Аналитика

Семья и дети в системе ценностей студенческой молодёжи

Анализ роли семьи и детей в системе ценностей студентов по результатам опроса обучающихся в калининградских вузах
23 октября 2024
16:05
(Изменено 17:48)

Авторы: Зимовина Е. П., кандидат исторических наук, научный сотрудник социологической лаборатории, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград, Россия);
Храмова М. Н., кандидат физико-математических наук, директор, Институт демографических исследований – обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (Москва, Россия)

Инфографика: Дарья Ковалева

Данная работа посвящена выявлению роли семьи и детей в системе ценностей калининградских студентов. Этот аспект представляется важным в связи со сложившейся демографической ситуацией, а также с решением объявить в России 2024 год Годом семьи.

В 2023 году был проведён опрос среди студентов калининградских вузов, в котором принял участие 241 человек в возрасте 18-24 лет. Анкета состояла из шести «открытых» вопросов. Студентам было предложено дать собственное определение понятия «ценности»; назвать наиболее значимые ценности; описать идеальную модель семьи; определить роль детей в целом и в собственных жизненных стратегиях; объяснить причины желания или нежелания иметь детей. Вид опроса был обозначен как экспресс-интервью. Методологической основой исследования явилась концепция демографического благополучия, согласно которой демографические процессы необходимо параллельно рассматривать на макроуровне и микроуровне. В данном исследовании основное внимание было уделено микроуровню.

В ходе исследования выяснилось, что большинство респондентов воспринимают ценности как базовые установки, которые определяют жизнь человека, выражаются в духовных и материальных вещах и передаются следующим поколениям. Наиболее значимыми ценностями признаются семья, дружба, деньги, любовь, свобода и здоровье. Рассуждая об идеальной семье, участники опроса описывали те отношения, которые они хотели бы видеть в семье. Лишь несколько человек считают идеальными семьи, в которых они выросли и живут. Большинство респондентов намерены в будущем иметь детей, хотя некоторые делают оговорку, что для этого должны быть соответствующие условия. В то же время была выявлена значительная доля молодых людей, которые заявили о принципиальном нежелании иметь детей.

На основе проведённого исследования было выявлено, что семья является наиболее значимой категорией в системе ценностей студентов. Идеальной представляется полная семья без финансовых проблем, члены которой живут в обстановке взаимопонимания, поддержки и любви. Для большинства респондентов дети представляются необходимой составляющей семьи. Некоторые участники опроса заявили о нежелании выполнять родительские функции. Проведённое исследование продемонстрировало важность анализа демографических процессов на микроуровне, то есть с позиции человека, с учётом его ценностей и жизненных установок.

Ключевые слова: Калининградская область, молодёжь, студенты, ценности, семья, дети.


Владимир/Аналитика/Сентябрь-Октябрь24/Ульяна и Станислав Кожевниковы – выпускники факультета истории, мировой политики и социологии Державинского_пресс-служба ТГУ.png

На фото семья Станислава и Ульяны Кожевниковых, выпускников факультета истории, мировой политики и социологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина / источник: пресс-служба ТГУ имени Г. Р. Державина

Введение

Студенчество является особой категорией молодёжи. Прежде всего, это социальная группа с определёнными возрастными характеристиками, представители которой получают профессионально ориентированное образование. Однако студенчество не является однородным по составу. Как отмечают исследователи, оно дифференцируется в соответствии с типом учебного заведения, формой обучения, особенностями приобретаемой профессии, а также с определёнными социально-демографическими признаками. Кроме того, студенчеству принадлежит особая роль в формировании интеллигенции и в воспроизводстве среднего класса общества. Именно поэтому исследование системы ценностей студенческой молодёжи представляет значимость и вызывает интерес представителей разных научных направлений. Особая роль уделяется изучению вопросов, которые касаются планов на личную жизнь. Это создание семьи и рождение детей. Актуальность данной тематики обусловлена сложившейся демографической ситуацией в стране и регионе, а также решением о проведении в 2024 году в Российской Федерации Года семьи. Объектом данного исследования явилась калининградская студенческая молодёжь с целью определения роли семьи и детей в системе их ценностей. На сегодняшний день к студенчеству относится значительная доля молодёжи. На начало 2022/2023 учебного года на территории Российской Федерации насчитывалось более четырёх миллионов студентов всех форм обучения («Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник». НИУ «Высшая школа экономики». 2023. С. 68.), что составило 12,6% (Федеральная служба государственной статистики. Ссылка) совершеннолетней молодёжи. На территории Калининградской области в списках студентов значилось 21243 человека («Калининградская область в цифрах. 2023. Статистический сборник». 2023. Т. 1. С. 127.), представляющих 9,4% (Федеральная служба государственной статистики. Ссылка) численности молодого населения региона. Для решения поставленной цели были сформулированы следующие исследовательские вопросы:

- Какие ценности являются наиболее значимыми для студентов?

- Что студенческая молодёжь вкладывает в понятие «идеальная семья»?

- Какое место уделяется детям в жизненных планах студентов?


