На фото многодетная московская семья Дорохиных / источник: сетевое издание «Вечерняя Москва»
Введение
В Российской Федерации реализуется широкий комплекс мер,
направленных на улучшение ситуации в области рождаемости и поддержку семей с
детьми. Однако помимо федеральных мер поддержки в каждом регионе страны также
осуществляется собственная демографическая и семейная политика, дополняющая
общероссийскую. Каждый регион имеет свой набор мер, что связано с бюджетными
ограничениями, различиями в демографической ситуации и иными особенностями.
Важное место в перечне региональных мер поддержки занимает региональный
материнский капитал (далее – РМК), который представляет собой финансовую меру
государственной помощи проживающим в регионе семьям при рождении в них ребёнка
(зачастую третьего или последующего). Это единовременная выплата относительно
крупного размера (в среднем 100–200 тысяч рублей), зачастую имеющая целевое
назначение.
Сведения, указанные в исследовательской литературе, могут
нуждаться в актуализации по причине возможных изменений в условиях
предоставления РМК и направлениях использования средств в отдельных регионах, а
также индексации суммы предоставляемых выплат. Фактором постоянного
совершенствования регионального законодательства в части предоставления данной
меры поддержки можно объяснить актуальность настоящей статьи. Исследовательская
новизна связана с попыткой анализа особенностей предоставления регионального
материнского капитала во всех субъектах РФ. Но при этом в настоящей статье не
изучается эффект от реализации рассматриваемой меры поддержки. Цель статьи
состоит в анализе и систематизации особенностей РМК в субъектах Российской
Федерации по таким критериям, как условия предоставления, размер выплаты,
основные направления использования средств и пр. характеристики.
Обзор научной литературы
Вопрос эффективности регионального материнского капитала как
меры повышения рождаемости довольно широко освещён в исследовательской
литературе. Обзор особенностей предоставления и использования РМК в различных
субъектах проводили К. И. Казенин и В. А. Козлов [1], Е. Е. Гришина и Е. А.
Цацура [2], И. Е. Калабихина [3], Н. С. Студенникова [4] и др. Анализ исследовательской
литературы позволил установить, что РМК на протяжении всего существования как
меры поддержки обладал значительной вариативностью характеристик.
В работе В. Н. Архангельского и Н. Г. Джанаевой отмечено,
что реализация программы РМК привела к повышению значения суммарного
коэффициента рождаемости (СКР) третьих и последующих рождений [5]. Приведённые
там же результаты опроса свидетельствовали о наличии воздействия данной меры
поддержки на репродуктивные решения населения. Е. С. Вакуленко с соавторами
была построена эконометрическая модель, показавшая влияние регионального
материнского капитала, предоставляемого на второго ребёнка, на повышение
рождаемости детей этой очерёдности. Также была подмечена закономерность, что в
регионах с изначально высокой рождаемостью введение мер поддержки способствует
большему увеличению СКР по сравнению с регионами с более низкой рождаемостью
[6].
Краткая история демографической политики РФ в области
повышения рождаемости и введение РМК
В Послании Президента Федеральному Собранию Российской
Федерации 2010 года было отмечено влияние негативных последствий спада
рождаемости 1990 годов и сокращение числа женщин репродуктивного возраста (Послание
Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 г.). Глава государства указал
на необходимость принятия комплексной демографической политики, выделив в
качестве приоритетных направлений помощь молодым и многодетным семьям, при этом
отметил региональный материнский капитал и некоторые другие меры поддержки
(налоговые льготы, выдача участков для строительства жилья) в качестве
актуальных и рекомендовал распространить их во всех субъектах.
Начало реализации программы РМК пришлось на 2011–2012 годы:
введённая выплата в основном распространялась на третьих или последующих детей,
родившихся после начала осуществления мероприятия. Как отмечают К. И. Казенин и
В. А. Козлов, в 2011 году данная мера поддержки реализовывалась в 34 регионах
России, а в 2016 году уже в 77 субъектах [1].
