На фото семья из Белгородской области в собственном новом доме / источник: пресс-служба Правительства Белгородской области
Любая стратегия начинается с постановки цели. Из концепции
новой Стратегии известно, что цель – «обеспечение устойчивого и
сбалансированного пространственного развития РФ» [1]. Безусловно, в
предложенном виде цель Стратегии не соответствует современным представлениям о
стратегическом планировании, в соответствии с которыми цель должна быть
конкретной, измеримой, достижимой, значимой, определённой во времени (по
методике SMART) [2].
К сожалению, заложенные в Стратегии задачи также не
позволяют определить планируемое направление пространственного развития России:
преодоление инфраструктурных ограничений, сокращение межрегиональной
дифференциации, расширение географии и ускорение темпов экономического роста,
обеспечение национальной безопасности [1].
При тщательном анализе концепции Стратегии становится
очевидно, что её авторы придерживаются агломерационного подхода, т.е.
определения наиболее приоритетных территорий (агломераций, опорных населённых
пунктов и т.п.) и поддержки развития в них в приоритетном порядке. Об этом в
первую очередь говорит новая классификация «опорных населенных пунктов»,
которая включает 187 новых точек роста, 212 стратегических населённых пунктов,
76 городских агломераций и 23 административных центра субъектов РФ, а также
1709 иных населённых пунктов, выполняющих функции опорных [1].
Соответственно, Стратегия предполагает 2319 населённых
пунктов, заслуживающих внимания. Согласно итогам «Всероссийской переписи
населения» 2021 года, в России насчитывалось 155,5 тыс. населённых пунктов [3].
Таким образом, это примерно 1,5% от всех населённых пунктов, составляющих
систему расселения России. С другой стороны, в них проживает подавляющая часть
населения страны. Какая именно – без конкретного перечня сказать сложно, однако
если предположить, что это первые 2319 населённых пунктов по численности
населения, то суммарное значение в них составит порядка 114,3 млн чел. или
77,6% от общей численности населения России.
Подход к развитию приоритетных населённых пунктов очевидно
вызван бюджетными ограничениями и содержит ряд недостатков, требующих внимания:
1. Бо́льшая часть населённых пунктов России будет
деградировать и обезлюживать. Концентрация ресурсов в малой части
«приоритетных» населённых пунктов неизбежно приведёт к гибели остальных.
Обширные территории России будут запустевать, что может привести к проблемам с
пахотными землями и в охране государственных границ.
2. Малонаселённые пункты, как правило, базируются вокруг
мест промышленного или сельскохозяйственного производства. Уменьшение
численности населения в этих территориях приведёт к усугублению проблемы
дефицита кадров, занятого в реальном секторе производства.
3. Увеличение плотности населения в городских агломерациях
приведёт к удорожанию стоимости жилья и соразмерному уменьшению жилой площади,
приходящейся на каждого жителя. В самой большой стране в мире население
вынуждено будет ютиться в маленьких квартирках.
4. Социальная поляризация: объективно не всё население
России сможет переехать в один из «приоритетных населённых пунктов». Дистанция
в уровне доходов и качестве жизни будет увеличиваться, порождая маргинализацию
населения по признаку территориальной принадлежности.
5. Перегрузка капитальной инфраструктуры. Увеличение
плотности населения в городах ведёт к возрастанию нагрузки на все виды
капитальной инфраструктуры. Кажется, что её можно модернизировать соразмерно
увеличению численности населения, однако в сферах водоснабжения и
водоотведения, электричества и автомобильных дорог такие проекты могут
оказаться сверхзатратными.
6. Экологическая нагрузка. Концентрация населения в городах
не позволяет природным механизмам эффективно рассеивать загрязнение разных
типов, что ведёт к необходимости создания специальных механизмов нивелирования
экологического вреда либо к ухудшению качества и продолжительности жизни
населения.
7. Городской образ жизни, вкупе с труднодоступностью жилья,
влекут за собой сокращение рождаемости. Известно, что суммарный коэффициент
рождаемости значительно ниже в городах, чем в сельской местности, при этом он
тем ниже, чем выше плотность населения (для городов России).
На последнем пункте остановимся подробнее. Важнейшей и
наиболее сложной среди перечисленных проблем, на взгляд автора, является –
демографическая. Депопуляция, наблюдаемая в России в последние десятилетия,
имеет множество причин, которые не до конца изучены. Несмотря на это,
совершенно точно статистически подтверждено, что рождаемость в сельской
местности выше, чем в городской (Рисунок 1).
