Интервью

Иерей Фёдор Лукьянов: «Традиционные семейные ценности – основа безопасности и суверенитета государства»

Интервью с председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

20 мая 2023
09:09
(Изменено 16.08.24 12:28)


Текст: Максим Окулов

В подготовке интервью принимали участие Власенко Мария, Ефимов Иван, Елфимов Владимир, Комиссарова Юлия, Косоуров Егор, Мудрых Ирина, Шевчуков Сергей.


Юлия/Отец Фёдор/Group 313.png
Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Мария Власенко

– Глубокоуважаемый отец Фёдор, добрый день! Наша беседа – о поиске путей и способов решения демографических проблем страны. Не будем озвучивать грустные цифры, скажем лишь, что население России убывает, и пока нам не удается переломить ситуацию. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы наша страна начала оживать?

– Добрый день! Что делать? Поставить во главу угла любых действий государства, власти, общества здравый смысл, направленный на сохранение и преумножение нашего народа. А это значит – на сохранение и развитие института традиционной семьи как лона новой жизни. На абсолютную защиту новой, еще не пришедшей в земной мир, зарождающейся жизни.

Еще очень важно «протянуть» нить конкретных действий от деклараций, заявлений политического свойства к практической жизни. Нужно, чтобы Слово не расходилось с Делом – больше ничего. Вот создание такого согласованного властью и обществом механизма, обеспечивающего отсутствие «зазора» между намерением и делом, между продекларированным будущим и наступившим настоящим – и есть наша работа.

Сегодня ведь в России сложилась уникальная ситуация, когда на уровне высокой политики, на уровне деклараций, установок светских и духовных лидеров страны существует в отношении народосбережения и народопреумножения абсолютное единомыслие, связанное с желанием остановить отрицательную демографическую динамику, развернуть ее в сторону роста. Нет и здесь расхождений между тем что декларируют наш Президент, наш Святейший Патриарх, лидеры наших других религиозных конфессий, лидеры общественного мнения, то есть нет никого, кто бы открыто призывал к обратному, к истреблению народа.

Все упирается в практику, в то, во что в итоге трансформируются политические установки лидеров. Очень часто прекрасные схемы, утвержденные в высоких кабинетах, потрясающие концепции, озвученные с не менее высоких трибун, наталкиваются на отсутствие главного – работающего на всех уровнях механизма именно народосбережения и народопреумножения.
 
То, что мы наблюдаем и с чем сталкиваемся в реальности: глубокие смыслы, правильные слова, правильные документы неведомым образом трансформируются нередко в практику, генерирующую противоположное. Как раз воспрепятствовать расхождению между словом и делом, стать консолидирующим началом всех здоровых сил в обществе стремится Русская Православная Церковь под омофором нашего Святейшего Патриарха. Это наша служба, наша миссия, наша обязанность: почти три четверти граждан России относят себя к православным христианам.

Мы стремимся к тому, чтобы правильные смыслы, идеи, предложения, выстраданные нашим обществом и озвученные светскими и духовными лидерами, в неизменном виде входили в практику жизни, в действующее законодательство, в конкретные действия чиновников, врачей, учителей, всех граждан нашего Отечества.

Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Мария Власенко


– Что может дать нашей стране в сфере демографии отсутствие «зазора», как Вы говорите, между Словом и Делом?

– Практически всё, в чём мы сегодня остро нуждаемся. В частности, необходимо увеличить в ближайшей перспективе количество многодетных семей в стране как минимум до десяти миллионов, и в таких семьях будут расти не менее сорока миллионов детей.

Для этого в стране нужно, наконец, установить единый статус многодетной семьи с его сохранением по совершеннолетии младшего ребенка, сформировать ясный и понятный социальный пакет ее поддержки вне зависимости от доходов семьи и передать сопровождение такой семьи на федеральный уровень.

То есть нужно, чтобы наши люди поверили: разговоры закончились, многодетная семья теперь – норма, а не исключение из правил. И такая норма поддерживается и обеспечивается властью, мощью государства и будет поддерживаться всегда. И что дети теперь все равны по праву рождения, появились они на свет в состоятельной или в нуждающейся семье. И что вокруг многодетности больше не будет никакого пиара, хитростей, уловок, пустословия, когда обещается одно, а на деле получается другое.

