Фото: пресс-служба Правительства Ивановской области
Введение, обзор литературы
Актуальность исследования определяется, во-первых,
состоянием демографического неблагополучия в нашей стране. Оно усиливает
потребность в формировании в новых поколениях устойчивых фамилистских установок
детности и брачности. А достичь этого невозможно без позитивной межпоколенной
трансляции семейных ценностей. Во-вторых, значимость рассматриваемой темы
определяется выбором объекта исследования. Студенчество справедливо
называют «социально продвинутой группой,
формирующей образ будущего и несущей функцию его социального воспроизводства»
[Бурмыкина, 2019: 138]. Важно, чтобы этот образ включал в себя престижность
семьи и детности.
При оценке состояния межпоколенной трансляции можно выделить
некоторые концептуальные подходы. Первая концепция (кризисная) исходит из того,
что данный процесс крайне осложнён, способствует углублению кризисного
состояния института семьи и общества в целом (см., напр.: [Schout, Jong, 2018;
Свадьбина, Немова, 2023]). Американский исследователь П. Фейган главным
фактором кризисных тенденций и упадка института брака называл «ослабление
связей между поколениями, на которых базируется общество» (Fagan Р. The quiet
family killer: pornography and marriage // Townhall.com. 2009. December 7).
Профессор МГУ А. И. Антонов оценивает состояние института
семьи и межпоколенной трансляции семейных ценностей как кризисное. Более того,
он констатирует определённое разрушение института семьи (Анатолий Антонов:
«Институт семьи в России давно разрушен»: интервью профессора МГУ А. И.
Антонова «Реальному времени», 18 мая 2019 г.). Известный социолог А. Б.
Синельников считает, что обособление поколений в современных семьях
способствует снижению рождаемости и выступает одним из проявлений добровольного
отделения супружества от родительства [Синельников, 2022]. В этом он видит
симптом институционального кризиса российской семьи.
Вторая концепция (модернизационная) исходит из того, что
общество и семья позитивно трансформируются в сторону большей свободы,
демократии и индивидуального самовыражения, меняя характер межпоколенной
трансляции, что вполне нормально, так как способствует прогрессу (см., напр.:
[Inglehart, 2018; Вишневский, 2019]). Американский антрополог Д. Шнайдер
полагал, что родство, межпоколенная связь «перестают существовать» и изучать их
можно лишь «как символическую систему» [Schneider, 2007: 18]. По мнению российских
исследователей Б. М. Бим-Бада и С. Н. Гаврова, ценностные устои семьи
модернизируются под влиянием современной «потребительской цивилизации», что
следует воспринимать как неизбежность [Бим-Бад, Гавров, 2010].
Третий подход (поляризационный или амбивалентный)
предполагает нарастание противоречий в межпоколенной трансляции семейных
ценностей, что сдерживает консолидацию общества, но априорно не ввергает
институт семьи в кризис (см., напр.: [Kuper, 2018; Карпова, 2019]).
Американская исследовательница А. Марьянски считает, что родство и связанная с
ним межпоколенная передача семейных ценностей претерпевают изменения, которые
могут быть противоречивыми. По её мнению, отказ воспринимать их в качестве
одного из важнейших аспектов изучения семейной жизни является «неосновательной
линией рассуждений» [Maryanski, 2021].
О противоречивом характере процесса передачи семейных
ценностей от старших поколений к младшим свидетельствует несоответствие между
фамилистскими устремлениями, доминирующими в общественном сознании, и реальным
репродуктивным поведением населения, состоянием брачности в России [Карпова,
2019: 124]. Тенденцию ослабления межпоколенной трансляции семейных ценностей
подтверждают исследования, проведённые учёными под руководством видного
специалиста по проблемам социологии молодёжи Ю. А. Зубок [Зубок и др., 2021:
50]. По их данным, ценностная установка на продолжение себя в будущих
поколениях была значимой лишь для менее трети респондентов.
Авторитетная исследовательница Т. А. Гурко полагает, что в
межпоколенной ценностной трансляции и в трансформации института родства можно
наблюдать сочетание традиционных и инновационных начал [Гурко, 2024: 54].
Оно содержит в себе некоторые риски поляризации
восприятия.