Соответственно, увеличение доли городского населения влечёт
за собой сокращение рождаемости и суммарного коэффициента рождаемости.
Предположу, что авторы Стратегии придерживаются мнения, что процесс укрупнения
городов является объективным и неизбежным. Однако, считаю необходимым отметить,
что стратегии для того и создаются, чтобы противостоять некоторым объективным
социально-экономическим тенденциям в целях развития государства и общества.
Стимулирование роста городов на государственном уровне означает стимулирование
убыли населения.
Как сильно изменится численность населения в зависимости от
изменения доли городского и сельского населения? На этот вопрос нам поможет
ответить сценарный прогноз численности населения на период до 2100 года,
выполненный наиболее достоверным на сегодняшний день методом «передвижки
возрастов».
Для начала необходимо произвести прогноз суммарного
коэффициента рождаемости методом «SARIMA». В сдержанном варианте, который будет
использоваться для расчётов, СКР ограничен минимальными и максимальными
значениями для современной России (1990–2023 годы). Соответственно, мы
предполагаем, что прогнозные значения СКР не могут выходить за пределы тех,
которые когда-либо наблюдались в Российской Федерации.
Кроме того, необходимо спрогнозировать долю городского и
сельского населения. Из данных за 1990–2023 годы видно, что доля городского
населения увеличивается практически линейно [5], следовательно происходит
урбанизация, в том числе благодаря целенаправленной государственной политике. В
связи с этим рассмотрим три сценария:
• Сценарий
«урбанизации»: продолжение текущего тренда увеличения доли городского населения
с теми же темпами, что и в 1990–2023 годах;
• Сценарий
«фиксации»: предположим, что доля городского и сельского населения останется
неизменной на всём прогнозируемом периоде и будет равна таковой в 2023 году (74,9% и 25,1% соответственно);
• Сценарий
«дезурбанизации»: предположим, что целенаправленными государственными усилиями
удалось увеличивать долю сельского населения и соразмерно сокращать городскую
теми же темпами, которыми происходила урбанизация в течение последних 34 лет.
Сценарный прогноз численности населения основывается на
данных о численности сельского и городского населения по половозрастным группам
([6] и [7]). Прогноз произведён отдельно для городского и для сельского
населения (Рисунок 2), после чего итоговый результат скорректирован в соответствии с
прогнозными сценариями долей тех и других. Миграционный приток был принят за
ноль на всём прогнозируемом периоде, чтобы отследить динамику изменения
численности текущего населения.
К сожалению, при
любом сценарии, когда СКР ниже, чем 2,1, без миграционной подпитки численность
населения России будет с каждым годом сокращаться. С точки зрения итогового
результата, выбор между рассматриваемыми сценариями изменения долей городского
и сельского населения означает выбор «меньшего из зол». С каждым годом разница
накапливается (Рисунок 3) и к 2100 году может составить порядка 5 миллионов человек между
сценариями «урбанизации» и «дезурбанизации» при общих потерях за 75 лет порядка
70 миллионов человек собственного населения.
Представленные расчёты не предполагают роста рождаемости во
всём исследуемом периоде, а продолжают наблюдаемые на сегодняшний день
тенденции. Глядя на цифры, приходим к следующему выводу: государственная
политика «дезурбанизации» не станет решением демографического кризиса России,
тогда как осуществляемая сегодня политика «урбанизации» – усугубляет
депопуляцию.
Список источников
1. Концепция «Стратегии пространственного развития
Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года» /
Официальный сайт Минэкономразвития России. 2024. Ссылка.
2. Ставим цели по SMART // Лидеры России: Клуб «Эльбрус».
2022. Ссылка.
3. Таблица 3. Число муниципальных образований,
внутригородских районов, округов города, межселенных территорий и населённых
пунктов по субъектам Российской Федерации / Итоги ВПН-2020. Том 1 Численность и
размещение населения // Росстат. 2022. Ссылка.
4. Суммарный коэффициент рождаемости / ЕМИСС. 2024. Ссылка.
5. 23110000100030200002 Численность постоянного населения
на 1 января / Витрина статистических данных: Росстат. 2024. Ссылка.
6. 23110000100030200004 Численность постоянного населения –
женщин по возрасту на 1 января / Витрина статистических данных: Росстат. 2024.
Ссылка.
7. 23110000100030200003 Численность постоянного населения –
мужчин по возрасту на 1 января / Витрина статистических данных: Росстат. 2024.
Ссылка.