Материалы и методы

Для понимания перспектив демографического развития региона весной и осенью 2023 года был проведён опрос среди студентов калининградских вузов, посвящённый определению роли семьи и детей в системе ценностей молодёжи. В анкетировании принял участие 241 человек в возрасте 18–24 лет (135 мужчин и 106 женщин). Согласно общепринятым расчётам выборки при генеральной совокупности 14184 человека (калининградские студенты очного отделения), доверительной вероятности 95 % и погрешности ±5 % число респондентов должно составлять 374 человека. Однако мы посчитали возможным сделать обобщающие выводы на материалах опроса 241 человека, поскольку при анализе полученных данных была обнаружена определённая повторяемость ответов, позволившая определить основные тренды. Это было тем более важным, что все вопросы были «открытыми», без предлагаемых вариантов ответов. Поскольку апробированный нами метод является экспериментальным и исследование носит поисковый характер, мы посчитали возможным остановиться на данном количестве респондентов.

Метод формирования выборки – гнездовой, при котором проводился сплошной опрос студентов в отобранных группах. Анкета состояла из шести открытых вопросов: что вы понимаете под словом «ценности»? какие ценности значимы лично для вас? какой в вашем представлении является идеальная семья? чем для вас являются дети? какое место уделяется детям в ваших жизненных планах? почему бы вы хотели или не хотели иметь детей? В итоге были получены материалы, которые мы условно обозначили как «экспресс-интервью», поскольку каждый респондент не имел возможности выбора из предложенных вариантов ответов, а должен был кратко сформулировать собственную позицию по тому или иному вопросу. В этом заключается определённая новизна исследования, поскольку данный метод не является широко распространённым. Как правило, массовые опросы проводятся с помощью анкетирования, при котором подавляющее большинство вопросов имеют варианты ответов.

Методологической базой исследования послужила концепция демографического благополучия, изложенная в работах С. В. Рязанцева и Т. Р. Мирязова [1, 2]. Её суть заключается в рассмотрении демографических процессов с двух точек зрения: микроуровень (с позиции человека и семьи) и макроуровень (в масштабах страны, региона), а также их оценки в соответствии с определёнными критериями. На микроуровне под демографическим благополучием понимается возможность реализации человеком своих жизненных установок и удовлетворённость достигнутыми результатами. На макроуровне демографическое благополучие представляется как «сбалансированное соотношение количественных и качественных показателей демографического развития страны (региона) на протяжении минимум пяти лет» [1, с. 8-9]. В проводимом нами исследовании был сделан акцент на микроуровень. Вопросы, связанные с ценностями в студенческой среде, довольно хорошо изучены российскими социологами. Прежде всего, исследователи пытаются осмыслить подвижки в системе ценностей. Одни отмечают: хотя материальные ценности и носят устойчивый характер, однако они не являются приоритетными; ценности молодёжи формируются под воздействием социальной среды [3]. Другие говорят о духовной пассивности студентов, гедонистических доминантах и неопределённости жизненных приоритетов [4]. Следует отметить коллективное исследование, в ходе которого авторы выделяют главенство, полупериферию и периферию в ценностной иерархии молодёжи, а также выявляют факторы жизненного успеха и определяют степень их значимости [5]. Интересны работы, в которых проводится сравнительный анализ жизненных ценностей студентов из разных стран и делается вывод об их зависимости от социокультурного контекста [6]. Отметим работу, в которой продемонстрирована значимость элементов социокультурного механизма и их влияние на формирование жизненных позиций отечественной молодёжи [7].