– Но ведь чтобы семья стала многодетной, она должна состояться как семья: в ней до третьего ребенка, должны появиться первый и второй…

– Да, конечно. Для того, чтобы у страны восстановилась многодетность как норма, нам надо обустроить пространство для формирования и развития нормальной традиционной российской семьи.

Такое обустройство – ежедневная, монотонная, изнуряющая порой работа, прежде всего правовая, также нацеленная на сокращение разрыва между политическими декларациями и реальной жизнью.

Рассказ о такой работе содержит множество рутинных деталей. Тем не менее, без нее не будет движения вперед: нам всем нужна ясная стратегия государства в демографической сфере. Но просто очередной стратегический документ никому не нужен. Нужен документ, нужны действия государства, которые на практике меняют жизнь конкретного человека, конкретной семьи к лучшему.

Здравоохранение, образование, культура, массмедиа – все формальные и неформальные социальные институты – должны быть естественным образом пронизаны, напитаны ценностями семейной жизни в рамках принятой государством демографической политики. Они, такие ценности, должны быть безусловным профессиональным ориентиром для ежедневных действий каждого чиновника, врача, педагога, журналиста, режиссера, архитектора, строителя, водителя маршрутки.

Демографическая политика должна, наконец, спуститься с небес политикума на уровень конкретного человека, на микроуровень, на уровень наших детей, молодых людей, которые здесь и сейчас решают, создавать им семью или жить гражданским браком, рожать ребенка или делать аборт. В такой момент как никогда они нуждаются в совете, в духовной и материальной поддержке, в эти минуты они одновременно и уязвимы, и готовы к патронажу, к социальной навигации.

Но давайте ответим на вопрос: мы – общество, власть, государство в этот важнейший, может быть, в самый важный момент жизни двух юных душ, – мы рядом? Мы им можем гарантировать реальную поддержку, можем помочь уверенно взглянуть в будущее, можем создать условия, чтобы они захотели не только первого ребенка, но и второго, и третьего, сколько Бог даст?

А если нас рядом нет, то давайте спросим себя, а кто рядом с ними в этот момент? Ведь свято место пусто не бывает. Хозяин частной клиники, благосостояние которого зависит от количества абортов? Девелопер, строящий дома из 20-метровых студий, в которых невозможна жизнь многодетной семьи? Социальный работник, который сообщает, что мест в детском садике нет и не будет в обозримом будущем? Они рядом? Тогда чего мы ждем от наших молодых людей, со всех сторон окруженных так называемыми рыночными реалиями? Подвига? Самопожертвования?

Да, такие люди, готовые на самопожертвование ради собственной семьи, есть у нас и среди молодых, но их становится все меньше и если мы не поменяем в стране демографический климат, если не окружим любовью и заботой тех, кто в состоянии создать новую жизнь, выпестовать новую душу, вырастить гражданина нашего Отечества – никакого народосбережения не случится.

Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Мария Власенко

 
– В последнее время от ряда экспертов звучат предложения выплачивать фиксированное пособие не менее полутора минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) всем беременным женщинам и семьям с детьми до трёх лет на каждого ребёнка вне зависимости от критериев нуждаемости. Как Вы думаете, может ли это найти сегодня поддержку, взаимопонимание у власти?

– По моему личному мнению, да. Несмотря на тяжелую политическую и экономическую ситуацию, мне кажется, все потихоньку начинают понимать, что беременная женщина, будущая мать – национальная ценность России. В Православной Церкви беременная женщина называется «непраздной», находящейся в трудах постоянно, нося ребенка под сердцем. Оценён ли сегодня по настоящему такой труд государством? Пока нет. Ведь это глубоко символично: выплачивать всем беременным женщинам полтора минимальных размера оплаты труда: один идёт маме, а половинка – ребёнку. То есть  поддержка идет как и положено, с  момента зарождения человеческой жизни – этим общество и государство как бы дают сигнал женщине: ты уже стала мамой, ты не одна и мы заботимся о тебе и твоем малыше. Ведь согласитесь, это справедливо: поддерживать материнский труд с самого начала, а не только с момента рождения.

