Аналитика

Региональные особенности социальной поддержки многодетных семей

Анализ социальных проблем многодетных семей и соответствующих мер поддержки

Авторы: Морозова Е. А., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, Смоленский государственный университет (Смоленск, Россия);
Ермакова А. В., бакалавр третьего курса социологического факультета, Смоленский государственный университет (Смоленск, Россия)

Инфографика: Дарья Ковалева

В статье рассматривается вопрос социальной помощи многодетной семье со стороны государства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Авторы анализируют социальные проблемы многодетных семей. Отмечаются факторы и условия, влияющие на возникновение социальных проблем изучаемой группы семей. Описаны направления социальной поддержки многодетных семей в Смоленском регионе.

Ключевые слова: многодетная семья, социальные проблемы, социальная поддержка, социальные преференции, региональная социальная поддержка.


Владимир/Аналитика_Февраль_24/Аналитика28_02.png

На фото семья Черемисиных, лауреаты премии Липецкой области родителям многодетных семей / источник: пресс-служба Правительства Липецкой области

Обращение к изучению вопроса социальной поддержки многодетных семей обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, демографическая ситуация в стране остаётся неоднозначной. Период девяностых годов способствовал процессу депопуляции, что привело к существенному уменьшению численности населения. Статистические данные указывают, что за восемнадцать лет (с 1992 по 2010 год) народонаселение сократилось на 6,7 миллионов человек [7]. Уровень рождаемости, который можно наблюдать последние несколько лет, в целом сокращается. Статистика даёт нам следующие цифры: в 2021 году в стране родились 1 миллион 403 тысячи детей, что на 33 тысячи меньше, чем в 2020 году. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,5 ребёнка на одну женщину. Необходимо подчеркнуть, что этот показатель разнится в зависимости от региона страны. Наиболее высоким он является в национальных республиках и округах, например, Чеченской Республике (2,57), Республике Тыва (2.97), Ямало-Ненецком автономном округе (2,26). Но есть регионы, где суммарный коэффициент практически в два разе ниже. Так, в Смоленской области он равен 1,2, в Ленинградской области – 1,1. Специалисты знают, что для воспроизводства населения величина суммарного коэффициента рождаемости не должна быть меньше 2,1 [9]. Исследователи отмечают, что если наблюдаемая сейчас тенденция не изменится, то к 2025 году количество жителей страны уменьшиться до 122-125 миллионов, а к 2050 году – до 100 миллионов человек [9].

Во-вторых, снижение рождаемости и сокращение численности населения связаны с социальными рисками: нехваткой трудовых ресурсов, притоком мигрантов, возникновением межнациональных конфликтов и так далее. Нужно учитывать, что низкий уровень смертности не способен возместить недостаток рождаемости. В целом перечисленные тенденции будут оказывать влияние на политическую стабильность страны, социальные отношения и экономическую устойчивость. Иными словами, России необходима продуманная социальная политика в отношении многодетной семьи.

Традиционно на протяжении многих столетий многодетные семьи составляли большую часть населения России. Эта тенденция была распространена как в небогатых крестьянских семьях, так и в обеспеченных дворянских. Это связано с русскими традициями и православной моралью. Как правило, на Руси рождение детей не планировалось, а воспринималось как Божий дар, контрацептивы отсутствовали, а аборты не были распространены и считались грехом. Но такая демографическая тенденция существовала не всегда: были периоды, когда рождаемость в России резко шла на убыль. Это сокращение происходило пять раз и имело кризисный характер. Первое снижение рождаемости было связано с Первой мировой и Гражданской войнами в начале XX века. Второе произошло в 1930-е годы в период индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и раскулачивания. Внедрение в общество новых ценностей большевиков повлияло на семейные традиции, ценности многопоколенной сельской семьи, сделало семьи менее устойчивыми. Третье снижение рождаемости приходится на период Великой Отечественной войны, когда разрываются связи огромного числа семей в силу объективных военных обстоятельств. В послевоенное время, с 1950-х годов, уровень рождаемости в стране начинает расти и находится в пределах 2,5-2,8 миллионов человек. В следующее десятилетие, то есть в 1960-е годы, вновь наблюдается снижение рождаемости, что обусловлено уменьшением женщин детородного возраста из-за низкой рождаемости в период Великой Отечественной войны, а также включением женщин в производственный труд. В это время в большей части семей страны   воспитываются по два ребёнка. Стабильный прирост населения наблюдается в 1980-е годы, когда ежегодно рождается до 2,5 миллиона детей. Пятый период снижения рождаемости приходится на 1990-е годы.            В данный период превалируют однодетные семьи, при этом количество бездетных семей увеличивается [5]. По статистическим исследованиям, число новорождённых сократилось с 1,8 миллионов в 1991 году до 1,3 миллиона в 2000 году. Некоторые авторы (демограф В. В. Тимаков, социолог А. Б. Синельников) считают, что падение рождаемости в России в 1990-х годах связано с социально-экономическим кризисом и неудачами в выбранной модели социально-экономической трансформации общества. Это привело к ухудшению условий и качества жизни большинства семей, неопределённости в будущем для различных слоёв общества и социальной дезадаптации значительной части семей.