Региональный аспект исследований имеет особое значение. На примере студентов вузов разной профессиональной направленности, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, исследователи приходят к выводам об общем и специфичном в системе ценностей молодёжи. Так, была выявлена связь между личностными ценностями студентов и мотивационной базой при выборе профессии, установлено влияние перечисленных факторов на формирование успешной жизненной траектории [8]. Отмечается неоднородность ценностных ориентаций студентов, их условное разделение на «коллективистов» и «индивидуалистов» [9]. Подчеркивается эклектичный характер ценностной парадигмы студенческой молодёжи, в которой, однако, важная роль принадлежит традиционным общечеловеческим ценностям [10, 11]. Применяя ресурсный подход, уральские исследователи проанализировали отношение студентов к здоровью и здоровому образу жизни. В результате был сделан вывод: «Здоровье остается одной из базовых ценностей студенческой молодёжи. В совокупности с семьей здоровье составляет интегрирующее ядро ценностных ориентаций, которое обуславливает достижение жизненного успеха» [12, с. 131]. Ценностные координаты были проанализированы в соответствии с базовыми и периферийными концептами в языковом сознании студентов [13]. Интересен подход к анализу ценностей современного студенчества в контексте стремительной цифровизации общества [14, 15]. В качестве обобщения приведем вывод, сделанный чувашскими исследователями: «Несмотря на имеющиеся различия в доминирующих жизненных ценностях, можно говорить о единстве ценностных предпочтений студенческой молодёжи» [16, с. 265]. Особое значение имеют работы, которые направлены на выявление роли семьи и детей в системе жизненных ценностей современных студентов. В связи с этим, важным представляется исследование установок молодёжи на создание семьи и исполнение родительских функций. Как правило, исследователи обращают внимание на малую распространённость браков среди студентов, отсутствие правового статуса понятия «студенческая семья», откладывание деторождения [17]. Делается акцент на процесс трансформации института брака, расширение практики незарегистрированного брака, утверждение социальной терпимости к добрачным связям. Лонгитюдные социологические исследования, проведенные в отдельных регионах, позволяют авторам делать вывод о доминирующем влиянии возрастного фактора в снижении рождаемости. При этом самые низкие значения показателя ожидаемого количества детей, как правило, фиксируются среди самых молодых возрастных групп [18]. В то же время в студенческой среде сохраняется понимание важности полной семьи для воспитания детей [19, 20]. Интересен гендерный аспект исследования проблемы: опрос девушек-студенток и женщин зрелого возраста [21], а также рассмотрение проблемы делегирования родительских функций в отпуске по уходу за ребёнком в русле государственной политики по сохранению духовно-нравственных семейных ценностей и укреплению межпоколенных связей [22]. На сегодняшний день особую актуальность получает вопрос о добровольной бездетности (т. н. чайлдфри), изучение которого необходимо с учётом современной демографической ситуации в России [23]. В зарубежной научной литературе также происходит осмысление ценностей современного общества. В частности, разработана оригинальная система измерения ценностей [24], при которой традиционные ценности (религия, семья, превалирование общественных интересов над личными) противопоставляются секулярно-рациональным (светскость, независимость, доминирование личных интересов над общественными). Широко представлены исследования по вопросам семьи и деторождения. Наиболее распространённым подходом, в русле которого рассматривается данная проблематика, является теория демографического перехода (Dirk J. van de Kaa. Demographic Transitions. NIDI. Working paper no.: 2008/1; Van de Kaa D. J. The Idea of a Second Demographic Transition in Industrialized Countries. Paper presented at the Sixth Welfare Policy Seminar of the National Institute of Population and Social Security. Tokyo, Japan, 2002) [25]. Среди работ последних лет по социально-демографической тематике следует отметить исследования о зависимости репродуктивного поведения молодёжи от уровня образования, занятости, ценностей [26]; о рационализации поведения молодых людей, приводящего к отложенным бракам и отложенным деторождениям [27]; о структуре современной семьи и индикаторах ее благополучия [28]; а также о бездетности и отложенном родительстве [29].


Результаты

Ценности играют важную роль в жизни человека и общества. Они являются некими ориентирами как в повседневной деятельности, так и в критических ситуациях. Ценности воспринимаются по-разному, и зачастую молодёжь стремится переосмыслить многие из них. Однако в большинстве случаев понимание ценностей идёт в определённом русле и мнения незнакомых друг с другом людей совпадают. С целью выявить общее и особенное, респондентам было предложено объяснить своё понимание термина «ценности». Было получено довольно много лаконичных и ёмких определений, которые были подразделены на несколько категорий. Прежде всего обращают на себя внимание ответы, в которых участники опроса говорят о ценностях как о неких важных основах жизни человека и общества: «Превалирующие в жизни каждого человека установки, согласно которым он ведёт свой образ жизни» (м, 22); «Ценности– жизненные принципы, ориентиры» (ж, 18); «Это то, что помогает человеку оставаться человеком, базовые установки, по которым он живёт» (м, 18); «Ценности – значимые аспекты жизни человека, на которых строится жизнь» (ж, 21); «Совокупность духовных вещей, являющихся для человека жизненными ориентирами» (м, 18); «Ценности – это то, что важно как для отдельного человека, так и для общества в целом» (ж, 19). Более того, под ценностями понимается преемственность: «Это принципы, переходящие из поколения в поколение» (ж, 19). Причём это настолько значимо, что требует трепетного отношения и защиты: «Под словом “ценности” я понимаю те вещи, которыми человек дорожит в первую очередь, к которым он стремится или которые оберегает всеми возможными способами» (ж, 20); «Ценности – вещи, которые ни в коем случае не хочется терять» (м, 19); «Под ценностями я понимаю что-то значимое для человека. То, что он будет оберегать даже ценой своей жизни» (м, 18). Как видим, молодые люди довольно серьёзно воспринимают ценности: видят в них жизненную опору, подчёркивают их духовно-нравственную суть, а также важность сохранения и передачи следующим поколениям. Кроме того, указывают на значимость ценностей не только для каждого отдельного человека, но и для общества в целом.

Часть респондентов конкретизировали свои мысли, перечисляя то, что они воспринимают как ценности: «Важные для человека места, люди, вещи, культура» (м, 18); «Духовные и материальные вещи, которые наполняют жизнь смыслом и дают причины жить» (м, 18); «Когда что-то имеет для человека важность, например, идея, данное человеку слово или вещь» (м, 18); «Ценности – самые дорогие сердцу и разуму вещи/ люди, за которые можно чем-то пожертвовать» (ж, 18); «Ценности – близкие, родные люди, прожитые моменты жизни» (м, 18); «Ценности должны в себе сочетать работу, личное развитие, отдых, семью» (м, 20); «Есть личностные ценности – это самое дорогое, что есть в жизни человека. Например, семья и здоровье родных и близких. А есть культурные ценности, которые подразумевают собой ценности всех народов страны. Например, историческая память, уникальная архитектура и культура» (ж, 18). Обращает на себя внимание, что респонденты подчеркивали значимость как духовных, так и материальных ценностей, указывали на возможность их гармоничного сочетания.

