Аналитика

Кризис доверия у студентов в отношениях «я-другой»

Результаты исследования наличия у студентов доверительных отношений к членам семьи, близким, друзьям и психологам

Авторы: Дунаева Н. И., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий, руководитель Центра социально-психологического сопровождения студентов факультета социальных наук, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия);
Баринова О. А., психолог Центра социально-психологического сопровождения студентов, ННГУ имени Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия);
Филина Т. В., психолог Центра социально-психологического сопровождения студентов, ННГУ имени Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия)

Инфографика: Дарья Ковалева

В статье рассматривается проблема нарастающего кризиса доверия в семье, влияющего на межпоколенное взаимодействие, обосновывается важность и значимость поддержания доверительных отношений в семье для студентов. Представлены результаты исследования наличия у студентов доверительных отношений к членам семьи, близким, друзьям, а также к психологам. Выявлено, что сохраняется ядро значимых членов семьи, в том числе и прародителей. С другой стороны, возрастает значимость партнёров, друзей, подруг, психологов. Выявлена тенденция утраты у студентов доверительных отношений к старшему поколению, перечислены причины, связанные с нарушением их личной свободы, а также с наличием психологического барьера в общении и старомодностью суждений прародителей, что оказывает негативное влияние на преемственность поколений.

Ключевые слова: доверие, межпоколенные отношения, преемственность поколений, студенты, семья, семейные ценности.


Владимир/Аналитика_Апрель_24/smiling-teenage-student-girl_23-2147666586.jpg

Фото: freepik.com / @ freepik

Проблема доверия в межпоколенном взаимодействии является актуальной, поскольку семья в её традиционном понимании закладывает в человека нравственные императивы, модели семейных отношений. Важность роли семьи в формировании личности отмечали отечественные психологи (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Я. В. Сапоровская). На протяжении многих десятилетий активно изучались особенности современной семьи и семейных отношений, а также её психологическое сопровождение (М. А. Абалакина, В. С. Агеев, Ю. Е. Алешина, А. А. Бодалёв, В. Н. Дружинин, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер).

Большое количество исследований (Е. В. Куфтяк, Е. А. Петровой, Т. А. Петровой, М. А. Сизовой) посвящено изучению различных аспектов взаимоотношений в семье, в частности родителей и детей на разных возрастных этапах.

Современные отечественные авторы отмечают деформацию института семьи, трансформацию семейных ценностей и межпоколенного взаимодействия в современных российских реалиях (Ю. В. Вишневский, М. В. Ячменева).

Отмечается также, что переход к рыночной экономике и провозглашение индивидуальной свободы привели к увеличению значимости материального фактора и отсутствию устойчивой жизненной перспективы у современной молодёжи [1]. Культивируемые среди молодёжи такие идеи и ценности, как стремление к личной свободе, ярко выраженный индивидуализм, эгоцентричное получение удовольствия от жизни, несомненно, повлияли на изменение традиционных семейных ценностей и межпоколенных взаимоотношений.

В исследовании Л. Г. Лебедевой подчёркивается идея трансформации семьи и преемственности поколений, отмечаются различия в понимании смысла жизни и ценностных ориентаций в семейной сфере [2]. Акценты на самореализацию в профессиональной среде, амбициозные планы молодых людей изменили представления о семейном укладе и взглядах на воспитание детей, с отказом подчинять собственные интересы интересам своих детей. В свою очередь, подрастающее поколение, воспитанное в атмосфере отсутствия психологической близости, доверительных отношений с родителями, тоже старается отгородиться от них, тем самым нарушается связь поколений.

Следует отметить, что одним из факторов, на наш взгляд, влияющим на транcформацию межпоколенного взаимодействия, является идея ранней сепарации от родителей, которая многими молодыми людьми понимается искажённо, буквально как приводящая к полному разрыву отношений или поддержанию формальных контактов с семьёй. В ходе консультаций психологами Центра социально-психологического сопровождения студентов ННГУ имени Н. И. Лобачевского ребят, имеющих проблемы во взаимоотношениях с родителями, было отмечено, что в основном это характерно для студентов-выходцев из сельской местности. Наблюдается тенденция либо полного разрыва с семьёй при условии, если студент сам зарабатывает себе на жизнь, совмещая учёбу с работой, либо минимизация контактов. Большая часть студентов, обратившихся в ходе консультации по данной проблеме, не хотят помогать родителям в бытовых вопросах и в ведении хозяйства или делают это по принуждению со стороны родителей, если зависят от них материально.

