Аналитика

Межпоколенная трансляция семейных ценностей

Анализ социологического исследования студенческой молодёжи юга России

Автор: Циткилов П. Я., доктор исторических наук, профессор, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия)

Инфографика: Дарья Мамонова

На основе авторского социологического исследования «Состояние российской семьи», проведённого в декабре 2023 — феврале 2024 г. в четырёх субъектах юга России, показана специфика межпоколенной трансляции семейных ценностей через их восприятие студенческой молодёжью данного региона. В концептуальном плане дано обоснование трёх теоретических подходов к анализу и оценке межпоколенной передачи ценностных установок семьи: кризисного, модернизационного и поляризационного (амбивалентного). В реальной действительности эти подходы обладают динамичностью. Состояние позитивной модернизации в сфере межпоколенной ценностной трансляции может приобретать неустойчивый поляризационный характер, а затем трансформироваться в кризисное, деструктивное состояние. Во многом это зависит от нравственного, воспитательного потенциала семьи, государственного целеполагания и активности гражданского общества. Исследование показало, что поляризация мнения студентов по проблеме межпоколенной передачи семейных ценностей проявилась в сочетании в сознании респондентов либеральной и традиционной мировоззренческих установок.  Эмпирическим выражением этого стали соответствующие смысловые индикаторы, проанализированные в статье.

Ключевые слова: семейные ценности, студенческая молодёжь, поляризационный (амбивалентный) конструкт, межпоколенная трансляция, смысловые индикаторы.

 

Владимир/Аналитика/Сентябрь25/26_Ан_Иван.обл_Циткилов.jpg

Фото: пресс-служба Правительства Ивановской области

Введение, обзор литературы

Актуальность исследования определяется, во-первых, состоянием демографического неблагополучия в нашей стране. Оно усиливает потребность в формировании в новых поколениях устойчивых фамилистских установок детности и брачности. А достичь этого невозможно без позитивной межпоколенной трансляции семейных ценностей. Во-вторых, значимость рассматриваемой темы определяется выбором объекта исследования. Студенчество справедливо называют  «социально продвинутой группой, формирующей образ будущего и несущей функцию его социального воспроизводства» [Бурмыкина, 2019: 138]. Важно, чтобы этот образ включал в себя престижность семьи и детности.

При оценке состояния межпоколенной трансляции можно выделить некоторые концептуальные подходы. Первая концепция (кризисная) исходит из того, что данный процесс крайне осложнён, способствует углублению кризисного состояния института семьи и общества в целом (см., напр.: [Schout, Jong, 2018; Свадьбина, Немова, 2023]). Американский исследователь П. Фейган главным фактором кризисных тенденций и упадка института брака называл «ослабление связей между поколениями, на которых базируется общество» (Fagan Р. The quiet family killer: pornography and marriage // Townhall.com. 2009. December 7).

Профессор МГУ А. И. Антонов оценивает состояние института семьи и межпоколенной трансляции семейных ценностей как кризисное. Более того, он констатирует определённое разрушение института семьи (Анатолий Антонов: «Институт семьи в России давно разрушен»: интервью профессора МГУ А. И. Антонова «Реальному времени», 18 мая 2019 г.). Известный социолог А. Б. Синельников считает, что обособление поколений в современных семьях способствует снижению рождаемости и выступает одним из проявлений добровольного отделения супружества от родительства [Синельников, 2022]. В этом он видит симптом институционального кризиса российской семьи.

Вторая концепция (модернизационная) исходит из того, что общество и семья позитивно трансформируются в сторону большей свободы, демократии и индивидуального самовыражения, меняя характер межпоколенной трансляции, что вполне нормально, так как способствует прогрессу (см., напр.: [Inglehart, 2018; Вишневский, 2019]). Американский антрополог Д. Шнайдер полагал, что родство, межпоколенная связь «перестают существовать» и изучать их можно лишь «как символическую систему» [Schneider, 2007: 18]. По мнению российских исследователей Б. М. Бим-Бада и С. Н. Гаврова, ценностные устои семьи модернизируются под влиянием современной «потребительской цивилизации», что следует воспринимать как неизбежность [Бим-Бад, Гавров, 2010]. 