Противоречивый характер передачи семейных ценностей во
многом свойствен студенческой молодёжи. Как отмечает социолог О. Н. Бурмыкина,
у студентов «активному, рациональному началу почти в той же мере противостоят
пассивность и эгоцентризм» [Бурмыкина, 2019: 137].
Целью статьи является изучение отношения студенчества юга
России к процессу межпоколенной трансляции семейных ценностей как фактору
обеспечения институциональной устойчивости семьи.
Постановка задачи, выдвижение гипотезы
Цель авторского социологического исследования заключалась в
выявлении и изучении мнения студенческой молодёжи об особенностях межпоколенной
передачи семейных ценностей. Его задачами стали: рассмотрение состояния
изученности проблемы в зарубежной и отечественной литературе; проведение
социологического опроса по данной теме и обобщение его результатов; определение
мнения студентов о специфике межпоколенной трансляции семейных ценностей с учётом
поляризации их представлений в пределах либеральной и традиционной
мировоззренческих траекторий.
Исходной гипотезой явилось предположение о том, что в
студенческом восприятии межпоколенной передачи семейных ценностей преобладающим
может стать поляризационный (амбивалентный) конструкт. Смысловое содержание его
заключается в противоречивом сочетании в сознании респондентов либеральной и
традиционной мировоззренческих установок, каждая из которых находит своё
выражение в определённых индикаторах.
Методы исследования
В статье использованы результаты социологического
исследования «Состояние российской семьи», проведённого нами в декабре 2023 —
феврале 2024 г. в четырёх субъектах юга России (Ростовская область,
Ставропольский и Краснодарский края, Республика Крым). Эмпирическая база
включала в себя результаты опроса студентов очного отделения 12 вузов и
вузовских филиалов данного региона (Южный федеральный университет, Донской
государственный технический университет, Ростовский филиал Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Кубанский
государственный университет, Кубанский государственный аграрный университет,
Таганрогский институт управления и экономики,
Ставропольский государственный аграрный университет,
Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт Донского государственного
аграрного университета, Севастопольский государственный университет и другие).
Теоретическую основу исследования составили фамилистическая
(А. Г. Харчев [Харчев, 1979], А. И. Антонов [Антонов, 2016]) и аксиологическая
(М. Рокич [Rokeach, 1973], В. А. Ядов [Ядов, 1979]) научные концепции
осмысления процесса межпоколенной трансляции семейных ценностей. Их применение
позволило рассмотреть состояние преемственности в передаче ценностных установок
от поколения к поколению в сочетании с социокультурной спецификой, раскрывающей
многообразие семейных типов, при ведущей роли эмоциональной коммуникации.
С помощью конструктивистского подхода были проанализированы
различные концепции состояния межпоколенной трансляции семейных ценностей
(кризисная, модернизационная и поляризационная). Они рассматривались в виде
социальных конструктов, влияющих на отношение студентов к процессам
межпоколенного взаимодействия и ценностного восприятия.
Объём выборочной совокупности — 721 студент очной формы
обучения. Отклонение результатов от тех, которые могли были быть получены при
опросе генеральной совокупности (198 тыс. студентов) не превысило в целом по
выборке 3,6 %. Основным методом исследования стал анкетный опрос. Его способами
были раздаточный опрос в аудиториях, общежитиях, квартирах проживания
студенческой молодёжи и онлайн-опрос студентов на сайтах в Интернете с
использованием сервисов Google Forms и др. Первым способом опрошены 34,6 %
респондентов, а вторым — 65,4 %.
В ходе исследования использовалась комплексная выборка —
серийная (гнездовая) и квотная. В первом случае из генеральной совокупности
выбирались гнёзда в виде студенческих групп определённых курсов, комнат в
студенческих общежитиях. Квотная выборка предполагала выделение квот по
половому и возрастному признакам. Из общего количества опрошенных студентов 48
% составляли лица мужского пола и 52 % — женского. Младше 20 лет было 390
респондентов, или 54 %, а 20 лет и старше — 331 (46 %).
Результаты исследования
Социологический опрос студентов юга России о межпоколенной
трансляции семейных ценностей подтвердил противоречивый характер сочетания в
сознании российской молодёжи либеральной и традиционной мировоззренческих
траекторий. Первая из них включает в себя следующие смысловые индикаторы:
отношение студентов к малодетности с преобладанием однодетности; восприятие ими абортов; отношение к практике
лишения родительских прав в неблагополучных семьях и др. Традиционная
мировоззренческая установка проявляется в позитивном отношении респондентов к
таким индикаторам, как восприятие семьи в качестве приоритетной жизненной
ценности; признание значимости религии в институциональном укреплении семьи;
соблюдение семейной иерархии в отношениях между детьми и родителями и др.
