремонтированные, оснащённые бытовой техникой и меблированные одно- и двухкомнатные квартиры. После сдачи дома застройщиком – группой компаний «Мегаполис» – АО «ДОМ.РФ» заключит долгосрочный договор аренды с Державинским университетом.


ВУЗы как субъекты пронаталистской политики

А теперь, пожалуй, о самом политически важном – том, с чего начиналась статья. Мне представляется, мы должны комплексно подходить к решению вопросов поддержки университетской молодёжи. На повестке дня – новое позиционирование вузов в пространстве государственной социальной политики, активное включение университетов в решение проблем развития регионов, первейшей из которых является комплекс демографических проблем. Российским университетам следует стать полноценными субъектами семейной политики. Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина – говорю очень осторожно – движется в этом направлении. Мы развиваемся и в научном сопровождении демографической политики, и что-то делаем в практическом смысле, и, главное, видим стратегии развития.

Сочетание обеих стратегий способно обеспечить позитивную корректировку жизненных траекторий студентов в направлении создания семей и рождения детей.


Список литературы

1. Демографический ежегодник России. 2023: Стат.сб. / под ред. С.М. Окладникова и др. - Москва: Росстат, 2023. - 256 c.

2. Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад — 2023 / под ред. Т.К. Ростовской, А.А. Шабуновой и др. - Вологда: Вологодский научный центр, 2024. – 336 с.

3. Моисеев П.С. Мы нуждаемся в формировании комплексной государственной программы для инфраструктурной поддержки студенческой семьи // Ректор вуза.  - 2024. - № 6. - С. 23-25.

4. Ростовская Т.К. Студенческая семья как ключевое направление национального проекта «Семья» // Ректор вуза. - 2024. - № 6. - С. 12-17.

5. Тонких Н.В. Родительское благополучие глазами российских женщин // Народонаселение. - 2022. - Т. 25. - № 4. - С. 42-54.

6. «Фальков рассказал, когда вузы закончат приём на бюджетные места» // Парламентская газета. 2024. 30 июля.