Третий подход (поляризационный или амбивалентный) предполагает нарастание противоречий в межпоколенной трансляции семейных ценностей, что сдерживает консолидацию общества, но априорно не ввергает институт семьи в кризис (см., напр.: [Kuper, 2018; Карпова, 2019]). Американская исследовательница А. Марьянски считает, что родство и связанная с ним межпоколенная передача семейных ценностей претерпевают изменения, которые могут быть противоречивыми. По её мнению, отказ воспринимать их в качестве одного из важнейших аспектов изучения семейной жизни является «неосновательной линией рассуждений» [Maryanski, 2021].

О противоречивом характере процесса передачи семейных ценностей от старших поколений к младшим свидетельствует несоответствие между фамилистскими устремлениями, доминирующими в общественном сознании, и реальным репродуктивным поведением населения, состоянием брачности в России [Карпова, 2019: 124]. Тенденцию ослабления межпоколенной трансляции семейных ценностей подтверждают исследования, проведённые учёными под руководством видного специалиста по проблемам социологии молодёжи Ю. А. Зубок [Зубок и др., 2021: 50]. По их данным, ценностная установка на продолжение себя в будущих поколениях была значимой лишь для менее трети респондентов. 

Авторитетная исследовательница Т. А. Гурко полагает, что в межпоколенной ценностной трансляции и в трансформации института родства можно наблюдать сочетание традиционных и инновационных начал [Гурко, 2024: 54].

Оно содержит в себе некоторые риски поляризации восприятия. 

Противоречивый характер передачи семейных ценностей во многом свойствен студенческой молодёжи. Как отмечает социолог О. Н. Бурмыкина, у студентов «активному, рациональному началу почти в той же мере противостоят пассивность и эгоцентризм» [Бурмыкина, 2019: 137]. 

Целью статьи является изучение отношения студенчества юга России к процессу межпоколенной трансляции семейных ценностей как фактору обеспечения институциональной устойчивости семьи.


Постановка задачи, выдвижение гипотезы

Цель авторского социологического исследования заключалась в выявлении и изучении мнения студенческой молодёжи об особенностях межпоколенной передачи семейных ценностей. Его задачами стали: рассмотрение состояния изученности проблемы в зарубежной и отечественной литературе; проведение социологического опроса по данной теме и обобщение его результатов; определение мнения студентов о специфике межпоколенной трансляции семейных ценностей с учётом поляризации их представлений в пределах либеральной и традиционной мировоззренческих траекторий.

Исходной гипотезой явилось предположение о том, что в студенческом восприятии межпоколенной передачи семейных ценностей преобладающим может стать поляризационный (амбивалентный) конструкт. Смысловое содержание его заключается в противоречивом сочетании в сознании респондентов либеральной и традиционной мировоззренческих установок, каждая из которых находит своё выражение в определённых индикаторах. 


Методы исследования

В статье использованы результаты социологического исследования «Состояние российской семьи», проведённого нами в декабре 2023 — феврале 2024 г. в четырёх субъектах юга России (Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский края, Республика Крым). Эмпирическая база включала в себя результаты опроса студентов очного отделения 12 вузов и вузовских филиалов данного региона (Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет, Ростовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Кубанский государственный университет, Кубанский государственный аграрный университет, Таганрогский институт управления и экономики,

Ставропольский государственный аграрный университет, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт Донского государственного аграрного университета, Севастопольский государственный университет и другие).

Теоретическую основу исследования составили фамилистическая (А. Г. Харчев [Харчев, 1979], А. И. Антонов [Антонов, 2016]) и аксиологическая (М. Рокич [Rokeach, 1973], В. А. Ядов [Ядов, 1979]) научные концепции осмысления процесса межпоколенной трансляции семейных ценностей. Их применение позволило рассмотреть состояние преемственности в передаче ценностных установок от поколения к поколению в сочетании с социокультурной спецификой, раскрывающей многообразие семейных типов, при ведущей роли эмоциональной коммуникации.

С помощью конструктивистского подхода были проанализированы различные концепции состояния межпоколенной трансляции семейных ценностей (кризисная, модернизационная и поляризационная). Они рассматривались в виде социальных конструктов, влияющих на отношение студентов к процессам межпоколенного взаимодействия и ценностного восприятия.

Объём выборочной совокупности — 721 студент очной формы обучения. Отклонение результатов от тех, которые могли были быть получены при опросе генеральной совокупности (198 тыс. студентов) не превысило в целом по выборке 3,6 %. Основным методом исследования стал анкетный опрос. Его способами были раздаточный опрос в аудиториях, общежитиях, квартирах проживания студенческой молодёжи и онлайн-опрос студентов на сайтах в Интернете с использованием сервисов Google Forms и др. Первым способом опрошены 34,6 % респондентов, а вторым — 65,4 %. 