Одна из участниц опроса охарактеризовала ценности как способ восприятия действительности: «Ценности – это призма, через которую я смотрю на этот мир» (ж, 19). Несколько респондентов рассматривают ценности как некий «компас», с которым нужно постоянно сверяться на жизненном пути: «Это то, что важно для человека, чем человек руководствуется на протяжении всей жизни» (ж, 18); «Ценности – это взгляды человека, которые помогают ему принимать решения в жизни» (ж, 18). По мнению некоторых молодых людей, ценности влияют на формирование личности и определяют жизненную траекторию: «Ценности – это определённые жизненные установки, на основании которых человек выстраивает свой путь. Исходя из ценностных установок, человек формирует свою семью, выстраивает карьеру, создает собственный социальный имидж, то есть расставляет приоритеты по своей индивидуальной иерархии» (ж, 20); «В моём понимании – это то, что прокладывает жизненный путь человека и выстраивает личность человека. Ценности – это своеобразный маяк, благодаря которому человек достигает своих целей тем или иным образом» (ж, 20). Получается, что молодые люди обращают внимание и на практическую значимость ценностей, которые помогают воспринимать мир, определять этапы жизненного пути, формировать личностные и профессиональные качества. После того как респонденты изложили своё понимание ценностей, им было предложено перечислить то, что значимо лично для них. В результате было получено множество вариантов ответов, в которых были обозначены 95 категорий, указанных как отдельно, так и в разных сочетаниях. Мы отобрали 30, которые встречаются либо чаще других, либо представляют интерес в силу их актуального звучания (безопасность, знания, правда, справедливость, родина, честь), общественной значимости (добро, вера, религия, равенство, культура, обычаи и традиции), а также традиционной для человека важности (жизнь, счастье, дом, время, доход) (Таблица 1).

Лидирующее положение в системе ценностей респондентов занимает семья – её указали 2/3 респондентов. Наибольшая частота упоминаний приходится и на такие категории, как друзья, деньги, любовь, свобода и здоровье. Довольно часто в ответах встречались понятия «самореализация» и «саморазвитие». Однако ценность жизни и счастья отметили лишь несколько женщин, религии – только двое мужчин, веры – трое мужчин и две женщины (таблица 1). Такой расклад свидетельствует о светском восприятии ценностей.

Отметим, что некоторые участники опроса продемонстрировали элементы гедонистического мировоззрения, когда среди наиболее значимых ценностей называли благополучие (7), комфорт (5), отдых (3), путешествия (2), удовольствие (1). Одна из девушек так и написала: «насыщенная жизнь». Два человека проявили конкретно-прагматичный подход к ценностям: «связи, компьютеры», «бриллианты». Также среди ответов встречались забавные («сон», «чай по утрам») и трогательные («любовь к волейболу», «любовь к животным»). Таким образом, спектр ценностей многообразен и их ранжирование не всегда одинаково. Тем не менее, приоритетность основополагающих ценностей является бесспорной.

Как мы уже отметили, среди наиболее значимых ценностей чаще всего упоминается семья. Имея в виду молодой возраст респондентов и в подавляющем большинстве случаев отсутствие у них опыта создания собственной семьи, был задан вопрос о том, какой они представляют себе идеальную семью. Прежде всего была проанализирована частота употребления тех или иных определений. Полученные ответы говорят о том, что в семейной жизни молодые люди больше всего ценят обстановку взаимопонимания, любви, уважения и поддержки. Довольно много респондентов акцентировали внимание на том, что семья должна быть полной и обеспеченной (Таблица 2).

