Фото: портал «История России в фотографиях»
Важнейшим направлением социальной политики в Советском Союзе
в 50-70-е годы XX века стала охрана материнства и детства. КПСС, Верховный Совет
СССР и Совет министров СССР воплощали в жизнь поставленные перед государством
задачи в области социальной защищённости семьи, значительного улучшения
содержания детей в детских дошкольных учреждениях, оказания своевременной и
квалифицированной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, в
послеродовый период, пропаганды здорового образа жизни.
В новейшей историографии рассматриваемые нами вопросы
получили отражение в работах исследователей, изучающих социологические,
демографические либо юридические аспекты. При этом акцент делается
преимущественно на новейший этап развития российского общества с привлечением
исторического материала в качестве базового сравнения. Так, исследуемому
вопросу посвящены работы Т. А. Мищенко [1], Я. А. Шаповаловой [2], Е. И. Туровой,
Л. Г. Черемных [3], Е. А. Леонтьевой [4].
Для получения сравнительного анализа публикаций применялся
метод качественного и количественного контент-анализа, который в совокупности с
историко-сравнительным методом изучения позволяет выявить запросы общества на
решение возникавших проблем в области охраны материнства и детства, а также
адекватный ответ на данные запросы со стороны органов государственной власти на
региональном и союзном уровнях.
Основополагающим документом в государственной охране
интересов матери и ребёнка стала Конституция Советского Союза, принятая пятого декабря 1936 года [5]. Женщину уравняли в правах с мужчиной во всех сферах
деятельности, об этом гласила статья 122: «Женщине в СССР предоставляются равные
права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и
общественно-политической жизни» [6].
Меры государственной поддержки женщин и детей нашли своё
отражение уже в годы Великой Отечественной войны. Почти за год до её окончания,
восьмого июня 1944 года, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об
увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким
матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени
отличия – звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и
медали «Медаль материнства». Таким образом, государство определило вектор
материальной и моральной поддержки многодетных женщин [4, с. 66].
Позже ООН в честь 20-летней годовщины принятия этой
организацией Декларации о правах ребёнка провозгласила 1979 год Международным
годом ребёнка. Советский Союз не остался в стороне от этого важного
международного мероприятия. В частности, Л. И. Брежнев в своём новогоднем обращении
1979 года отметил, что необходимо «...постараться, чтобы дети всех народов не
знали войн, чтобы у них было счастливое, радостное детство» [7]. В СССР
укрепляется в общественном сознании идея «Всё лучшее – детям». Главной целью
«года ребёнка», заявленной в СССР, стало привлечение внимания широких масс
населения для улучшения жизни подрастающего поколения. Событие было массовым,
по этому случаю выпускались почтовые марки с изображениями детей, подростков.
В послевоенные годы в СССР увеличилась рождаемость по
сравнению с годами Великой Отечественной войны. По данным Всесоюзной переписи
населения 1939 года, на территории Ростовской области проживало 2 892 580 человек, а
к 1959 году население региона достигло 3 311 747 человек [8, с. 12]. В 1940 году превышение количества рождений над случаями смерти составило 1,9 раза, а уже к
1950 году число родившихся превысило число умерших в 2,7 раза [8, с. 6]. Число
родившихся и умерших в 1950 году было соответственно 56 827 детей и 21 380 человек [8, с. 10]. Таким образом, возникла необходимость восстановления и сохранения
растущих тенденций увеличения населения страны.
В основе исследования лежат материалы периодической печати
города Ростова-на-Дону и Ростовской области, в частности, публикации в газетах
«Ростсельмашевец», «Вечерний Ростов», «Волгодонская правда». В меньшей степени
задействован узкоспециализированный женский журнал «Работница». Кроме того, в
основу исследования положены архивные материалы Центра документации новейшей
истории Ростовской области (ЦДНИРО), статистические данные.
В целом региональные газеты недостаточно освещали вопросы
детства и материнства, им уделялась значительно меньшая роль, чем, скажем,
отражению социалистических соревнований, либо деятельности Советов на местах.