При помощи такого пособия у государства появляется эффективный инструмент «мягкой силы» для борьбы с абортами. Уже сейчас, с опорой на этот жизнеутверждающий подход, Минздрав России готовит скрипты разговора врача с будущей мамой. В момент получения информации о наступившей беременности врач должен предложить своей пациентке сохранить ребенка. И второе, что должна услышать женщина: «Со следующего месяца вы будете получать пособие на себя и своего ребенка, примерно 25 тысяч рублей». И это не про деньги история, а про поддержку, про атмосферу, в которой возникает доверие, скорее всего, на годы и годы между будущей мамой и государством в лице врача. Результат такого доверия – рожденный ребенок.

Разумным представляется и срок поддержки в течение трех лет. Сегодня меры поддержки женщины, родившей ребёнка, обрываются в полтора года. И дальше у молодой мамы начинаются проблемы: надо выходить на работу, в детский сад ребёнка не берут, яслей нет, бабушку вытащила из семьи пенсионная реформа. Куда деть ребёнка, как найти няню? Вместо родной матери, в лучшем случае, полуторагодовалого ребёнка начинает воспитывать чужая женщина.

Именно для действенной поддержки беременных женщин Святейший Патриарх Кирилл предложил нашим властям увеличить декретный отпуск за счет первого триместра беременности.  И такая инициатива имеет серьезный смысл: по данным Минздрава России сейчас более трети беременностей заканчиваются выкидышем или становятся «замершими» именно в первый триместр. В это время женщине нужно не работать, а всецело заниматься будущим ребёнком: хорошо питаться, гулять на свежем воздухе, высыпаться, готовиться духовно и психологически к таинству рождения нового человека. Такая мера тоже поможет спасти беременность: сегодня многие прерывают её ради сохранения работы или теряют малыша из-за стресса на работе.

Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Мария Власенко


–  Отец Фёдор, как Вы оцениваете ситуацию с абортами в России, и что нужно сделать, чтобы женщина все же принимала решение в пользу рождения ребёнка?

– Отвечу сразу на вторую часть вопроса: чтобы женщина решалась на рождение ребенка, она должна иметь веру. Веру в Бога, доверие своему супругу, доверие государству.

Когда нет материнской уверенности, обеспеченной её личной духовно-нравственной жизнью, обществом, государством, семьей, сразу начинается коммерческое обслуживание материнского страха перед будущим, возникает соответствующая коммерческая продуктовая линейка, появляются её бенефициары, наживающиеся на абортах. Используя материнский страх перед будущим как рыночную нишу, вступает в свои права коммерческая машина, которая перемалывает ради прибыли всё на своем пути по принципу: ничего личного, просто бизнес. И нет на свете такой силы, которая может эту машину остановить, кроме возрожденной веры и общей национальной воли, направленной на неприятие абортов как социального зла.

Для меня проблема абортов имеет сакральный характер: мы не можем всерьез рассуждать о восстановлении традиционных семейных ценностей, о возможных демографических национальных перспективах, пока в нашей стране существует узаконенный, во многом уже институционализированный, но по сути своей преступный бизнес на смерти нерождённых детей.

Что делать, если силы неравны, если любые рассуждения об абортах трактуются многими как вмешательство в частную жизнь. Надо начинать хотя бы задавать себе вопросы и стараться на них честно отвечать. У меня есть как раз такой простой вопрос: с каких пор убийство одного человека другим при подстрекательстве третьей силы считается частным делом?

И еще, чтобы изменить ситуацию, надо постепенно, пошагово, день за днем начинать действовать, формируя правовые меры, конечной целью которых является возникновение материнской уверенности в нормальном, защищенном будущем своего пока не родившегося ребенка.