В ходе исследования использовалась комплексная выборка — серийная (гнездовая) и квотная. В первом случае из генеральной совокупности выбирались гнёзда в виде студенческих групп определённых курсов, комнат в студенческих общежитиях. Квотная выборка предполагала выделение квот по половому и возрастному признакам. Из общего количества опрошенных студентов 48 % составляли лица мужского пола и 52 % — женского. Младше 20 лет было 390 респондентов, или 54 %, а 20 лет и старше — 331 (46 %).


Результаты исследования 

Социологический опрос студентов юга России о межпоколенной трансляции семейных ценностей подтвердил противоречивый характер сочетания в сознании российской молодёжи либеральной и традиционной мировоззренческих траекторий. Первая из них включает в себя следующие смысловые индикаторы: отношение студентов к малодетности с преобладанием однодетности;  восприятие ими абортов; отношение к практике лишения родительских прав в неблагополучных семьях и др. Традиционная мировоззренческая установка проявляется в позитивном отношении респондентов к таким индикаторам, как восприятие семьи в качестве приоритетной жизненной ценности; признание значимости религии в институциональном укреплении семьи; соблюдение семейной иерархии в отношениях между детьми и родителями и др. 

В ответах на вопрос анкеты об отношении к доминированию в России малодетных семей, преимущественно однодетных, почти 37 % (36,9 %) из числа опрошенных студентов южнороссийского региона выразили положительное отношение к данной тенденции, 45,3 % — нейтральное и лишь 17,8 % — негативное. 

В гендерном плане ответы респондентов содержали определённые отличия. Количество женщин, позитивно относившихся к доминированию в Российской Федерации малодетности с преобладанием однодетности, было на 3,4 п. п. меньше, чем мужчин (35,2 и 38,6 %). Такое различие связано с тем, что женщины, реализуя репродуктивную функцию семьи, острее мужчин осознают проблемные стороны однодетности. 

Исследование студентов южнороссийского региона показало, что они в своём большинстве терпимо относятся к абортам. Положительно аборты восприняли 23,6 %. Ещё 38,7 % респондентов высказали нейтральное отношение, что в совокупности составило 62,3 %. Отрицательно к абортам отнеслись немногим более трети опрошенных студентов (37,7 %). 

Примерно одинаковое число респондентов полагали, что в нашей стране нужно на государственном уровне принимать меры, направленные на уменьшение числа абортов, и что этого делать не нужно. За принятие мер высказались 42,4 %, а против — 39,2 %. Ещё 18,4 % опрошенных студентов затруднились ответить. Эти результаты свидетельствуют о поляризации в восприятии студентов.

Выражением либерализации сознания значительной части студенческой молодёжи является их отношение к лишению родительских прав в неблагополучных семьях. На вопрос анкеты о том, является ли оно приоритетной мерой защиты ребёнка, явное большинство респондентов (51,6 %) ответили «да». Не согласились с этим 25,0 % опрошенных студентов, 23,4 % затруднились дать определённый ответ. В реальной жизни лишение родительских прав далеко не всегда оправданно. Не это должно быть приоритетом, а принятие коррекционных мер по исправлению проблемных родителей. Кроме того, следует использовать и такие средства воздействия на них, как предупреждение, предписание, временное ограничение в правах и др. Лишение родительских прав — это скорее чрезвычайная мера защиты прав и интересов ребёнка, а не приоритетная. В ответах респондентов на данный вопрос есть гендерные отличия, которые приведены в Таблице 1.

Как видно из таблицы, число мужчин, не считавших лишение родительских прав приоритетной мерой защиты ребёнка, на 6,7% большее по сравнению с числом женщин. Это можно объяснить наличием в открытом доступе сообщений о случаях поспешного и не вполне оправданного лишения прав родителей, что касалось преимущественно отцов.

Несмотря на утверждение в сознании многих студентов модернистских трендов относительно развития института семьи, у значительной их части сохраняются традиционные установки межпоколенной трансляции семейных ценностей. Это проявилось в восприятии ими семьи в качестве приоритетной ценности, признании значимости религии в институциональном укреплении семьи, необходимости соблюдения семейной иерархии в отношениях между детьми и родителями и др. 