По большому счёту участники опроса описывали те отношения, которые они хотели бы видеть в семье. В результате был получен целый спектр представлений. Одни подчёркивали значимость эмоциональной составляющей, атмосферы любви и ощущения счастья: «Когда все члены данной семьи счастливы» (м, 18); «Где есть любовь, где все счастливы, и никто не обделён» (ж, 18); «Идеальная семья состоит из любящих людей. Не обязательно кровное родство» (ж, 18); «Место, где любят. Место, где ты начинаешь понимать мир» (м, 20). Другие видели суть семейной жизни в единении интересов и сплочённости, неподдельном интересе друг к другу и стремлении держаться вместе: «Совместное решение проблем, обсуждение семейного бюджета, наличие совместного и раздельного отдыха» (ж, 18); «Большая и дружная, с общими традициями и праздниками» (ж, 18). Третьи обращали внимание на обязательное наличие детей: «В моём понимании семья возникает при рождении или появлении ребёнка. До этого момента это супружеская пара» (ж, 20); «Полная многодетная семья» (м, 18); «Семья идеальна тогда, когда мужчина и женщина в первую очередь разговаривают друг с другом, уважают и ценят своего партнёра. Когда оба из них самодостаточны, им следует задуматься о детях, и идеальная семья станет более идеальной!» (ж, 21). Встречались и ответы, в которых присутствовал прагматичный взгляд и удивительное для столь юного возраста понимание реалий жизни: «Мама и папа, может, уже и не любящие друг друга, как раньше, но живут вместе ради собственной бытовой стабильности и благополучия ребёнка/детей» (м, 18). Для части респондентов немаловажное значение имеет материальная обеспеченность: «Традиционная семья без финансовых проблем» (м, 19); «Обеспеченная семья» (ж, 18). Обратил на себя внимание один очень искренний и лаконичный ответ: «Мама и папа должны быть» (м, 18). А в одном из ответов респондент как бы обобщил всё вышесказанное: «Полная. Семья, в которой нет зависимостей (алкоголь, наркотики, азартные игры), никто ими не страдает. Достаток не ниже среднего (семья должна быть самостоятельна в материальном плане, чтобы без пособий, без материальной помощи других родственников). Семья без эмоционального и физического насилия от родителей друг к другу и к детям» (ж, 21).

Только четыре человека назвали идеальными семьи, в которых они живут: «Моя семья» (м, 19); «Моя семья для меня пример идеальной семьи» (м, 19); «Моя семья неполноценна, но для меня она идеальна. Была бы она полноценной, она бы всё так же была идеальной» (м, 18); «Идеальная семья в моем представлении – это моя семья! В которой родители понимают детей, дорожат временем с ними, стараются сделать для них всё, на все 100%. В которой дети не боятся рассказать о проблемах, могут свободно высказываться. Задавать друг другу сотни вопросов и получать ответы» (ж, 18).


Несколько респондентов скептически отнеслись к предложенному понятию «идеальная семья», однако после критических замечаний всё же излагали свою позицию: «Идеальных семей нет, везде есть свои изъяны. Для меня идеальная семья – полная семья, где муж и жена любят друг друга и своих детей. В такой семье есть уважение ко всем членам семьи. Семья живет в достатке» (ж, 22); «В моем представлении идеальной семьи не существует. А если и есть, то это просто видимость для окружающих. Лично для меня идеальная семья, это когда люди в ней умеют друг к другу прислушиваться и идти на компромисс» (ж, 19); «Нет ничего идеального. Однако если в среде, которая состоит из неидеальных людей, процветает атмосфера любви и понимания, то это явление или среду я могу назвать идеальной семьей» (м, 22).

Итак, из ответов респондентов складывается следующий образ идеальной семьи: полная, с детьми, без финансовых проблем, скреплённая атмосферой взаимопонимания, любви и поддержки. Отметим, что для молодёжи эмоциональный контекст является очень важным, когда речь идёт о понятии «семья». Во многих ответах именно на это был сделан акцент.

Результаты опроса продемонстрировали, что полная семья является значимой ценностью для молодёжи. В большинстве случаев (но не всегда!) имелась в виду семья с детьми. Поэтому студентам были заданы вопросы не просто о намерении в перспективе иметь детей, но и о своём отношении к ним. В итоге выяснилось, что 119 человек (49,4%) однозначно хотели бы в будущем иметь детей; 37 человек (15,4%) думают о такой возможности при определённых условиях (состояние здоровья, финансовое положение, наличие постоянного партнера и т. д.); 24 человека (9,9%) затруднились дать ответ, проявив равнодушие к данному вопросу или ссылаясь на свой возраст. В то же время четверть респондентов (25,3%) заявили о нежелании иметь детей (61 человек). Понятно, что жизнь внесёт коррективы в планы молодых людей. Однако ориентация значительного количества респондентов на бездетность вызывает обеспокоенность в условиях сложной демографической ситуации на современном этапе.

Причины своего отношения к будущему родительству респонденты пытались обосновать. Те, кто выразил твёрдое намерение иметь в своей жизни семью и детей, приводят разные доводы. Довольно часто встречается мысль о необходимости продолжения рода и сохранения памяти. Причём об этом говорили и девушки, и юноши: «Я не могу представить, что мой род не продолжится после меня» (м, 21); «Дети – продолжение меня, а мне не хотелось бы прервать мой род» (ж, 21); «Ребёнок будет нести память о нас и наших традициях» (м, 18);