В ответах на вопрос анкеты об отношении к доминированию в
России малодетных семей, преимущественно однодетных, почти 37 % (36,9 %) из
числа опрошенных студентов южнороссийского региона выразили положительное
отношение к данной тенденции, 45,3 % — нейтральное и лишь 17,8 % —
негативное.
В гендерном плане ответы респондентов содержали определённые
отличия. Количество женщин, позитивно относившихся к доминированию в Российской
Федерации малодетности с преобладанием однодетности, было на 3,4 п. п. меньше,
чем мужчин (35,2 и 38,6 %). Такое различие связано с тем, что женщины, реализуя
репродуктивную функцию семьи, острее мужчин осознают проблемные стороны
однодетности.
Исследование студентов южнороссийского региона показало, что
они в своём большинстве терпимо относятся к абортам. Положительно аборты
восприняли 23,6 %. Ещё 38,7 % респондентов высказали нейтральное отношение, что
в совокупности составило 62,3 %. Отрицательно к абортам отнеслись немногим
более трети опрошенных студентов (37,7 %).
Примерно одинаковое число респондентов полагали, что в нашей
стране нужно на государственном уровне принимать меры, направленные на
уменьшение числа абортов, и что этого делать не нужно. За принятие мер
высказались 42,4 %, а против — 39,2 %. Ещё 18,4 % опрошенных студентов
затруднились ответить. Эти результаты свидетельствуют о поляризации в
восприятии студентов.
Выражением либерализации сознания значительной части
студенческой молодёжи является их отношение к лишению родительских прав в
неблагополучных семьях. На вопрос анкеты о том, является ли оно приоритетной
мерой защиты ребёнка, явное большинство респондентов (51,6 %) ответили «да». Не
согласились с этим 25,0 % опрошенных студентов, 23,4 % затруднились дать
определённый ответ. В реальной жизни лишение родительских прав далеко не всегда
оправданно. Не это должно быть приоритетом, а принятие коррекционных мер по
исправлению проблемных родителей. Кроме того, следует использовать и такие
средства воздействия на них, как предупреждение, предписание, временное
ограничение в правах и др. Лишение родительских прав — это скорее чрезвычайная
мера защиты прав и интересов ребёнка, а не приоритетная. В ответах респондентов
на данный вопрос есть гендерные отличия, которые приведены в Таблице 1.

Как видно из таблицы, число мужчин, не считавших лишение
родительских прав приоритетной мерой защиты ребёнка, на 6,7% большее по
сравнению с числом женщин. Это можно объяснить наличием в открытом доступе
сообщений о случаях поспешного и не вполне оправданного лишения прав родителей,
что касалось преимущественно отцов.
Несмотря на утверждение в сознании многих студентов
модернистских трендов относительно развития института семьи, у значительной их
части сохраняются традиционные установки межпоколенной трансляции семейных
ценностей. Это проявилось в восприятии ими семьи в качестве приоритетной
ценности, признании значимости религии в институциональном укреплении семьи,
необходимости соблюдения семейной иерархии в отношениях между детьми и
родителями и др.
На вопрос анкеты «Является ли семья приоритетной ценностью
для Вас?» немногим более половины опрошенных студентов (50,2 %) ответили «да».
Около трети (27,8 %) — «нет», и 22 % затруднились дать ответ. В гендерном
отношении в ответах респондентов имелись различия. Заметно большее число мужчин
по сравнению с женщинами не считали семью приоритетной ценностью (32,1 и 23,5
%). Женщины по своей природе острее ощущают потребность в семье. Многие же
современные мужчины (особенно молодёжь) в отношениях с женщинами часто
ориентируются на встречи без каких-либо семейных обязательств.
Индикатором сохранения традиционных установок межпоколенной
трансляции семейных ценностей является признание значимости религии в
институциональном укреплении семьи. Большинство респондентов (43,9 %) полагали,
что религии способствуют такому укреплению. Не согласились с этим 34,4 %
респондентов, а 21,7 % затруднились дать определённый ответ.