На вопрос анкеты «Является ли семья приоритетной ценностью для Вас?» немногим более половины опрошенных студентов (50,2 %) ответили «да». Около трети (27,8 %) — «нет», и 22 % затруднились дать ответ. В гендерном отношении в ответах респондентов имелись различия. Заметно большее число мужчин по сравнению с женщинами не считали семью приоритетной ценностью (32,1 и 23,5 %). Женщины по своей природе острее ощущают потребность в семье. Многие же современные мужчины (особенно молодёжь) в отношениях с женщинами часто ориентируются на встречи без каких-либо семейных обязательств. 

Индикатором сохранения традиционных установок межпоколенной трансляции семейных ценностей является признание значимости религии в институциональном укреплении семьи. Большинство респондентов (43,9 %) полагали, что религии способствуют такому укреплению. Не согласились с этим 34,4 % респондентов, а 21,7 % затруднились дать определённый ответ. 

Гендерное различие в ответах респондентов было существенным. Доля женщин, полагавших, что религии способствуют укреплению института семьи, почти на 9 п. п.  (8,8) меньше. Объяснить это можно тем, что религиозные семейные нормы отстаивают традиционное начало, поэтому вызывают у части женщин, особенно молодого возраста, опасение относительно их равноправия.

В восприятии студенческой молодёжью значимости религии в укреплении семьи имеются и возрастные различия. Они даны в диаграмме (Рисунок 1).

 

Судя по данным диаграммы, мнение о том, что религии способствуют институциональному укреплению семьи, более свойственно студентам младших курсов по сравнению с возрастной группой 20 лет и старше (46,9 и 40,9 %).  Соответственно меньшее количество опрошенных студентов моложе 20 лет не соглашались с такой позицией (28,4 и 40,4 %). Доля затруднившихся дать ответ на данный вопрос на 6 % больше среди студентов до 20 лет (24,7 и 18,7 %). Это может быть связано с тем, что в образовательной сфере ещё сохраняется влияние индивидуалистически-секулярных мировоззренческих установок. В соответствии с ними традиционно-религиозное понимание бытия, включая устройство семейной жизни, воспринимается в качестве устаревшего явления, сдерживающего свободу самовыражения личности и общественный прогресс. Поэтому данные установки более характерны для респондентов 20 лет и старше. Кроме того, определённая часть старшекурсников подрабатывают и более подвергнуты секулярному влиянию социума. 

Следующим индикатором выражения традиционных основ межпоколенной трансляции семейных ценностей является признание респондентами необходимости соблюдения иерархии в отношениях между детьми и родителями. С этим согласились почти половина опрошенных студентов юга России (48,8 %). Против высказались 26,1 % респондентов и 25,1 % затруднились дать ответ. Гендерные различия в ответах респондентов были незначительными (в пределах 2 %). Соблюдение семейной иерархии в отношениях детей и родителей считали необходимым 49,9 % опрошенных студенток и 47,7 % студентов. Такая разница может быть объяснима тем, что женщине в семье чаще приходится заниматься воспитанием ребёнка (детей), которое затруднено без обеспечения уважительной иерархии в отношениях.

Одним из следствий ослабления межпоколенной трансляции семейных ценностей является снижение прочности родственных связей. В современной России наблюдается не только рост количества одиноко проживающих людей (одиночек), но и преобладание среди них лиц трудоспособного возраста, включая молодёжь. Если в 2002 г. домохозяйств, состоявших из одного человека, насчитывалось 22,3 %, в 2010 г. — 25,7 %, то в 2021 г. — 41,8 %. Из общего количества одиночек 57,4 % входили в число лиц трудоспособного возраста, включая молодёжь (Прокофьева Л. М., Корчагина И. И. Демографическая структура семейств и домохозяйств в России, её динамика по данным переписей населения // Демографическое обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 8—9). Это показатель того, что сохраняется тенденция отделения молодых людей от родительских семей без намерения создать собственную.

По данным исследования российских городских семей, за период с 2014 по 2022 г. «больше отцов и матерей стали получать помощь в виде покупки продуктов, вещей (с 25 до 39 % по ответам отцов и с 33 до 48 % по ответам матерей) [Гурко, 2023: 46]. Однако около 60 % родителей не получают от взрослых детей соответствующей помощи. 

Развитие телекоммуникационной связи сделало более частыми межпоколенные онлайн-общения. Респонденты из числа студентов Санкт-Петербурга отмечали, что они разговаривают с родителями по телефону или скайпу постоянно (ежедневно или несколько раз в неделю) [Бурмыкина, 2019: 145]. 