Региональный материнский капитал подразумевался (и во многих
регионах подразумевается до сих пор) как мера поддержки многодетных семей. Тем
не менее со временем регионами вносились изменения в условия предоставления РМК
в части переноса или введения дополнительных средств на второго ребёнка, а в
некоторых случаях даже на первого. Вероятно, установление права получения РМК
на второго ребёнка вызвано необходимостью повышения вторых рождений из-за
общего падения рождаемости [1].
К положительным аспектам изменения РМК, принимаемым во
многих субъектах РФ, можно отнести отмену условия на однократное право
получения выплаты. Благодаря этим изменениям повышается охват населения данной
мерой поддержки, что потенциально должно способствовать повышению ее
результативности. С начала 2023 года РМК предоставляется семьям при рождении
третьего и каждого последующего ребёнка в Костромской, Орловской, Курской,
Смоленской и Тамбовской областях.
Кратко рассмотрев историю введения регионального
материнского капитала, перейдём к анализу нынешней ситуации в субъектах РФ.
Указанные сведения сформированы на основе проведённого анализа
нормативно-правовых актов и актуальны на начало 2024 года.
Все субъекты Российской Федерации, предоставляющие РМК,
устанавливают собственные требования, выполнение которых обязательно для
получения мер поддержки, что отличает региональный материнский капитал от
федерального материнского капитала. К таким требованиям относятся, например,
ограничения по доходу, сроку проживания на территории региона, возрасту матери
при рождении ребёнка. Однако во всех регионах, в которых установлена эта мера
поддержки, предусмотрен общий перечень условий. Так, право на получение РМК
возникает только у лиц с гражданством РФ, которые проживают в регионе в течение
необходимого срока. Получателем РМК может быть не только женщина (мать или усыновитель
ребёнка), но в ряде случаев (в случаях смерти женщины, лишения родительских
прав в отношении ребёнка) и мужчина (отец или усыновитель ребёнка).
Региональный материнский капитал на одного и того же ребёнка может быть получен
только один раз.
Наименования и содержание нормативно-правовых актов,
регулирующих предоставление и распоряжение РМК, не унифицированы. В то время
как в одних субъектах региональный материнский капитал предоставляется в
соответствии с законом, имеющим соответствующее название (например, «О
региональном материнском (семейном) капитале в Чукотском автономном округе»,
закон Калужской области «О материнском (семейном) капитале»), в других
регионах документ, регламентирующий предоставление этой выплаты, назван по
аналогии с федеральным законом, регулирующим предоставление материнского
капитала (например, «О дополнительных мерах социальной поддержки семей,
имеющих детей, в Челябинской области»). Также предоставление РМК может
осуществляться в рамках нормативно-правового акта, утверждающего предоставление
мер социальной поддержки определенным группам населения (например, «О
социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области»).
Ограничения по уровню дохода семьи
В большинстве регионов России РМК назначается без учёта
размера среднедушевого дохода семьи. Но в нескольких регионах это условие
сохраняется:
1) если
размер среднедушевого дохода семьи меньше значения регионального прожиточного
минимума: Ростовская область (закон Ростовской области от 18.11.2011 №
727-ЗС «О региональном материнском капитале» (с изменениями и дополнениями)),
Псковская область (закон Псковской области от 06.04.2011 № 1060-ОЗ «О
региональном материнском капитале» (с изменениями и дополнениями)),
Курганская область (закон Курганской области от 9 марта 2007 г. № 232 «О
мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области» (с
изменениями и дополнениями)), Республика Марий Эл (постановление
Правительства Республики Марий Эл от 26 января 2012 г. № 14 «Об утверждении
Порядка предоставления и индексации единовременной выплаты материнского
капитала» (с изменениями и дополнениями)), Чувашская Республика (закон
Чувашской Республики от 21 февраля 2012 г. № 1 «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями));
2) если
среднедушевой доход семьи ниже 1,5-кратной величины размера регионального
прожиточного минимума: Волгоградская область (закон Волгоградской области от
31.12.2015 № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» (с изменениями и
дополнениями)), Республика Бурятия (закон Республики Бурятия от 6 июля
2006 г. № 1810-III «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике
Бурятия» (Принят Народным Хуралом Республики Бурятия 28 июня 2006 г.) (с
изменениями и дополнениями));
3) если
среднедушевой доход семьи не превышает двукратной величины регионального
прожиточного минимума: Челябинская область (закон Челябинской области от
15.12.2011 г. № 251-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей,
имеющих детей, в Челябинской области» (с изменениями и дополнениями)),
Томская область (закон Томской области от 16 декабря 2004 г. № 253-ОЗ «О
социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей»);
4) если
размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2,5-кратной величины
установленного в субъекте прожиточного минимума: город Севастополь (закон г.