Гендерное различие в ответах респондентов было существенным.
Доля женщин, полагавших, что религии способствуют укреплению института семьи,
почти на 9 п. п. (8,8) меньше. Объяснить
это можно тем, что религиозные семейные нормы отстаивают традиционное начало,
поэтому вызывают у части женщин, особенно молодого возраста, опасение
относительно их равноправия.
В восприятии студенческой молодёжью значимости религии в
укреплении семьи имеются и возрастные различия. Они даны в диаграмме (Рисунок
1).
Судя по данным диаграммы, мнение о том, что религии
способствуют институциональному укреплению семьи, более свойственно студентам
младших курсов по сравнению с возрастной группой 20 лет и старше (46,9 и 40,9
%). Соответственно меньшее количество
опрошенных студентов моложе 20 лет не соглашались с такой позицией (28,4 и 40,4
%). Доля затруднившихся дать ответ на данный вопрос на 6 % больше среди
студентов до 20 лет (24,7 и 18,7 %). Это может быть связано с тем, что в
образовательной сфере ещё сохраняется влияние индивидуалистически-секулярных
мировоззренческих установок. В соответствии с ними традиционно-религиозное
понимание бытия, включая устройство семейной жизни, воспринимается в качестве
устаревшего явления, сдерживающего свободу самовыражения личности и
общественный прогресс. Поэтому данные установки более характерны для
респондентов 20 лет и старше. Кроме того, определённая часть старшекурсников
подрабатывают и более подвергнуты секулярному влиянию социума.
Следующим индикатором выражения традиционных основ
межпоколенной трансляции семейных ценностей является признание респондентами
необходимости соблюдения иерархии в отношениях между детьми и родителями. С
этим согласились почти половина опрошенных студентов юга России (48,8 %).
Против высказались 26,1 % респондентов и 25,1 % затруднились дать ответ.
Гендерные различия в ответах респондентов были незначительными (в пределах 2
%). Соблюдение семейной иерархии в отношениях детей и родителей считали
необходимым 49,9 % опрошенных студенток и 47,7 % студентов. Такая разница может
быть объяснима тем, что женщине в семье чаще приходится заниматься воспитанием
ребёнка (детей), которое затруднено без обеспечения уважительной иерархии в
отношениях.
Одним из следствий ослабления межпоколенной трансляции
семейных ценностей является снижение прочности родственных связей. В
современной России наблюдается не только рост количества одиноко проживающих
людей (одиночек), но и преобладание среди них лиц трудоспособного возраста,
включая молодёжь. Если в 2002 г. домохозяйств, состоявших из одного человека,
насчитывалось 22,3 %, в 2010 г. — 25,7 %, то в 2021 г. — 41,8 %. Из общего
количества одиночек 57,4 % входили в число лиц трудоспособного возраста,
включая молодёжь (Прокофьева Л. М., Корчагина И. И. Демографическая
структура семейств и домохозяйств в России, её динамика по данным переписей
населения // Демографическое обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 8—9). Это
показатель того, что сохраняется тенденция отделения молодых людей от
родительских семей без намерения создать собственную.
По данным исследования российских городских семей, за период
с 2014 по 2022 г. «больше отцов и матерей стали получать помощь в виде покупки
продуктов, вещей (с 25 до 39 % по ответам отцов и с 33 до 48 % по ответам
матерей) [Гурко, 2023: 46]. Однако около 60 % родителей не получают от взрослых
детей соответствующей помощи.
Развитие телекоммуникационной связи сделало более частыми
межпоколенные онлайн-общения. Респонденты из числа студентов Санкт-Петербурга
отмечали, что они разговаривают с родителями по телефону или скайпу постоянно
(ежедневно или несколько раз в неделю) [Бурмыкина, 2019: 145].
Эту же тенденцию выявило и наше исследование студентов
южнороссийского региона. На вопрос анкеты «Какой наиболее приемлемый для Вас
формат общения (созвонов) с родителями, проживающими отдельно?» 60 %
респондентов ответили, что общаются ежедневно или 2-3 раза в неделю
(соответственно 38,6 и 21,4 %). Раз в неделю общались 16,6 % опрошенных
студентов. Вариант раз-два в месяц выбрали 11,4 % респондентов. Лишь по
праздникам и по очень срочному делу общались 10,1 % опрошенных лиц. Наконец,
1,9 % респондентов указали в анкете, что не имеют привычки звонить родителям,
так как те сами звонят.