Эту же тенденцию выявило и наше исследование студентов южнороссийского региона. На вопрос анкеты «Какой наиболее приемлемый для Вас формат общения (созвонов) с родителями, проживающими отдельно?» 60 % респондентов ответили, что общаются ежедневно или 2-3 раза в неделю (соответственно 38,6 и 21,4 %). Раз в неделю общались 16,6 % опрошенных студентов. Вариант раз-два в месяц выбрали 11,4 % респондентов. Лишь по праздникам и по очень срочному делу общались 10,1 % опрошенных лиц. Наконец, 1,9 % респондентов указали в анкете, что не имеют привычки звонить родителям, так как те сами звонят.

В ответах респондентов на данный вопрос имелись некоторые гендерные различия. Женщины чаще мужчин (на 3,6 %) звонят ежедневно или 2-3 раза в неделю (соответственно 61,8 и 58,2 %). А 1-2 раза в месяц на 2,6 п. п. чаще звонят мужчины (соответственно 12,7 и 10,1 %). По другим временным форматам общения гендерные различия были минимальные (в интервале от 0,2 до 0,6 %). 

Регулярные онлайн-общения между детьми и родителями, проживающими отдельно, позволяют не прерывать связь между ними. Однако, как подтверждают некоторые опросы студентов [там же], реже становится непосредственный контакт родителей с детьми. Проблематичность этого осознаётся респондентами. 

Материалы исследования студенческой молодёжи южнороссийского региона свидетельствуют, что большинство опрошенных лиц признавало наличие потребности в укреплении родственных отношений и связей между поколениями. Такую позицию выразили 55,7 % от общего числа респондентов. Не согласились с этим 25 %, и ещё 19,3 % респондентов затруднились ответить.

Для студенток юга России межпоколенное взаимодействие, включая укрепление родственных отношений, было на 6 п. п. более значимым по сравнению с мужчинами (58,7 и 52,6 %). Вышеотмеченную разницу можно объяснить большей заинтересованностью женщин в прочности родственных отношений. Без их наличия современным женщинам крайне трудно обеспечить сочетание функции материнства с профессиональной самореализацией. Эти гендерные особенности схожи с теми, которые получены в результате опроса, проведённого в 2019 г. социологами МГУ [Ценности семейнодетного образа, 2020: 56].


Заключение 

Материалы исследования подтвердили исходную гипотезу о преобладании поляризационного (амбивалентного) конструкта в восприятии студентами юга России состояния межпоколенной передачи семейных ценностей. Проведённый анализ позволил сформулировать обобщающие выводы и предложения. 

  1. Преобладание поляризационного конструкта в понимании студентами южнороссийского региона состояния межпоколенной трансляции семейных ценностей проявилось в их отношении к принятию государственных мер, направленных на уменьшение численности абортов (42,4 % респондентов — за, а 39,2 % — против); к лишению родительских прав в неблагополучных семьях как к приоритетной мере защиты ребёнка (52 % — за, 48 % — против или затруднились с ответом); к восприятию семьи в качестве приоритетной ценности (50,2 % — за, 49,8 % — против или затруднились с ответом); к признанию значимости религии в институциональном укреплении семьи (43,9 % — за, 56,1 % — против или затруднились с ответом); к необходимости соблюдения семейной иерархии в отношениях между детьми и родителями (48,8 % — за, 51,2 % — против или затруднились дать ответ); к потребности в укреплении родственных отношений и связей между поколениями (55,7 % — за, 44,3 % — против или затруднились с ответом).
  2. Амбивалентность мнений студентов по отдельным аспектам межпоколенной трансляции семейных ценностей свидетельствует о наличии противоречий в этом процессе. Такая ситуация актуализирует потребность в принятии и реализации государством не только дополнительных экономических, но и широкомасштабных информационно-когнитивных мер по повышению престижности семейно-детного образа жизни в молодёжной среде.
  3. Сравнительный анализ результатов авторского опроса студентов южнороссийского региона и результатов других опросов, проведённых в различных регионах по исследуемой теме, свидетельствует о преобладании корреляционной связи и наличии некоторых различий. Близкими были результаты нашего исследования и опроса студентов Санкт-Петербурга о наиболее приемлемом для них формате общения с родителями (созвоны), проживающими отдельно. Большинство респондентов этих двух опросов указали, что они разговаривают с родителями по телефону (скайпу) ежедневно или несколько раз в неделю. По результатам соцопроса городского населения Москвы, Московской, Владимирской, Курской, Свердловской областей, Краснодарского края и Республики Башкортостан, проведённого социологами МГУ в 2018—2019 гг., постоянное общение со взрослыми детьми, проживающими отдельно, и взаимопомощь считали очень важными 81,5 % респондентов. Наличие потребности в укреплении родственных отношений и связей между поколениями признавало и большинство опрошенных студентов юга России (55,7 %). Имеющееся процентное различие между этими опросами можно объяснить тем, что последний опрос охватывал не разные слои населения, а студентов вузов, которых отличает стремление к самоутверждению и определённому дистанцированию от родителей.
  4. Действенным способом межпоколенной передачи позитивных ценностей может стать формирование семейных традиций (регулярное чтение вслух и обсуждение с детьми прочитанного, составление родословной, проведение семейных праздников и др.).
  5. Для улучшения организации межпоколенной трансляции семейных ценностей государственным органам целесообразно поддерживать инициативы общественных организаций по созданию и проектному обеспечению функционирования муниципальных центров развития межпоколенных отношений (опыт Нижегородской региональной благотворительной организации инвалидов «Забота»).