«Дети – это прежде всего наследники нашей памяти и семейных ценностей» (м, 18). Несколько молодых людей продемонстрировали удивительную для своего возраста зрелость в восприятии мужского и женского начала, а также жизненного цикла отдельного человека: «Я бы хотел иметь двоих детей: девочку и мальчика. Мальчик – для продолжения рода. А девочка – потому что без женщин этот мир будет тусклым» (м, 19); «Дети для меня – завершающая ступень социального развития» (м, 18); «Дети не дают стареть, с ними ты в постоянном движении» (ж, 19). Некоторые респонденты уже задумываются о передаче наследства: «Чтобы было кому передать нажитое имущество» (ж, 22). А кто-то хочет обеспечить себе старость: «В старости хочу находиться среди большого количества детей и внуков» (ж, 21); «Я смогу положиться на них в старости» (ж, 18). Одни хотят повторить положительный опыт своих предков: «Очень хочу, чтобы труды, гены, достоинства моих родителей и других предков перешли в будущее и принесли пользу» (ж, 18); «Я уверена, что благодаря моей семье я смогу воспитать своих детей достойными личностями» (ж, 18). Другие имеют желание не повторять ошибки своих родителей, стать лучше их: «Стать отцом, отличным в хорошую сторону от моего» (м, 19). Во многих ответах сквозит стремление создать хорошую и крепкую семью. Особенно радует, что некоторые молодые люди воспринимают детей как необходимую составляющую семейной жизни вне зависимости от кровного родства с ними: «Чтобы иметь полноценную семью и испытать счастье быть родителем» (ж, 22); «Я считаю детей неотъемлемой частью настоящей семьи. И не важно, приёмные ли они» (ж, 19); «Я бы хотела иметь детей, так как это важно для создания собственной семьи» (ж, 18). Необходимо подчеркнуть, что молодые люди (в основном девушки) акцентируют внимание на таком важном факторе, как отношения с любимым человеком: «Есть желание создать жизнь с любимым человеком» (ж, 20); «Возможно, когда-нибудь в моей жизни появится человек, с которым я захочу завести ребёнка» (ж, 18); «Я бы хотела иметь детей от любимого и любящего супруга, потому что ребёнок – это плод любви» (ж, 24); «Я считаю, что для начала в моей жизни должен появиться достойный человек, с которым я бы могла подумать о будущем» (ж, 19);

«Разумеется, встретить соответствующего человека, чтобы основать семью» (ж, 20); «Всё зависит от того, смогу ли я найти человека, которого полюблю» (ж, 18). Наконец, во многих ответах чувствуется серьёзное отношение к детям, неподдельное чувство любви к ним и восприятие их как счастья: «Я хотела бы иметь детей, чтобы подарить им хорошую жизнь. Хочу дать всё, чего не было у меня» (ж, 21); «Я люблю детей и мне хочется постоянно о ком-то заботиться. Они же у-тю-тю» (ж, 18); «Дети – это самые искренние существа в мире, у них можно многому научиться, даже будучи взрослым и зрелым человеком» (ж, 18); «Я бы хотела ребёнка, потому что с ним я бы смогла быть искренней, настоящей и дарить всю свою бесконечную любовь» (ж, 18); «Воспринимаю детей как радость в жизни, пусть и сопровождаемую трудностями» (ж, 18); «Я хочу иметь детей, потому что убеждён, что они будут самой дорогой частью моей жизни» (м, 21); «Я бы хотела иметь детей, потому что люблю заботиться о ком-то и у меня есть желание подарить обществу достойного представителя» (ж, 24); «Это большая ценность в жизни, ради них я сделаю что угодно, чтобы они были счастливы» (ж, 18); «Дети для меня значат многое: наше будущее, наше счастье и радость» (м, 21). Одна девушка дала ответ, который, исходя из современных демографических реалий, удивил и порадовал одновременно: «Если у меня будут дети, значит, я достигла всех своих карьерных целей» (ж, 19). Как было отмечено, часть респондентов проявляют осторожность и планируют семью с детьми при определённых условиях. Их ответы представляют собой осмысление жизненных стратегий, продумывание этапов следования по жизненному пути: «Я считаю, что для начала нужно заработать на свою жизнь и на жизнь будущего ребёнка, проработать свои детские травмы, а уже потом планировать детей, чтобы они не росли в нищете и с больной, поломанной психикой» (ж, 18); «Я считаю, что заводить детей стоит к моменту стабильного материального состояния, здоровой семьи и тогда, когда оба партнера этого хотят и могут детям что-то дать (образование, воспитание, пропитание)» (ж, 18); «Для начала я бы хотела закончить учёбу, найти интересующую меня работу, иметь стабильный заработок. Ведь для воспитания детей нужно много средств, как материальных, так и эмоциональных. Воспитывать ребёнка сложно. Если будут проблемы за пределами семьи, это будет только угнетать» (ж, 18); «Для начала я хотела бы получить образование, найти работу, иметь финансовую подушку, морально созреть для материнства и проработать все личные проблемы, чтобы не нанести ребёнку детские травмы из-за проблем своего прошлого и комплексов. На данный момент я ещё ничего не достигла и ни с кем не встречаюсь, так что и для материнства ещё не готова» (ж, 20); «В данный момент я считаю, что не готова вырастить ребёнка. Ни физически, ни психологически, ни материально» (ж, 18). Ответственное отношение к будущему родительству характерно в основном для девушек. Для них в большей степени характерно предварительное продумывание своих дальнейших шагов в жизни.

