Аналитика

Формирование положительного образа семьи в дошкольном образовательном учреждении

Аналитическая статья призёра конкурса исследовательских работ молодых учёных «Менделеевские чтения – 2024»

Автор: Папин В. К., аспирант ГБОУ ВО «Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке» (Москва, Россия);
Научный руководитель: Буянова Н. Б., доктор педагогических наук, профессор ГБОУ ВО «Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке» (Москва, Россия)

Инфографика: Дарья Ковалёва

Современное общество в XXI веке переживает неблагоприятный момент. По результатам статистических данных по Российской Федерации наблюдается демографический спад населения [2]. На этот кризис влияют множество факторов – уровень образования, состояние здоровья, средняя заработная плата в стране, социальная мобильность граждан, ценности современного общества, и в числе таких факторов – проецируемый образ семьи маленькому гражданину.


Владимир/Аналитика_Май_24/photo_2024-05-29 14.29.26.jpeg

Фото: пресс-служба Правительства Ивановской области

Ни для кого не секрет, что процесс становления этого образа у ребёнка происходит изначально в рамках семьи, так как задача родителей – заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. От родителей дошкольника будет зависеть, какая сложится семья, жизнедеятельность которой повлияет на развития страны, народа, этноса, нации, общества. 

Затем дети включаются во внешнюю социальную среду, – идут в детский сад, поэтому вместе с родителями воспитанием ребёнка занимается весь педагогический состав, ведь формирование положительного образа семьи у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Чтобы глубже разобраться в данном вопросе, обратимся к определению понятия «воспитание» советского и российского учёного в области педагогики А. В. Мудрика. По его мнению, «воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека» [1, 32].

Академик И. П. Павлов рассматривает воспитание как механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции [3, 54].

В Законе Российской Федерации «Об образовании» воспитание выступает как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности [5].

На основании вышесказанного можно обобщить, что воспитание – это процесс и результат целенаправленного воздействия на развитие личности, её установок, качеств, взглядов, мировоззрения, характера, способов поведения в социальной среде.

Традиционно выделяют несколько основных видов воспитания: патриотическое, физическое, трудовое, умственное. В их числе рассматривается и духовно-нравственное, которое является совокупностью семейного, школьного (дошкольного) и религиозного воспитания.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», духовно-нравственное воспитание выступает в качестве важнейшего приоритета государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания [5].

Доктор педагогических наук Т. И. Петракова трактует духовно-нравственное воспитание как «сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Однако он, – отмечает исследователь, – в известной мере, автономен» [4, 16].

 В этом ключе ставится задача по формированию положительного образа семьи у дошкольников: важно воспитать порядочного будущего отца или мать семейства, чтобы создать здоровую ячейку общества в дальнейшем.


Образ семьи в глазах многих дошкольников деформирован вследствие слабого эмоционального контакта между детьми и родителями. Также негативно влияет и отсутствие в семье зачастую сильной половины – отца, в качестве главы, наставника, воспитателя. Поэтому рушатся ожидания ребёнка в отношении к своей будущей семье.

Значительную роль в решении этой проблемы может сыграть грамотная и правильная специальная педагогическая работа с воспитанниками и их родителями.

В сентябре 2022 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №9» городского округа Химки было проведено анкетирование родителей, дети которых ходят в старшую и подготовительную к школе группу. В письменном опросе, направленном на выявление форм семейного досуга, приняли участие более 40 родителей. Опрос показал, что большая часть родителей не умеет организовывать культурно-досуговую деятельность для своих детей, поскольку не знают, какие занятия способствуют развитию интеллекта, кругозора, формированию мировоззрения и мироощущения, укреплению семейных традиций и ценностей. В числе наиболее популярных форм проведения досуга (Рисунок 1) оказались – домашний просмотр мультфильмов и фильмов (83%); семейные походы в торговые и развлекательные центры (72%); посещение кафе и кинотеатров (69%); игры в виртуальную реальность, компьютер или планшет (55%); прогулка в парках, скверах (49%); поход в гости (47%). Безусловно, такое осуществление совместного досуга детей и их родителей можно назвать негативным, поскольку оно не способствует интеллектуальному и творческому развитию подрастающего поколения. Меньшее число родителей отметили такие формы, как походы на концерты, в музеи и театры (22%); чтение литературных источников (13%). В некоторых семьях совместный досуг занимает не более одного – двух часов в неделю, а это означает, что между членами семьи начинает отсутствовать эмоциональный контакт, идёт постепенное отдаление друг от друга.

В сложившихся условиях детский сад может и должен взять на себя инициативу по организации совместной культурно-досуговой деятельности, а также научить родителей создавать и использовать эффективные формы проведения культурного семейного досуга.

Культурно-досуговая деятельность является главным ресурсом по формированию положительного образа семьи у дошкольников, поэтому дошкольные учреждения должны активно привлекать родителей в совместную культурно-досуговую деятельность. Уровень вовлеченности семьи может варьироваться от частных заданий (по изготовлению реквизита, бутафории или костюма к празднику; разучиванию стихотворений к детскому утреннику) до максимального привлечения родителей к организации массовых мероприятий на уровне детского сада (мастер-классы, конкурсы, концерты, беседы, а также походы в театры, музеи, совместные просмотры музыкальных фильмов, мюзиклов с дальнейшим их обсуждением).