При том, что для Православной Церкви и для всех верующих людей аборт неприемлем в принципе, серьезным первым шагом в сторону сохранения жизни и здоровья женщин и детей может стать запрет на проведение абортов в частных клиниках. Именно эту меру предложил Предстоятель нашей Церкви на встрече с парламентариями в начале этого года.

Подобная мера позволит не только восстановить контроль государства за этой чувствительной сферой, но и будет способствовать формированию честной статистики абортов.

Поясню, о чем речь: согласно существующей статистике, в России 37% всех беременностей заканчивается выкидышем или становятся «замершими». А в мире, по данным ВОЗ, эта доля находится в пределах 10-15%. Что не так с женщинами в России? С женщинами у нас все в порядке, у нас со статистикой проблемы.

Процент «замерших» беременностей и выкидышей резко увеличился начиная с 2011 года, когда чиновниками был изменён ряд медицинских документов, при помощи которых формируется статистика. Напомню, что даже по имеющейся отчетности количество абортов по версии Минздрава России примерно на 100 тысяч в год меньше, чем по данным Росстата.

Именно частные клиники не заинтересованы в сдаче достоверной отчетности, именно они формируют теневой абортный кластер. Не секрет, что медикаментозные (неучтенные, химические) аборты часто начинаются в частных клиниках, а потом, когда происходит кровотечение или беременность «замирает», пациентка по ОМС попадает в государственную клинику. Здесь такой случай в соответствии с инструкциями фиксируется уже не как аборт, а как беременность с абортивным исходом. А это уже другая статистика. Так и «теряются» в учете аборты. В итоге все участники коллаборации довольны, цепочка «смежников» сработала: частная клиника получила деньги непосредственно от пациентки, государственная – через систему ОМС. А общество, все мы – потеряли убитым своего гражданина, в общество пришла еще одна детская смерть.

Проведенное недавно исследование Красного Креста показало, что примерно у 85% частных клиник полностью отсутствуют элементарные представления о медицинской добросовестности: они готовы сделать аборт в день обращения и на любом сроке беременности. Нередко врач днём принимает пациентку в государственной клинике, а вечером в коммерческой клинике делает ей аборт за деньги. Но, как ни прискорбно, все вышеперечисленное формально легитимно, соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Соответственно, без упорной законодательной работы ситуацию не изменить. Вспомним слова нашего Президента: «Я убежден, что закон не может быть аморальным. Закон всегда морален. Иначе это плохой закон». В случае с частными клиниками мы видим именно такую ситуацию. Более того, несмотря на формальный запрет рекламы абортов, именно частные клиники обходят его, выплачивая несущественные штрафы.

Вопрос этот необходимо решать сейчас лишением частных клиник права на прерывание беременности. Это совершенно ясная, объективно существующая проблема, которую сейчас понимают, в том числе, и в Министерстве здравоохранения, и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Дело за малым – принять решение.

Наряду с тем, что я уже сказал, необходим пересмотр регламента доабортного консультирования. Женщина при получении информации о беременности относится к врачу-акушеру буквально как к оракулу: что бы врач ни сказал, что бы ни посоветовал, в чем бы ни усомнился – она воспринимает все за чистую монету, абсолютно некритично.

На первом приёме в женской консультации врач должен искренне поздравить женщину с беременностью, рассказать про льготы, про существующие меры государственной поддержки, сформировать у будущей мамы ту самую такую желанную уверенность в будущем, в том, что она с малышом не останется один на один с проблемами. Далее нужна маршрутизация пациенток: пути женщин, желающих родить ребёнка и принявших решение сделать аборт, нужно разделять. По сути, необходимо создавать институт патронажа беременных, который бы сопровождал их с ребенком с момента постановки на учет в женской консультации и в течение первых трех лет его жизни.

Еще из остро необходимых мер: наши законодатели должны, наконец, решиться на переквалификацию понятия «криминальный аборт» в сторону ужесточения уголовного наказания за такое преступление.

Здесь же уместно вспомнить и поддержать очень здравое предложение Следственного комитета о введении в Уголовный кодекс РФ понятия «плод человека». Вопреки поверхностным суждениям, такая мера способна не только защитить  ребенка, но и оградить врача от необдуманных поступков. Ведь до выноса из родильного зала и записи в журнале ребенок никак не защищен, а значит – есть поле для криминала, чему подтверждение –  калининградское дело о преднамеренном умерщвлении недоношенного ребенка ради статистики, завершившееся обвинительным приговором и  реальными сроками.