Севастополя от 13 августа 2019 г. № 534-ЗС «О региональном материнском капитале
в городе Севастополе» (с изменениями и дополнениями));
5) если среднедушевой
доход семьи не превышает 3,5-кратной величины регионального прожиточного
минимума: Калининградская область (закон Калининградской области от 7
октября 2019 г. № 318 «Социальный кодекс Калининградской области» (с
изменениями и дополнениями));
6) если
среднедушевой доход семьи меньше величины среднего дохода в регионе:
Ленинградская область (закон Ленинградской области от 17 ноября 2017 г. N
72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области» (Принят Законодательным
собранием Ленинградской области 25 октября 2017 года) (с изменениями и
дополнениями)).
Перечень регионов, устанавливающих критерий нуждаемости для
получения РМК, постепенно сокращается. Так, например, с начала 2023 года в
Воронежской области данная мера поддержки предоставляется без учета дохода
семьи (Закон Воронежской области от 14 ноября 2008 г. N 103-ОЗ «О социальной
поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (с изменениями и
дополнениями)).
Возможность многократного получения регионального
материнского капитала
Изначально в большинстве субъектов РФ право на получение РМК
возникало у семьи лишь единожды, несмотря на количество рождённых детей. Но
постепенно, благодаря укреплению государственной помощи семьям, такое условие
становится всё менее распространенным. Так, в статье Е. Е. Гришиной и Е. А.
Цацура [2], написанной в 2017 году, отмечено, что РМК мог быть получен семьёй
несколько раз только в 15 регионах. В то время как на начало текущего 2024 года,
по данным проведённого анализа, правило однократного получения сохраняется
только в 30 регионах (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Алтай,
Республика Хакасия, Белгородская область, Вологодская область, Нижегородская
область, Кировская область, Новгородская область, Республика Карелия,
Саратовская область, Тверская область, Санкт-Петербург, Алтайский край,
Забайкальский край, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская
область, Оренбургская область, Свердловская область, Томская область,
Челябинская область, Республика Марий Эл, Самарская область, Чувашская Республика,
город Севастополь, Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская
область, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ).
Предоставление РМК на каждого ребёнка, начиная с
установленной регионом очерёдности, осуществляется в 24 регионах: в Брянской
области, Воронежской области, Калужской области, Смоленской области, Липецкой
области, Рязанской области, Курской области, Мурманской области, Ярославской
области, Ульяновской области, Костромской области, Республике Мордовия,
Камчатском крае, Псковской области, Ленинградской области, Калининградской
области, Приморском крае, Республике Тыва, Архангельской области, Хабаровском
крае, Республике Саха (Якутия), Ненецком автономном округе, Тюменской области,
Ямало-Ненецком автономном округе. В Республике Саха (Якутия) реализуется
капитал «Дети столетия», полагающийся всем семьям, в которых начиная с 1 января
2022 года родился ребёнок, безотносительно очерёдности рождения, возраста матери
и дохода семьи (Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2021 г. №
2258 «О целевом капитале Республики Саха (Якутия) «Дети столетия» (с
изменениями и дополнениями)).