В литературе особенности межпоколенного взаимодействия были описаны Ч. Каитчибаши, в основу положена степень взаимозависимости членов семьи. Традиционно считается, что для западной модели характерны слабые межпоколенные связи, а для русской – эмоциональная взаимозависимость при консолидирующей роли старшего поколения [3]. По исследованию Н. Ю. Егоровой, в детско-родительских отношениях старшее поколение настроено на взаимосвязь [4]. В исследовании С. А. Судьина большое количество опрошенных родителей считают, что в их семьях преобладают доверительные отношения, и подчёркивают значимость семейных ценностей. Одной из форм межпоколенного взаимодействия, как считают респонденты, является финансовая поддержка детей и внуков родителями, бабушками и дедушками. Чаще на это указывают женщины [5].

Интерес к изучению межпоколенной преемственности и феномена доверия возрастает и в отечественной психологии, поскольку только при доверительных взаимоотношениях, при сформировавшейся психологической близости возможна передача ценностей родителями подрастающему поколению [6, 7, 8]. В работах В. П. Зинченко [9] и Т. П. Скрипкиной [10] рассмотрены источники формирования, характеристики проявления и функции доверия. Согласно определению Т. П. Скрипкиной, доверие представляет собой сложный психологический феномен, проявляющийся в виде ценностной установки-отношения к себе и другим людям, который обеспечивает целостность и устойчивость личности, предполагает самопринятие, определяет отношение личности к себе и другим.

Доверие пронизывает все стороны жизни человека, как общественной, так и частной, ему отводится главенствующая роль при построении отношений между людьми. Важным методологическим основанием при изучении доверия является деятельностный подход, поскольку доверие проявляется во взаимодействии людей. Рассматривается доверие и в тесной связи с ценностно-смысловой структурой сознания, поскольку является сознательно регулируемым процессом.

В психологической литературе в структуре доверия выделяют когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые могут иметь разную степень выраженности. В концепции И. В. Антоненко [11], Т. П. Скрипкиной феномены доверия и недоверия понимаются как противоположные, и при разрушении доверия возникает недоверие. Доверие к другим рассматривается в работе А. Б. Купрейченко как психологическая дистанция, которая выстраивается при отношениях с другими [12].

При кризисе доверия в межпоколенном взаимодействии объект недоверия воспринимается негативно. Это распространяется и на информацию, которая исходит от этого человека. Поэтому молодое поколение не будет воспринимать установки, мировоззренческие позиции старшего поколения.

Известно, что потребность в доверительных отношениях важна в любом возрасте. Кризис доверия рассматривается как один из нормативных в подростковом возрасте из-за высокой вероятности проявлений эмоциональных и поведенческих нарушений в период «гормональной бури». Разрешается этот кризис благополучно при поддержке взрослого, который готов выслушать, а подросток имеет возможность поделиться своими опасениями, чувствами, получив тем самым психологическое облегчение. Зачастую подросток не получает обратную связь, что затрудняет дальнейший процесс коммуникации и взаимодействия с родителями. Несмотря на реакцию группирования со сверстниками, отмечается важность построения доверительных отношений с родителями, поскольку это играет большую роль в установлении близких отношений с другими в будущем.

В юношеском возрасте стремление к самостоятельности выходит на первый план, тем не менее значимость доверительных отношений в семье возникает в ситуациях жизненного, профессионального самоопределения.

В семье происходит передача культурных ценностей, так называемая «вертикальная трансмиссия» Т. Г. Стефаненко [13], но это происходит при условии, если есть доверие к родителям. Ценностный обмен возможен при доверительных отношениях, которые сложились между родителями и взрослыми, при этом взрослый получает статус значимого. В своём исследовании Т. К. Комарова отмечает, что одной из причин кризиса доверия в детско-родительских отношениях в раннем юношеском возрасте является ценностная дезинтеграция, связанная с нарушением межпоколенной «вертикальной трансмиссии» ценностей [6].