Ответы респондентов, которые не желают иметь детей, зачастую звучат категорично и эгоистично: «Не хочу, потому что дети сильно обременяют» (м, 18); «Мне хочется больше времени посвятить себе, а не детям» (ж, 20); «Трата времени» (м, 19); «Не вписываются в планы» (ж, 18); «Потому что я хочу пожить для себя, а не для кого-то» (ж, 18); «Не хочу рисковать здоровьем. Мне комфортно в статусе бездетной» (ж, 22). Некоторые молодые люди обосновывают свою позицию конкретными доводами: «Множество трудностей. Большие траты. Требуют много времени. Нет гарантий, что они вырастут такими, какими их хотелось бы видеть» (м, 19); «Это затратно» (м, 18); «Не чувствую себя психологически стабильной, чтобы стать хорошим родителем» (ж, 22).

Несколько респондентов признались в своих специфических страхах: «Я боюсь того, что женщина может подать на развод, отсудить то, на что я копил, и платить алименты не хочу. Это главная из причин, почему я не хочу иметь детей. А ещё у меня проблемы с доверием» (м, 18); «Я не хочу неправильно вырастить ребёнка. Чтобы он потом страдал от психических расстройств или негативного воздействия сверстников» (ж, 20). Для нескольких участников анкетирования характерен пессимистичный взгляд на мир в целом, что исключает желание иметь ребёнка: «Я думаю, что в ближайшем будущем может случиться так, что люди будут не жить, а выживать в условиях умирающей экономики, множественных конфликтов и т. д. Тогда зачем заводить ребёнка, обрекая его на такое будущее?» (ж, 24); «Я бы не хотела приводить в этот мир человека, который будет видеть только войну, жестокость и разруху, так как дети не должны страдать из-за ошибок взрослых» (ж, 20); «Не хочу приносить новую жизнь в этот мир (подчёркнуто респондентом – авт.)» (ж, 21). Своеобразный итог подвела девушка, которая так объяснила своё нежелание иметь детей: «Не хочу по многим причинам: от беспокойства за своё здоровье (во время беременности/родов) до нестабильности в обществе. Плюс хотелось бы беспрепятственно реализоваться самой в этой жизни, а не бросать все силы на воспитание ребёнка» (ж, 18). Прямолинейная откровенность подобных ответов заставляет задуматься о ресурсах, которые можно задействовать, чтобы преодолеть столь негативный настрой. И речь не только о государственных программах по поддержке семей с детьми и стимулированию рождаемости, но и о повороте в общественном сознании посредством Интернета, СМИ, блогеров, деятелей культуры. Однако, несмотря на разные суждения, молодые люди проявляют серьёзное отношение к будущему статусу родителя. Каждый, кто имел чёткую позицию по этому вопросу, пытался обосновать свою точку зрения, привести веские аргументы.


Обсуждение

Подводя итоги, обратим внимание на несколько моментов. В системе ценностей студенческой молодёжи выделяются такие категории, как семья, друзья, деньги, любовь, свобода и здоровье. Причём значимость семьи отмечена большинством респондентов. И это несмотря на то, что всего несколько участников опроса, рассуждая об идеальных семьях, привели в пример свои. Представления об идеальных семьях варьируются. Однако наиболее распространённое представление таково: полная семья без финансовых проблем, в которой царит обстановка взаимопонимания, поддержки и любви.

Будущее родительство рассматривается вариативно: от твёрдого намерения стать в будущем отцом или матерью, а также прагматичного осмысления условий для рождения ребёнка до отрицания потребности в детях и нежелания выполнять родительские функции. При этом часть респондентов, в силу молодого возраста и студенческого статуса, затрудняется сказать что-либо определённое относительно своей будущей роли родителя.

В большинстве случаев дети рассматриваются как необходимая составляющая жизни человека и залог семейного счастья. В восприятии молодёжи дети являются продолжателями рода, наследниками, хранителями памяти о предках и семейных традициях. В то же время молодые люди проявляют определённую ответственность в вопросе о рождении детей, отмечая значение материального благосостояния, психологической готовности, а также чувства любви к своему партнёру. Ориентация части молодёжи на бездетность связана как с эгоизмом, так и с неуверенностью в завтрашнем дне и страхом повторить неудачный опыт родительской семьи.

Проведённое исследование продемонстрировало важность анализа демографических процессов на микроуровне, то есть с позиции человека, с учётом его ценностей и жизненных установок. Именно микроуровень является основой всех демографических явлений, а потому внимание к данному аспекту может вывести на глубинное понимание тенденций развития населения на макроуровне и определение основных направлений по достижению демографического благополучия.


Список источников

1. Рязанцев С. В., Мирязов Т. Р. Демографическое благополучие: теоретические подходы к определению и методика оценки // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1, № 4. С. 5–19. DOI 10.19181/demis.2021.1.4.1.

2. Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Архангельский В. Н. Демографическое благополучие России. Национальный демографический доклад: Монография. Москва: Издательско-торговый Дом «Перспектива», 2022. 108 с.

3. Шувалова Н. В., Муталимова А. М. Некоторые аспекты социализации личности и формирования ценностных ориентаций современного студента // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 138–151.

4. Сахарчук Е. С., Киселёва И. А., Баграмян Э. Р., Сахарчук А. Л. Аксиология образования: идеалы и объединяющие ценности в социальном воспитании современной студенческой молодёжи // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 3. С. 67–96.