В регионах Дальневосточного федерального округа совместно с
РМК, финансируемым в рамках регионального бюджета, установлен также дополнительный
региональный материнский капитал на второго ребёнка в размере 30% от размера
федерального материнского капитала.
РМК на первого ребёнка установлен в восьми субъектах РФ, в четырёх
из которых предусмотрено дополнительное условие о возрасте матери, что должно
потенциально способствовать снижению откладывания первых рождений (Ивановская
область, Новгородская область, Магаданская область, Камчатский край). Так, в
Новгородской области право на региональный капитал «Первый ребёнок» полагается
в случае рождения первого ребёнка женщиной до наступления 30 лет (Закон
Новгородской области от 29 января 2019 г. № 369-ОЗ «О региональном капитале
«Первый ребёнок» (с изменениями и дополнениями)). В нескольких регионах,
ранее включавших критерий возраста женщины при рождении ребёнка, данное условие
было отменено. К примеру, право на РМК предоставляется не зависимо от возраста
матери при рождении первого ребёнка с начала 2020 года в таких регионах, как
Сахалинская область (Закон Сахалинской области от 9 марта 2011 г. № 21-ЗО «О
дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» (Принят Сахалинской
областной Думой 1 марта 2011 г.) (с изменениями и дополнениями)), Тюменская
область (Постановление Правительства Тюменской области от 27.12.2011 № 503-п «О
региональном материнском (семейном) капитале» (с изменениями и дополнениями)),
Республика Коми (Закон Республики Коми от 29.04.2011 № 45-РЗ «О
дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории
Республики Коми» (с изменениями и дополнениями)).
В 16 субъектах региональный материнский капитал
предоставляется при рождении второго ребёнка: в Калужской области, Ульяновской
области, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Амурской области,
Еврейской автономной области, Забайкальском крае, Камчатском крае, Магаданской
области, Приморском крае, Сахалинской области, Хабаровском крае, Чукотском
автономном округе, городе Севастополе, Ханты-Мансийском автономном округе и
Ямало-Ненецком автономном округе. В Ханты-Мансийском автономном округе РМК на
второго ребёнка в размере 177 тысяч рублей был принят с начала 2024 года (Закон
Ханты-Мансийского АО – Югры от 28 октября 2011 г. № 100-оз «О дополнительных
мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе –
Югре» (с изменениями и дополнениями)).
На четвёртого или последующего ребёнка РМК направлен в
Республике Алтай (Закон Республики Алтай от 8 июля 2011 г. № 44-РЗ «О
дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики
Алтай» (с изменениями и дополнениями)) и в Карачаево-Черкесской Республике
(Закон Карачаево-Черкесской Республики от 6 декабря 2013 г. № 81-РЗ «О
республиканском материнском капитале при рождении (усыновлении) четвёртого ребёнка
или последующих детей в Карачаево-Черкесской Республике и наделении органов
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями
Карачаево-Черкесской Республики» (с изменениями и дополнениями)). В
Республике Тыва (Закон Республики Тыва от 28 октября 2011 г. № 937 ВХ-1 «О
мерах социальной поддержки отдельных категорий семей в Республике Тыва» (с
изменениями и дополнениями)), как регионе с традиционно высокой
рождаемостью, региональный материнский капитал предоставляется только на пятого
и последующего ребёнка, что нетипично при сравнении с программами других
регионов.
Различия в размерах РМК
Размер регионального материнского капитала значительно
варьируется, что выделяет его на фоне других мер поддержки семей. Кроме того,
не всеми субъектами предусмотрено проведение ежегодной индексации его величины.