В трансформации отношений внутри стилей межпоколенного взаимодействия на примере старшего, среднего, младшего поколений по мужской линии в одной семье в исследовании У. Ю. Севастьяновой была выявлена интересная особенность. Несмотря на преобладание активного стиля взаимодействия между поколениями и сохранение тенденции к традиционному исполнению семейных функций, всё же у младшего поколения отмечается активный игнорирующий и самоустраняющийся стиль, который проявляется в центрации на себя, на личные дела, отказе в помощи членам семьи, избегании участия в общесемейных делах [14].

Е. В. Куфтяк изучала межпоколенную передачу паттернов взаимодействий на примере трёх поколений в одной семье по женской линии. Был выявлен заботливый тип у всех представителей (бабушка-мать-внучка). Это свидетельствует о том, что сохраняется тенденция к традиционной роли женщины в семье – «хранительницы очага», связанная с формированием чувства безопасности в семье.

Нами было проведено исследование, целью которого явилось выявление наличия у студентов доверительных отношения к членам семьи, близким, друзьям, а также к психологам Центра Социально-психологического сопровождения ННГУ имени Н. И. Лобачевского, которые сопровождают процесс адаптации студентов в вузе. Всего в исследовании приняли участие 134 студента ННГУ имени Н. И. Лобачевского (Рисунок 1). Из них 65,3% составляют девушки и 34,7% юноши. Была разработана анкета, куда входили вопросы, касающиеся социально-демографических характеристик, вопросы относительно причин, затрудняющих установление доверительных отношений с ближайшим окружением, вопросы о наиболее значимых ценностях, способствующих доверительным семейным отношениям, а также способы для достижения понимания в семье и разрешения проблемы «отцов и детей».

Отвечая на вопрос «Кому из Ваших близких Вы доверяете больше всего?», 67% студентов отметили родителей (Рисунок 2). С ними они готовы делиться волнующими их проблемами. На втором месте в рейтинге доверия оказались друзья (57%). На третьем месте оказались братья и сестры респондентов, их в качестве фигуры доверия выбрали 45% участников исследования. Смогли бы открыться более старшему поколению – бабушкам и дедушкам либо психологам по 31% респондентов. Примечательно, что у 31% студентов наблюдаются доверительные отношения к психологам Центра, что может свидетельствовать о том, что у них сформировано базовое доверие к людям, в том числе и к другому – психологу, а также установка на то, что помощь специалиста позволит разрешить проблему более эффективно. Всего 2,7% участников исследования отметили, что не доверились бы никому. При этом важно отметить, что девушки в качестве доверенных лиц чаще выбирают друзей и подруг и меньше всего бабушек и дедушек. Следует отметить важный факт, что юноши чаще доверяют своим родителям и меньше всего психологам.

Среди причин отсутствия доверия в семье 39% студентов выделили наличие психологического барьера в общении (Рисунок 3). «Старомодность родительских суждений» как причина отсутствия семейного доверия заняла второе место – предпочтение ей отдали 35% студентов. Несоответствие представлений о ценностях между поколениями и непонимание между членами семьи выбрали по 30% респондентов. Наименьший выбор среди возможных причин недоверия в семье получило утверждение – «они меня не слышат», предпочтение ему отдали всего 15%. У девушек самыми важными причинами отсутствия доверия в семье стали барьер в общении и старомодность родительских суждений. Юноши выделили непонимание в семье как наиболее важную причину отсутствия семейного доверия.

Среди наиболее важных ценностей и установок, объединяющих семью (Рисунок 4), студенты выбрали следующие: поддержка, забота и взаимопонимание (67% респондентов), чувство любви (64%), совместно проведённое время и досуг (55%) и материальное обеспечение (53%). Наименьшую значимость среди представленных причин, которые могут объединить семью, отдали «преемственности поколений», этот фактор выбрали лишь 27% респондентов. Девушки среди самых важных факторов, объединяющих семью, назвали любовь и досуг, преемственность между поколениями оказалась наименее значима для них. Юноши выделили как наиболее важный фактор, способный объединить семью, поддержку, заботу и взаимопонимание, а такой фактор, как «дети», был наименее значимым для них.