5. Реутов Е. В., Реутова М. Н., Шавырина И. В. Жизненные цели молодёжи и способы их достижения (по результатам опроса в юго-западном и южных регионах России) // Социологические исследования. 2023. № 5. С. 97–107.

6. Забелина Е. В. Психологическое время личности и жизненные ценности студенческой молодёжи в глобальном обществе (на материале Японии и России) // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 4 (32). С. 180–187.

7. Зубок Ю. А., Чупров В. И., Любутов А. С., Сорокин О. В. Жизненные позиции молодёжи: смысловые основания формирования // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12, № 3. С. 79–98.

8. Кох И. А., Орлов В. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодёжи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 142–169.

9. Лимонцева Г. В. Ценностные ориентации современной студенческой молодёжи // Научное мнение. 2018. № 4. С. 60–66.

10. Малолетнева И. В., Жираткова Ж. В., Элиарова Т. С. О ценностях студенческой молодёжи // Вестник РМАТ. 2018. № 2. С. 12–19.

11. Вискова Т. А., Малышев К. Б. Исследование ценностных ориентаций студентов Вологодского государственного университета // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). С. 128–137.

12. Вишневский Ю. Р., Забокрицкая Л. Д., Кульминская А. В. Самооценка здоровья студентов Свердловской области: мониторинговое исследование // Вопросы управления. 2021. № 4 (71). С. 123–135.

13. Вепрева И. Т., Ицкович Т. В., Михайлова О. А. Система ценностей современного студенчества: от семейного благополучия до самореализации // Quaestio Rossica. 2023. Т. 11, № 1. С.277–288.

14. Коршунова С. А., Латий Е. И. Ценностные ориентации студенческой молодёжи в цифровую эпоху // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2023. № 2 (35). С. 127–132.

15. Астратова Г. В., Измайлов А. М., Семёнов М. М., Митро М. С. Проблемы ценностей и выбора образовательных услуг студенческой молодёжи в условиях цифровизации экономики (предварительный анализ) // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № 3.

16. Вишневская М. Н., Андреева Е. А. Изучение жизненных ценностей студентов педагогического вуза: сравнительный анализ // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 261–267.

17. Ростовская Т. К., Шабунова А. А., Калачикова О. Н. Брачно-семейные представления студенческой молодёжи: по результатам авторского исследования // Женщина в российском обществе. 2023. № 3. С. 31–42.

18. Зырянова М. А. Рождаемость в период пандемии COVID-19: причины формирования динамики // Вопросы управления. 2022. № 5 (78). С. 66–80.

19. Поленова М. Е., Лазуренко Н. В., Подпоринова Н. Н., Королёва К. Ю. Матримониальное поведение студенческой молодёжи в контексте изучения социального здоровья (гендерный аспект) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023. Т. 31, № S1. С. 765–773.

20. Блохина М. В., Григорьев Л. Г. Семейные ценности студентов: опыт социологического исследования в вузе (на примере Тверского государственного технического университета) // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах: Одиннадцатый ежегодный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ / под ред. О. Ю. Ильина. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2023. С. 9–12.

21. Айгумова З. И. Семейные ценности современной молодёжи (на примере исследования студентов педагогического университета) // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 41–55. DOI 10.31862/2218-8711-2022-4-41-55.

22. Нешатаев А. В., Бледнова Н. Д., Багирова А. П. Делегирование родительских функций в отпуске по уходу за ребёнком: возможности трансформации // Вопросы управления. 2023. № 4 (83). С. 54–67.

23. Левченко В. В., Баяндина Я. О. Отношение к добровольной бездетности в современном российском обществе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2023. № 1. С. 131–141.

24. Inglehart R., Welzel C. (2001). Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge University Press.

25. Lesthaeghe R. (2014). The second demographic transition: A concise overview of its development. Proceedings of the National Academy of Sciences, 111(51), 18112–18115.

26. Wood, J., Neels K. (2019). Does mothers’ parental leave uptake stimulate continued employment and family formation? Evidence for Belgium. Social Sciences, 8(10), 292.

27. Lebano A., Jamieson L. Childbearing in Italy and Spain: Postponement narratives // Population and Development Review. 2020. Т. 46, № 1. С. 121–144.

28. Brown S. L., Manning W. D., Stykes J. B. (2015). Family structure and child well-being: Integrating family complexity. Journal of Marriage and Family, 77(1), 177–190.

29. Eriksson C., Larsson M., Skoog Svanberg A., Tydén T. (2013). Reflections on fertility and postponed parenthood-interviews with highly educated women and men without children in Sweden. Upsala Journal of Medical Sciences, 118(2), 122–129.


Исследование выполнено в рамках реализации проекта «Приоритет-2030»: «Социологический анализ системы ценностей и геополитической картины мира жителей Калининградской области в условиях международной напряжённости».


Оригинал публикации: Зимовина Е. П., Храмова М. Н. Семья и дети в системе ценностей студенческой молодёжи // Вопросы управления. 2024. Т. 18, № 3. С. 24-37. EDN KSYENN. DOI 10.22394/23043369-2024-3-24-37.