И, наконец, отдельная тема – оборот препаратов искусственного прерывания беременности типа «Мифепристон» и его производных, при помощи которых, по сути, делается особый тип аборта. В Китае такие препараты, например, запрещены для использования нерожавшими женщинами. И у нас необходимо такие препараты вносить в список «А», ставить под жёсткий контроль по аналогии с наркотическими препаратами.
 
Конечно, это не всё, что нужно сделать, чтобы поставить преграду на пути импульсивных, немотивированных абортов, спровоцированных коммерческим интересом, логикой рынка, но с чего-то нужно начинать. Мы все должны прийти к общественному согласию в том, аборт является негативным социальным явлением. Такую позицию должно открыто занять государство и продемонстрировать здесь волю и решительность. Это очень важный момент: пока мы зло не назовём злом, пока его ясно не идентифицируем, пока не остановим – оно будет шириться и процветать, пожирая наше будущее – наших детей.


Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Мария Власенко


– Да, Ваш рассказ, отец Фёдор, не может оставить никого равнодушным. Скажите, какими ещё темами занимается Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства?

– Согласно утвержденному Святейшим Патриархом положению о Комиссии, у нас много направлений работы, мы сотрудничаем с большим числом отдельных экспертов и организаций. С Комиссией сотрудничают более пятидесяти экспертов из разных сфер нашего общества – в том числе из академических кругов, профильных институтов, федеральных органов власти, мы также активно привлекаем представителей общественных, родительских организаций.

Одно из главных направлений нашей работы – осуществление взаимодействия Церкви и государства в области защиты семьи, отцовства, материнства и детства, помощь Церкви в выработке позиции в диалоге с государством по тем или иным непростым вопросам нашего бытия.

Немало усилий направляется нами на то, чтобы государственные решения учитывали ценностные ориентиры нашего общества, его исторически сложившиеся нормы и устои. В качестве примера можно привести дискуссии вокруг принципов ювенальной юстиции. Горячие споры в свое время шли по поводу закона о семейно-бытовом насилии, который продвигался представителями феминистского сообщества, соросовскими грантополучателями, по сегодняшним понятиям – иноагентами. Мы квалифицировали продвижение такого закона, как атаку на традиционную семью. Именно благодаря последовательной позиции нашего Патриарха и поддержке многих законодателей удалось снять его с рассмотрения. Нам также удалось воспрепятствовать установлению правовой нормы, позволявшей изымать детей из семьи в ускоренном порядке.

Также благодаря многолетней работе комиссии под руководством приснопамятного протоиерея Димитрия Смирнова и наших коллег из других синодальных отделов были введены «неделя тишины», раздельное лицензирование, сокращен перечень показаний для абортов, в новые рекомендации Минздрава России были включены предложения по изменению порядка сообщения беременным диагнозов нерождённого ребёнка, был перенесен акцент с пренатальной диагностики на постнатальную, что позволило сохранить жизни сотен детей.

Одно из главных достижений последнего времени – введение запрета на, по сути своей, криминальную продажу детей иностранным гражданам под видом суррогатного материнства. Были случаи, когда ребёнок «заказывался» под конкретного клиента – в качестве донора органов или костного мозга. В основной массе своей продажа детей иностранцам была ориентирована на крупнейшие зарубежные ЛГБТ-сети, именно они были основными клиентами. Сейчас, после вступления закона в силу, мы видим обвальное обрушение спроса на суррогатное материнство. Подобное свидетельствует как раз о том, что спрос на него формировался в основном из-за рубежа.