Музыкальная деятельность является основополагающим элементом культурно-досуговой деятельности. Музыка полностью пронизывает образовательное поле дошкольного учреждения. Помимо парциальных программ по музыкальному развитию, в план работы дошкольных учреждений входит большое количество мероприятий, направленных на расширение эмоционального кругозора детей, их знакомство с материальной и духовной культурой нашей страны, воспитание духовных ценностей, формирование положительного образа семьи.

 Особое место в этой работе занимает устное народное творчество, поскольку в нем красочно иллюстрируются родственные отношения, и ключевыми являются образы матери, отца, брата, сестры, родных и других. Народная педагогика позволяет глубже проникнуть в суть процесса воспитания ребёнка и его поэтапное вхождение в мир семейной жизни.

Предлагая детям познакомиться с народными сказками, песнями, попевками, прибаутками, частушками, педагоги акцентируют внимание на понятиях «отчий дом», «родительский дом», «семейный очаг», «род».

Знакомить детей с художественными произведениями наиболее целесообразно опираясь на личный опыт ребёнка. Здесь стоит рассказать дошкольникам как было раньше, а как сейчас. Когда-то семьи были многодетными, а сейчас, как правило, не более двух детей. Раньше младшие всегда трудились со старшими, дети ухаживали за стариками, старшие смотрели за младшими и играли с ними.

Неиссякаемым источником по формированию положительного образа семьи для детей дошкольного возраста служит инструментальное, вокальное и хоровое искусство. Для детей написано немало шедевров классической музыки, содержание которых пронизано образами семьи, детства, матери. Это, например, «Детский альбом» и «16 песен для детей» П. Чайковского, «Детские сцены» Р. Шумана, «День ребёнка» А. Гречанинова, «Детская» М. Мусоргского, «35 лёгких пьес» Д. Кабалевского, «Детская тетрадь» Д. Шостаковича, «Альбом пьес для детей» Г. Свиридова, «Бирюльки» С. Майкапара, «Силуэты» В. Ребикова.

Несомненно, стоит сказать о современных музыкальных технологиях, которые должны быть внедрены в обучение и воспитание дошкольных образовательных учреждений.

XXI век является эрой цифрового пространства. Новые формы музыкально-игрового досуга могут стать увлекательным и захватывающим занятием для всей семьи – это участие в музыкально-интеллектуальных квизах, дистанционных конкурсах, творческих квестах и других занятиях. Отличной формой совместного досуга являются тематическая фотосессия, иммерсивный театр, создание инсталляций и многое другое.

Главное, что необходимо учитывать при организации досуга для дошкольников – это то, что ведущим видом деятельности у детей трёх – семи лет является игра. Как утверждал учёный в области детской и педагогической психологии Д. Б. Эльконин, игра – символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны [7, 11]. Таким образом, педагоги и родители на всех этапах организации и осуществления совместной культурно-досуговой деятельности должны всегда применять, встраивать, регулировать игровую практику.

В течение учебного года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 9» городского округа Химки ежемесячно проходят совместные культурно-досуговые мероприятия с воспитанниками и их родителями в рамках календарно-тематического планирования, что позволяет говорить о систематичности и целенаправленности воспитательной работы этой организации. В мае 2023 года был проведён письменный опрос родителей воспитанников этого детского сада, направленный на оценку результатов совместной культурно-досуговой деятельности. Родители отметили, что их активное участие в мероприятиях, тесное сотрудничество с педагогами образовательной организации в проведении совместных праздников, экскурсий, музыкальных и спортивных игр способствовали укреплению семейных отношений. Опрос показал следующие результаты (Рисунок 2): позитивное моделирование детьми своей будущей семьи (78%); расширение спектра общих увлечений и интересов (73%); возникновение новых конструктивных форм проведения совместного культурного досуга (72%); укрепление отношений между членами семьи (69%); улучшение эмоционального контакта в семье (64%); консолидация семейных ценностей и традиций (60%).


Подводя итог, можно сказать, (что) семья и дошкольное учреждение – важнейшие институты социализации детей в период дошкольного возраста. Именно при целенаправленном и систематичном проведении совместной культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях происходит укрепление семейных ценностей и традиций, налаживание гармоничных отношений, формирование положительного образа семьи у ребёнка. Все это подчёркивает важность дальнейшей непрерывной работы в данном направлении.  Перспективным будет являться расширение форм совместной культурно-досуговой деятельности детей и их родителей, поиск и апробация новых интересных способов взаимодействия.


Список литературы

1. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластёнина. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 32 с.

2. Официальная сайт Федеральной службы государственной статистики. – Ссылка.

3. Павлов И. П. Мозг и психика: избранные психологические труды / Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 358 с.

4. Петракова Т. И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография // Образование: исследовано в мире [электронный ресурс].

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023). – Ссылка.

6. Чернявская В. С., Силич А. А. Образ семьи у детей дошкольного возраста из семей разных типов // Концепт. – 2015. – № 6. – Ссылка.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М, 1999. – 11 с.