В ответах респондентов на данный вопрос имелись некоторые
гендерные различия. Женщины чаще мужчин (на 3,6 %) звонят ежедневно или 2-3
раза в неделю (соответственно 61,8 и 58,2 %). А 1-2 раза в месяц на 2,6 п. п.
чаще звонят мужчины (соответственно 12,7 и 10,1 %). По другим временным
форматам общения гендерные различия были минимальные (в интервале от 0,2 до 0,6
%).
Регулярные онлайн-общения между детьми и родителями,
проживающими отдельно, позволяют не прерывать связь между ними. Однако, как
подтверждают некоторые опросы студентов [там же], реже становится
непосредственный контакт родителей с детьми. Проблематичность этого осознаётся
респондентами.
Материалы исследования студенческой молодёжи южнороссийского
региона свидетельствуют, что большинство опрошенных лиц признавало наличие
потребности в укреплении родственных отношений и связей между поколениями.
Такую позицию выразили 55,7 % от общего числа респондентов. Не согласились с
этим 25 %, и ещё 19,3 % респондентов затруднились ответить.
Для студенток юга России межпоколенное взаимодействие,
включая укрепление родственных отношений, было на 6 п. п. более значимым по
сравнению с мужчинами (58,7 и 52,6 %). Вышеотмеченную разницу можно объяснить
большей заинтересованностью женщин в прочности родственных отношений. Без их
наличия современным женщинам крайне трудно обеспечить сочетание функции
материнства с профессиональной самореализацией. Эти гендерные особенности схожи
с теми, которые получены в результате опроса, проведённого в 2019 г.
социологами МГУ [Ценности семейнодетного образа, 2020: 56].
Заключение
Материалы исследования подтвердили исходную гипотезу о
преобладании поляризационного (амбивалентного) конструкта в восприятии
студентами юга России состояния межпоколенной передачи семейных ценностей.
Проведённый анализ позволил сформулировать обобщающие выводы и
предложения.
- Преобладание поляризационного конструкта в понимании
студентами южнороссийского региона состояния межпоколенной трансляции семейных
ценностей проявилось в их отношении к принятию государственных мер,
направленных на уменьшение численности абортов (42,4 % респондентов — за, а
39,2 % — против); к лишению родительских прав в неблагополучных семьях как к
приоритетной мере защиты ребёнка (52 % — за, 48 % — против или затруднились с
ответом); к восприятию семьи в качестве приоритетной ценности (50,2 % — за, 49,8
% — против или затруднились с ответом); к признанию значимости религии в
институциональном укреплении семьи (43,9 % — за, 56,1 % — против или
затруднились с ответом); к необходимости соблюдения семейной иерархии в
отношениях между детьми и родителями (48,8 % — за, 51,2 % — против или
затруднились дать ответ); к потребности в укреплении родственных отношений и
связей между поколениями (55,7 % — за, 44,3 % — против или затруднились с
ответом).
- Амбивалентность мнений студентов по отдельным аспектам
межпоколенной трансляции семейных ценностей свидетельствует о наличии
противоречий в этом процессе. Такая ситуация актуализирует потребность в
принятии и реализации государством не только дополнительных экономических, но и
широкомасштабных информационно-когнитивных мер по повышению престижности
семейно-детного образа жизни в молодёжной среде.
- Сравнительный анализ результатов авторского опроса
студентов южнороссийского региона и результатов других опросов, проведённых в
различных регионах по исследуемой теме, свидетельствует о преобладании
корреляционной связи и наличии некоторых различий. Близкими были результаты
нашего исследования и опроса студентов Санкт-Петербурга о наиболее приемлемом
для них формате общения с родителями (созвоны), проживающими отдельно.