Наименьшие по размеру выплаты (Рисунок 1) установлены в Курганской области (40 тысяч рублей), Калужской и Ульяновской областях (50 тысяч рублей (РМК на второго ребёнка)),
Республике Алтай (54,8 тысячи рублей), Республике Тыва (60,9 тысячи рублей),
Республике Бурятия (65,2 тысячи рублей (РМК на третьего ребёнка)), Ярославской
области (69,5 тысячи рублей) и Республике Марий Эл (76,5 тысячи рублей).
Наибольшие по размеру выплаты, без учёта выплат за
одновременное рождение нескольких детей, установлены (Рисунок 2) в Хабаровском крае (297,8
тысячи рублей), Ненецком автономном округе (379,9 тысячи рублей), в Камчатском крае
(438,8 тысячи рублей (на шестого и последующего ребёнка)), а также Ямало-Ненецком
автономном округе (500 тысяч рублей).
Размеры РМК меняются не только под влиянием ежегодной
индексации, но и по решению региональных властей. Так, например, в Республике
Коми региональный материнский капитал на третьих и последующих детей, рождённых
с первого января 2024 года, был увеличен вдвое – со 150 тысяч до 300 тысяч рублей, а в
случае рождения первого ребёнка женщиной, не достигшей возраста 25 лет, размер
РМК будет составлять 500 тысяч рублей (Закон Республики Коми от 29 апреля 2011
г. № 45-РЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей,
на территории Республики Коми» (с изменениями и дополнениями)).
Несмотря на наличие выплат в размере менее ста тысяч рублей и
более 200 тысяч рублей, в большинстве субъектов РФ размер РМК установлен в
пределах 100–200 тысяч рублей.
Возможные направления использования средств
регионального материнского капитала
Направления расходования средств РМК устанавливаются
региональным законодательством и могут существенно различаться. Однако всеми
субъектами установлены типовые направления использования средств, дублирующие
предусмотренные федеральным материнским капиталом (улучшение жилищных условий,
получение образования ребёнком (детьми), приобретение товаров и услуг,
предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество
детей-инвалидов). Помимо этого, средства капитала могут быть потрачены на
лечение ребёнка (детей), покупку автомобиля, газификацию жилых домов (квартир)
или на иные определённые регионом направления. Вместе с тем некоторыми
субъектами установлена возможность получения семьёй выплаты из средств РМК на
определённых условиях (Калининградская область, Курская область, Мурманская
область, Иркутская область, Красноярский край, Магаданская область,
Новосибирская область, Сахалинская область, Чувашская Республика, Тюменская
область, Ненецкий автономный округ).
Перечень направлений расходования регионального материнского
капитала со временем также расширяется. К примеру, в Саратовской области с
начала 2024 года средства РМК могут быть направлены на подключение дома к системе
горячего и холодного водоснабжения, проведение канализации; на приобретение
окон, дверей и остекление балконов (Закон Саратовской области от 28 декабря
2011 г. № 212-ЗСО «О региональном материнском (семейном) капитале в Саратовской
области» (с изменениями и дополнениями)).
РМК не всегда имеет целевое назначение и может быть потрачен
по усмотрению семьи в десяти субъектах РФ (Архангельская область, Владимирская
область, Вологодская область, Калужская область, Ярославская область, город
Севастополь, Волгоградская область, Костромская область, Республика Марий Эл,
Тюменская область).