Список источников

Антонов А. И. Микросоциология семьи: (методология исследования структур и процессов). — М.: Инфра-М, 2016. — 368 с.

Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. — М.: Интеллектуал. кн.: Новый хронограф, 2010. — 352 с.

Бурмыкина О. Н. Тенденции изменений межпоколенных семейных отношений // Петербургская социология сегодня. — 2019. — Вып. 12. — С. 134—153.

Вишневский А. Г. Демографическая история и демографическая теория. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. — 368 с.

Гурко Т. А. Взаимопомощь поколений в городских семьях // Женщина в российском обществе. — 2023. — № 3. — С. 43—58. 

Гурко Т. А. Перспективные направления российской семейной политики // Женщина в российском обществе. — 2024. — № 4. — С. 51—65.

Зубок Ю. А., Чупров В. И., Сорокин О. В. Смысловая саморегуляция жизнедеятельности молодёжи: гендерные различия в сфере труда // Женщина в российском обществе. — 2021. — Спец. вып. — С. 38—59.

Карпова В. М. Особенности межпоколенной трансляции семейных ценностей // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2019. — Т. 25, № 3. — С. 117—139.

Свадьбина Т. В., Немова О. А. Российская семья как хранитель и транслятор традиционных национальных ценностей // Вестник Мининского университета. — 2023. — Т. 11, № 4. — https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-14. 

Синельников А. Б. Обособление поколений в семьях как фактор снижения рождаемости // Социологические исследования. — 2022. — № 5. — С. 36—48.

Харчев А. Г. Брак и семья в СССР: опыт социологического исследования. 2-е изд. — М.: Мысль, 1979. — 368 с.

Ценности семейно-детного образа жизни (СеДОЖ-2019): аналитический отчёт по результатам межрегионального социолого-демографического исследования /  под ред. А. И. Антонова. — М.: МАКС Пресс, 2020. — 486 c.

Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л.: Наука, 1979. 264 с.

Inglehart R. F. Cultural Evolution: People’s Motivations Are Changing, and Reshaping the World. New York: Cambridge University Press, 2018. — 273 p.

Kuper A. We need to talk about kinship // Anthropology of this Century. — 2018. — № 23. — P. 1—12. 

Maryanski A. The sociology of kinship: a case for looking back to the future // The Handbook of Classical Sociological Theory: Handbooks of Sociology and Social Research / ed. by S. Abrutyn, O. Lizardo. — Cham (Switzerland): Springer, 2021. — P. 267—300.

Rokeach M. The Nature of Human Values. — New York: Free Press, 1973. — 438 p.

Schneider D. What is kinship all about? // Kinship and Family: an Anthropological Reader / ed. by R. Parkin, L. Stone. — Blackwell Publishing: Boston University, 2007. — P. 257—274.

Schout G., Jong G. de. The weakening of kin ties: exploring the need for life-world led interventions // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2018. — Vol. 15, iss. 2. — pp. 1—12.

 

Оригинал публикации: Циткилов П. Я. Межпоколенная трансляция семейных ценностей: анализ социологического исследования студенческой молодёжи юга России // Женщина в российском обществе. — 2025. — № 2. — С. 35—47. Ссылка

Читайте также