Большинство респондентов этих двух опросов указали, что они разговаривают с
родителями по телефону (скайпу) ежедневно или несколько раз в неделю. По
результатам соцопроса городского населения Москвы, Московской, Владимирской,
Курской, Свердловской областей, Краснодарского края и Республики Башкортостан,
проведённого социологами МГУ в 2018—2019 гг., постоянное общение со взрослыми
детьми, проживающими отдельно, и взаимопомощь считали очень важными 81,5 %
респондентов. Наличие потребности в укреплении родственных отношений и связей
между поколениями признавало и большинство опрошенных студентов юга России
(55,7 %). Имеющееся процентное различие между этими опросами можно объяснить
тем, что последний опрос охватывал не разные слои населения, а студентов вузов,
которых отличает стремление к самоутверждению и определённому дистанцированию
от родителей.
- Действенным способом межпоколенной передачи позитивных
ценностей может стать формирование семейных традиций (регулярное чтение вслух и
обсуждение с детьми прочитанного, составление родословной, проведение семейных
праздников и др.).
- Для улучшения организации межпоколенной трансляции
семейных ценностей государственным органам целесообразно поддерживать
инициативы общественных организаций по созданию и проектному обеспечению
функционирования муниципальных центров развития межпоколенных отношений (опыт
Нижегородской региональной благотворительной организации инвалидов «Забота»).
Список источников
Антонов А. И. Микросоциология семьи: (методология
исследования структур и процессов). — М.: Инфра-М, 2016. — 368 с.
Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи:
социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. — М.:
Интеллектуал. кн.: Новый хронограф, 2010. — 352 с.
Бурмыкина О. Н. Тенденции изменений межпоколенных семейных
отношений // Петербургская социология сегодня. — 2019. — Вып. 12. — С. 134—153.
Вишневский А. Г. Демографическая история и демографическая
теория. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. — 368 с.
Гурко Т. А. Взаимопомощь поколений в городских семьях //
Женщина в российском обществе. — 2023. — № 3. — С. 43—58.
Гурко Т. А. Перспективные направления российской семейной
политики // Женщина в российском обществе. — 2024. — № 4. — С. 51—65.
Зубок Ю. А., Чупров В. И., Сорокин О. В. Смысловая
саморегуляция жизнедеятельности молодёжи: гендерные различия в сфере труда //
Женщина в российском обществе. — 2021. — Спец. вып. — С. 38—59.
Карпова В. М. Особенности межпоколенной трансляции семейных
ценностей // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и
политология. — 2019. — Т. 25, № 3. — С. 117—139.
Свадьбина Т. В., Немова О. А. Российская семья как хранитель
и транслятор традиционных национальных ценностей // Вестник Мининского
университета. — 2023. — Т. 11, № 4. — https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-14.
Синельников А. Б. Обособление поколений в семьях как фактор
снижения рождаемости // Социологические исследования. — 2022. — № 5. — С.
36—48.
Харчев А. Г. Брак и семья в СССР: опыт социологического
исследования. 2-е изд. — М.: Мысль, 1979. — 368 с.
Ценности семейно-детного образа жизни (СеДОЖ-2019):
аналитический отчёт по результатам межрегионального социолого-демографического
исследования / под ред. А. И. Антонова. —
М.: МАКС Пресс, 2020. — 486 c.
Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального
поведения личности. — Л.: Наука, 1979. 264 с.
Inglehart
R. F. Cultural Evolution: People’s Motivations Are Changing, and Reshaping the
World. New York: Cambridge University Press, 2018. — 273 p.
Kuper A. We
need to talk about kinship // Anthropology of this Century. — 2018. — № 23. — P.
1—12.
Maryanski
A. The sociology of kinship: a case for looking back to the future // The
Handbook of Classical Sociological Theory: Handbooks of Sociology and Social
Research / ed. by S. Abrutyn, O. Lizardo. — Cham (Switzerland): Springer, 2021.
— P. 267—300.
Rokeach M.
The Nature of Human Values. — New York: Free Press, 1973. — 438 p.
Schneider
D. What is kinship all about? // Kinship and Family: an Anthropological Reader
/ ed. by R. Parkin, L. Stone. — Blackwell Publishing: Boston University, 2007.
— P. 257—274.
Schout G.,
Jong G. de. The weakening of kin ties: exploring the need for life-world led
interventions // International Journal of Environmental Research and Public
Health. — 2018. — Vol. 15, iss. 2. — pp. 1—12.
Оригинал публикации: Циткилов П. Я. Межпоколенная трансляция
семейных ценностей: анализ социологического исследования студенческой молодёжи
юга России // Женщина в российском обществе. — 2025. — № 2. — С. 35—47. Ссылка