Наиболее значимым способом достижения понимания в семье и разрешения проблемы «отцов и детей» (Рисунок 5) участники исследования чаще всего называли уважение личной свободы (92%), а также создание доверительных отношений в семье (79%) и веру в близких людей (57%). Наименее значимой установкой оказалось сохранение семейных традиций (28%), что не может не настораживать, поскольку семейные традиции являются неким скрепляющим, объединяющим элементом. Среди юношей и девушек отличие наблюдается только в выделении наименее значимого способа достижения понимания в семье. Для девушек наименее важно сохранение семейных традиций, для юношей – минимизация открытого манипулирования.

Относительно доверия психологам Центра ННГУ имени Н. И. Лобачевского были получены следующие результаты (Рисунок 6): большинство респондентов (55%), прежде всего девушки, обратились бы за психологической помощью, если бы не смогли справиться с проблемой самостоятельно. Важным фактором, способствующим обращению за помощью к психологу, как считают молодые люди, явилось наличие трудной жизненной ситуации (44%). При обращении за психологической помощью в вузе наиболее важной оказалась уверенность в профессионализме психологов центра, особенно для девушек. Для юношей наиболее значимым фактором обращения за помощью к психологам центра является наличие более подробной информации о центре.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о значимости поддержания доверительных отношений в семье для студентов. Для большинства студентов атмосфера полного доверия и самораскрытия представляется важной не только в кругу семьи и родных, но и в общении с друзьями и психологами. С одной стороны, сохраняется ядро значимых членов семьи, в том числе и прародителей, что говорит о сохранении традиционности и преемственности, с другой стороны, возрастает значимость партнёров (друзей, подруг, психологов), то есть открытости новому (происходит изменение периферии структуры значимых членов семьи). Тем не менее наблюдается тенденция утраты доверительных отношений к старшему поколению. Как считают студенты, это связано с нарушением их личной свободы, а также с наличием психологического барьера в общении и старомодностью суждений прародителей, что не может не влиять негативно на преемственность поколений. Важно отметить, что преемственность поколений утрачивает свою ценность для молодого поколения, а необходимость признания и уважения личных границ студентов возрастает, что обусловливает необходимость дальнейшего исследования данной темы.


Список литературы

1. Вишневский Ю. Р., Ячменева М. В. Отношение студенческой молодёжи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Том 20. № 5.

2. Лебедева Л. Г. Трансформация семьи и преемственность поколений // Социодинамика. 2019. №9. С. 1-8.

3. Судьин С. А., Кутявина А. В., Курамшев А. В. Межпоколенные отношения в современной нижегородской семье // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. № 3.

4. Егорова Н. Ю. Родительско-детские отношения в браках и сожительствах // Женщина в российском обществе. 2008. № 3. С. 23-30.

5. Дудина С. Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: автореферат диссертации кандидата психологических наук: 19.00.05/ Дудина Светлана Юрьевна; [Место защиты: Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова]. Кострома, 2013. 25 с.

6. Комарова Т. К. Ценностные основания кризиса доверия старшеклассников к родителям. Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. 6-7 ноября 2014 г. / Под ред. Т.П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2014. 332 с.

7. Куфтяк Е. В. Общение и близость в семье: поколенческие различия и преемственность. Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. 6-7 ноября 2014г. / Под ред. Т. П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2014. 339 с.

8. Николаева Е. И. Проблема доверия в семье между детьми и родителями. Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. 6-7 ноября 2014 г. / Под ред. Т. П. Скрипкиной. – М.: Университет РАО, 2014. 341 с.

9. Зинченко В. П. Психология доверия // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 76-93.

10. Скрипкина Т. П. Психология доверия // Учебное пособие. Изд. центр «Академия», 2000. 264 с.

11. Антоненко И. В. Социально-психологическая концепция доверия. М.: Флинта; Наука, 2006. 480 с.

12. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М.: «Институт психологии РАН», 2008. 571 с.

13. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.

14. Севастьянова У. Ю. Особенности стилей взаимодействия между поколениями семьи (дед, отец, сын). Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. 6-7 ноября 2014 г. / Под ред. Т. П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2014. 351 с.

 

Оригинал публикации: Дунаева Н. И., Баринова О. А., Филина Т. В. Кризис доверия у студентов в отношениях «я-другой». Культурное наследие и связь поколений. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, 2023. – С. 291-302.