В современной России данная негативная демографическая тенденция медленно, но меняется. Федеральная служба статистических данных указывает, что количество многодетных семей в 2022 году в общей массе в стране составляло 5,8%. Из этого количества 77% – семьи с тремя детьми, остальные имеют четырёх и более детей [9].

Несмотря на более устойчивое социально-экономическое положение в стране, многодетные семьи испытывают целый ряд социальных затруднений. Наиболее яркими из них являются следующие (Таблица 1).


Все перечисленные трудности являются важными социально-правовыми факторами, обусловливающими объективные жизненные обстоятельства, и для их решения требуется поддержка со стороны государства.

Социальная политика Российской Федерации в отношении многодетных семей определяется основным нормативным документом – Конституцией РФ. Статья 38 сообщает: «Российская Федерация – социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Федеральное   законодательство закрепляет основные направления государственной политики в области социальной поддержки российских семей» [6].

Российское законодательство не имеет единого определения понятия «многодетная семья». ГОСТ Р 52495–2005 от 01.01.2007 г. «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» определяет многодетную семью как семью, «имеющую трёх и более детей, признанную в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [1]. В то же время в Указе Президента РФ от 05.05.1992 № 431 мы можем прочесть, что «правительства республик в составе РФ, органы исполнительной власти краёв, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга» самостоятельно определяют категории «семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учётом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона» [8]. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что статус многодетной семьи могут получить семьи с разными особенностями в зависимости от региона проживания. Государственная поддержка таких семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Законом Смоленской области от 01.12.2004 № 84-з «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области» понятие «многодетная семья» раскрыто более основательно. В документе указано, что «многодетная семья – семья, состоящая из родителей (родителя) или усыновителей (усыновителя) и совместно проживающих с ними (ним) троих и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву». В нормативном акте присутствует немаловажное уточнение: «в состав многодетной семьи не включаются дети, в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах; дети, находящиеся на полном государственном обеспечении» [3].

В рамках системы социальной защиты населения государство предоставляет многодетной семье социальную поддержку. Родителям, нуждающимся в социальной помощи, необходимо получить специальное удостоверение многодетной семьи. Базовая социальная поддержка федерального уровня достаточно обширна и осуществляется в соответствии с рядом законов, определяющих виды и условия предоставления пособий гражданам, имеющим детей, перечень пособий, направления и виды социальной поддержки многодетных семей [8, 10, 11, 12]. Необходимо уточнить, что «социальная поддержка может оказываться как в денежном, так и в натуральном виде, а также в виде бесплатных социальных услуг» [1].

В Российской Федерации государственная поддержка основывается на системе категорий. Другими словами, социальные преференции разделены на категории, такие как социальное обеспечение (пенсии), жилищные услуги, медицинская помощь, транспортные льготы (проездные), налоговые преимущества и другие. Все уровни социальной защиты многодетных семей – федеральный, региональный и местный – действуют как единая система соподчинённых органов, и многие социальные льготы и пособия устанавливаются региональными властями.

На региональном уровне меры социальной поддержки многодетным семьям в Смоленской области закреплены в Законе Смоленской области от 01.12.2004 № 84-з (ред. от 30.04.2020) «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области».

На основе анализа практики деятельности учреждений департамента Смоленской области по социальному развитию можно выделить несколько направлений социальной поддержки рассматриваемой группы семей. Перечислим наиболее востребованные (Таблица 2).


Проведённый анализ позволяет констатировать следующее:

1. В стране наблюдается демографический кризис, что определяет необходимость популяризации многодетности и социальной поддержки многодетных семей.

2. Многодетные семьи имеют существенные отличия от других типов семей и, следовательно, трудности, которые сопровождают их жизнедеятельность (материальные, жилищные, социально- психологические и другие).

3. В стране создан фундамент нормативно-правовой базы социальной поддержки многодетных семей, помощь предоставляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Каждое направление поддержки данных семей продумано и обосновано.

 

Список литературы и источников

1. ГОСТ Р 52495–2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения.

2. Департамент Смоленской области по социальному развитию (официальный сайт).

3. Закон Смоленской области от 01.12.2004 г. № 84-з «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области» (с изменениями на 24.11.2022).

4. Казибекова Н. А., Исмиева З. М., Агасиева М. Н. Анализ проблем многодетных семей в современный период // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2021. № 3(32). С. 101–104.

5. Конаныхина И. Н. Функционирование многодетной семьи в современных российских условиях: социально-демографический анализ: автореферат диссертации канд. соц. наук. Саратов, 2021. 12 с.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

7. Соболева С. В., Смирнова Н. Е., Чудаева О. В. Демографическая ситуация в России: настоящее и будущее // Мир новой экономики. 2016. № 4. С. 106–115.

8. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

9. Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт).

10. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (последняя редакция).

11. Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (последняя редакция). Ссылка.

12. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (последняя редакция). Ссылка.

Оригинал публикации: Морозова Е. А., Ермакова А. В. Региональные особенности социальной поддержки многодетных семей // Творческое наследие Э. В. Ильенкова и современность. – 2023. – № 9. – С. 63-71.