Требования по срокам проживания в регионе для получения
выплаты
В регионах установлен разный срок проживания, по истечении
которого семья может претендовать на получение РМК. В большинстве регионов в
качестве условия отмечено постоянное проживание в субъекте без указания срока
давности. В некоторых регионах для получения РМК женщине необходимо прожить не
менее одного года (Республика Бурятия, Республика Алтай, Белгородская область,
Брянская область, Воронежская область, Кировская область, Костромская область,
Орловская область, Новгородская область, Смоленская область, Тульская область,
Ярославская область, Еврейская автономная область, Сахалинская область, город
Севастополь, Ямало-Ненецкий автономный округ), не менее полутора лет (Томская
область, Вологодская область) или не менее трёх лет (Республика Саха (Якутия)
(для получения РМК на второго ребёнка), Камчатский край, Ульяновская область,
Республика Марий Эл, Новосибирская область, Челябинская область, Ненецкий
автономный округ). Давность проживания не менее пяти лет установлена в
Республике Саха (Якутия) в качестве условия для получения регионального
материнского капитала на третьего или последующего ребёнка. Требования по
необходимому сроку проживания в регионе для назначения рассматриваемой меры
поддержки также подвержены изменению в сторону снижения. Так, в Орловской
области необходимый для получения РМК срок проживания был сокращён с трёх лет
до одного года (Закон Орловской области от 2 октября 2003 г. № 350-ОЗ «О
статусе многодетной семьи Орловской области и мерах её социальной поддержки» (с
изменениями и дополнениями)).
В нескольких регионах для получения РМК установлено
требование к регистрации ребёнка в региональных органах ЗАГС. Такие правила
действуют в Калужской области (Закон Калужской области от 27.12.2011 №
240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале» (с изменениями и дополнениями)),
Тюменской области (Постановление Правительства Тюменской области от
27.12.2011 № 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале» (с
изменениями и дополнениями)) (для получения РМК при рождении первого ребёнка,
родившегося начиная с 1 января 2020 г.) и Ханты-Мансийском автономном округе (Закон
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.10.2011 № 100-оз «О
дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре» (с изменениями и дополнениями)).
Предоставление альтернативных региональному материнскому
капиталу мер поддержки в регионах России
Выплата РМК в качестве меры поддержки семей установлена в
большинстве российских регионов, но есть регионы, в которых РМК вообще не
предусмотрен. В нескольких субъектах РФ данная выплата предоставлялась на
детей, рождённых в определённый период времени, и не выплачивается новым
получателям. К ним относятся: Московская область (Закон Московской области
от 12 января 2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в
Московской области» (принят постановлением Московской областной Думы от 21
декабря 2005 г. № 5/163-П) (с изменениями и дополнениями)) (до конца 2016
года), Омская область (Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс
Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (с изменениями
и дополнениями)) (до конца 2018 года), Пермский край (Закон Пермского края
от 29.02.2012 № 5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей,
имеющих детей» (с изменениями и дополнениями) (прекратил действие)) (до
конца 2015 года), Астраханская область (Закон Астраханской области от
22.12.2016 № 85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи
отдельным категориям граждан в Астраханской области» (с изменениями и
дополнениями)) (до конца 2017 года), Ставропольский край (до конца 2015 года),
Республика Северная Осетия – Алания (до конца 2018 года).
Некоторые субъекты, не применяющие рассматриваемую меру в
качестве инструмента демографической политики, имеют аналогичные РМК выплаты. К
ним относятся: Кабардино-Балкарская Республика (Постановление Правительства Кабардино-Балкарской
Республики от 3 октября 2016 г. № 175 ПП «О Порядке предоставления средств
единовременной адресной социальной помощи на улучшение жилищных условий
многодетным семьям, воспитывающим пятерых и более детей, и о внесении изменений
в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12 июля 2013
г. № 202- ПП» (с изменениями и дополнениями)) (выплата в размере 250 тысяч
рублей многодетным семьям, имеющим пятерых и более детей), Республика Адыгея (Закон
Республики Адыгея от 28 сентября 1994 г. № 117–1 «Об охране семьи, материнства,
отцовства и детства» (с изменениями и дополнениями)) (выплата в размере 50
тысяч рублей на третьего или последующего ребёнка), Республика Дагестан (Указ
главы Республики Дагестан от 31 мая 2007 г. № 71 «О дополнительных мерах
социальной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями))
(выплата 300 тысяч рублей малоимущим семьям при рождении в них десятого ребёнка),
Удмуртская Республика (Закон Удмуртской Республики от 05.05.2006 № 13-РЗ «О
мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями))
(выплата на улучшение жилищных условий или ремонт жилого помещения), Республика
Башкортостан (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11
декабря 2014 г. № 569 «О порядке предоставления единовременной денежной выплаты
многодетным семьям, имеющим восемь и более детей в возрасте до 23 лет» (с
изменениями и дополнениями)) (выплата 622,8 тысячи рублей при рождении
восьмого ребёнка).