Благодаря учету мнения экспертов комиссии, из критериев оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ были исключены показатели младенческой смертности и заменены на показатели рождаемости. Комиссия работает активно, но вопросов много, например, в некоторых регионах России многодетность относят к критериям неблагополучной семьи. Вот как к подобному относиться на фоне призывов к многодетности? Конечно, надо убеждать, формировать общественное мнение, бороться, в конце концов, с подобным, и серьёзно работать над тем, о чем постоянно говорит наш Предстоятель – чтобы в стране был введен единый статус многодетной семьи. Многодетная семья должна стать нормой нашего общества – не героями и не маргиналами, а именно нормой.

Мы также призываем к пересмотру ряда действующих до сих пор абсолютно легитимно в нашей стране положений МКБ-11 (медицинского классификатора болезней). Указанный  классификатор фактически легализует педофилию и аборты на поздних сроках, а половые извращения объявляет вариантами нормы.

Конечно, многие бы проблемы не появились, если бы на виражах истории России удалось сохранить статус педагога, статус врача как людей государевых, государственных служащих. Сейчас идет активное обсуждение нашими коллегами на экспертном уровне и этих тем.

Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Мария Власенко


– Мы много слышали о проекте «Семья – основа мира»…

– Да, сегодня в жизнь воплощается идея широкой кампании социальной рекламы традиционных семейных ценностей, которая была активно поддержана ассоциацией организаций по защите семьи, компанией «Благо-медиа» и независимой ассоциацией операторов наружной рекламы.

Сейчас «Семья – основа мира» – флагманский проект в сфере социальной рекламы традиционных семейных ценностей, он поддержан Правительством РФ. Реклама размещается и на бумажных носителях, и на уличных светодиодных экранах, в общественных местах, в женских консультациях. Герои проекта – местные, часто многодетные семьи: бабушки, дедушки, мамы, папы, детишки. Многим людям очень нравится такая тема, особенно в национальных республиках.

Сейчас идёт работа над вторым этапом проекта, который ориентирован на молодежь: с июня проект будет развернут в интернете, в социальных сетях, нам активно помогает Институт развития интернета (ИРИ), другие организации.

Важно, что постепенно возникает в обществе понимание того, что семья сама по себе создаёт возможности для полноценной реализации человека. Можно полноценно реализовать себя не только строя карьеру в корпорации, но и создавая полноценную, дружную, многопоколенную семью.  Здоровая традиционная семья становится основой жизни, её смыслом, защитой и поддержкой в любых делах. В здоровой семье рождаются и вырастают талантливые учёные, инженеры, политики, священнослужители. Они, как новые побеги плодоносного древа, когда придет время создадут свои семьи, наполняя мир радостью и счастьем созидания.

Наша же рекламная кампания показывает счастье многодетной семьи: быть многодетным в наши дни становится интересно, модно, перспективно.

Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Мария Власенко


– Отец Фёдор, спасибо! Раскройте в завершение беседы личные мотивы: что вдохновляет Вас на труды праведные, что формирует отношение к миру?

– Спасибо за вопрос, он важен для меня. Церковь ведь часто упрекают во вмешательстве в государственные дела, не преминув напомнить каждый раз о том, что она отделена от государства. В ответ на это приведу слова святого Паисия Святогорца: «Безразличие непозволительно даже мирским, а уж тем более людям духовным. Человек честный, духовный не должен делать ничего с безразличием».

Здесь ответ на Ваш вопрос о мотивах, об отношении к миру: нам, людям Церкви не всё равно, как живет Отечество нынче и тем более не всё равно, как оно будет жить в будущем. Поэтому люди Церкви – всегда на передовой, как сказал наш Святейший Патриарх.


Сказано отцом Фёдором Лукьяновым: «Нужно понимать, что сейчас для России крайне опасным является двоемыслие: расхождение между декларациями и реальными делами. Решая вопросы демографии, стоит всегда помнить о том, что по-настоящему они решаются исключительно на уровне конкретного человека, конкретной семьи, которые никогда не забывают о данных им обещаниях. Поэтому основным ресурсом демографической политики являются не деньги, а внимание, внимание, и ещё раз – внимание государства к человеку, к его проблемам и умение держать свое слово государево. Настоящая забота о людях, подкреплённая делом, конвертируется в доверие к государству, а возникшее взаимное доверие государства и граждан – в национальную перспективу».