Заключение
Региональный материнский капитал относится к категории
распространённых и востребованных мер поддержки семей: начиная с 2011 года большинство субъектов РФ внедрили эту практику в региональную семейную
политику. Как показал анализ особенностей РМК в регионах, данная выплата всё
ещё остается инструментом поддержки семей преимущественно при третьих или
последующих рождениях. В то же время в ряде регионов эта мера затрагивает
вторые и даже первые рождения.
Особенности предоставления РМК в субъектах РФ различаются по
многим параметрам (Таблица 1): направленность на детей различных очерёдностей рождения,
однократность или многократность права получения РМК семьёй, наличие
ограничения по доходам семьи, установление целевого направления РМК или его
отсутствие, а также срок регистрации на территории субъекта. Такая
вариативность выделяет региональный материнский капитал среди других мер
поддержки семей с детьми. Кроме того, существенно варьируются размеры РМК:
выплата предоставляется в диапазоне от 40 тысяч рублей в Курганской области до
полумиллиона рублей в Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Коми (на
первого ребёнка). Однако большинство субъектов предоставляют данную меру
поддержки в размере 100–200 тысяч рублей.
Нормативно-правовая база в сфере предоставления РМК
претерпевает постоянные изменения: отменяется условие на однократность права
получения выплаты (как, например, с начала 2023 года в Костромской, Тамбовской,
Орловской, Смоленской и Курской областях), а также вводятся дополнительные
направления использования средств РМК (такое изменение произошло, к примеру, в
Саратовской области с начала 2024 года), исключается критерий нуждаемости (как,
например, с начала 2023 года в Воронежской области). Благодаря снижению
количества действующих ограничений на получение данной меры поддержки
увеличивается число семей, которые смогут воспользоваться средствами РМК, что в
свою очередь должно способствовать повышению эффективности регионального
материнского каптала как инструмента демографической и семейной политики.
Список литературы
1. Казенин
К. И., Козлов В. А. Региональные меры поддержки многодетных семей в РФ //
Журнал исследований социальной политики. - 2020. - Т. 18. - № 2. - С. 191–206.
2. Гришина
Е. Е., Цацура Е. А. Региональный материнский капитал: анализ региональных
различий и влияния на репродуктивное поведение // Уровень жизни населения
регионов России. - 2017. - № 3 (205). - С. 51–58.
3. Калабихина
И. Е. О региональном материнском (семейном) капитале // Вестник Московского
университета. Серия 6: Экономика. - 2013. - № 2. - С. 62–70.
4. Студенникова
Н. С. Региональные особенности выплаты и использования материнского капитала //
Вестник сельского развития и социальной политики. - 2015. - Т. 8. - № 4. - С.
9–14.
5. Архангельский
В. Н., Джанаева Н. Г. Региональные особенности динамики рождаемости и
демографическая политика // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - №
1 (191). - С. 73–82.
6. Вакуленко Е. С., Ивашина Н. В., Свистильник Я. О. Региональные программы
материнского капитала: влияние на рождаемость в России // Экономика региона. - 2023.
- Т. 19. - № 4. - С. 1077–1092.
Оригинал публикации: Мусин, Э. Р. Региональный
материнский капитал в России: анализ различий в условиях предоставления,
размере, целевом направлении // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Т.
4, № 3. С. 37–48. DOI 10.19181/demis.2024.4.3.3. EDN JXYMRR.