Тем не менее даже с учётом идеологической цензуры в газетах
публиковались статьи на актуальные и проблемные темы: как правильно воспитывать
детей, какой пример должны подавать родители своим детям; подчёркивались и
демонстрировались пороки родителей, оставивших своих детей; поднимались темы морали.
Важная роль печатных изданий тех лет заключалась в том, чтобы в них содержалась
актуальная информация о событиях, происходящих в государстве. Газета всегда
была доступна для массового читателя в отличие от телевидения, в селе его
практически не было.
В 1950-е годы государственными органами издаётся и
принимается ряд законодательных нормативных актов, направленных на улучшение
жизни матерей и детей. В числе наиболее важных следует отметить Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 года «Об увеличении продолжительности
отпуска по беременности и родам», согласно которому женщинам, ожидающим
рождение ребёнка, отпуск по беременности и родам увеличивался «с 77 до 112
календарных дней» [9], то есть по 56 дней до и после родов. В особых случаях, например
при рождении более одного ребёнка, или в зависимости от тяжести родов срок
увеличивался до 70 дней. Однако это положение применялось только для тех, кто
проработал на предприятии минимум три месяца. Таким образом, государство
одновременно стимулировало решение вопросов занятости женского населения.
13 октября 1956 года Совет министров СССР принимает
постановление № 1414 «О дальнейших мерах помощи женщинам-матерям, работающим на
предприятиях и в учреждениях». Согласно документу, в школах были организованы группы
продлённого дня. При этом дети, которые не могли добираться домой сами из-за удалённости
от школы или по другим причинам, находились в школе с учителями, выполняли
домашнее задание, им организовывали питание, отдых. А в 1959 году было принято
Положение о восьмилетней школе, где говорилось, что для детей, родители которых
заняты на работе целый день, могут быть созданы школы продлённого дня [10].
Отклик на введение этого положения можно обнаружить на
страницах региональной периодической печати. Так, в газете «Вечерний Ростов» за
1960 год была опубликована статья под названием «Родители могут быть спокойны…»,
в которой говорилось о преимуществах комнат продлённого дня: «Родители учащихся
школы № 45 днём заняты на производстве. Но их не мучит неотвязная мысль, что делают их дети:
Таким образом, ученики
находились под наблюдением воспитателя, который помогал выполнять домашнее
задание и формировал культурную программу: «Раз в неделю бывают на концертах во
Дворце пионеров, в кино». Ещё одним условием организации подобных комнат была
помощь ученикам, которые отставали в учёбе: «Некоторые директора школ, стремясь
создать такие комнаты, даже отдавали свои кабинеты» [11, с. 2].
Советом министров СССР шестого декабря 1956 года было принято
Постановление № 1586 «О порядке назначения женщинам-работницам и служащим
пособий по беременности и родам и выплаты рабочим и служащим, заболевшим во
время отпуска, пособий по временной нетрудоспособности», которое позволяло
получать пособие без учёта трёхмесячного стажа работы [12]. Зачастую у женщин
возникали послеродовые осложнения и ранее такие случаи не оплачивались
государством.
Усилилась забота о женщинах, которые трудились на тяжёлых
работах и во вредных условиях. Совет министров СССР 13 июля 1957 года издал
Постановление № 839 «О мероприятиях по замене женского труда на подземных
работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных
сооружений», в соответствии с которым тяжёлый труд женщин должен был быть
заменён на более лёгкий.
В периодической печати Ростовской области освещались темы,
напрямую связанные с формированием образа советской семьи. Так, в газете
«Вечерний Ростов» за 1960 год размещена статья «Лекции для населения», в которой
автор делится с читателями сведениями о том, как воспитатели ростовского
приёмника решили на общественных и добровольных началах организовывать лекции,
доклады для родителей на заводах, фабриках, учреждениях на тему: «Роль семьи и
общественности в воспитании детей» [13, с. 4]. На страницах газеты
«Волгодонская правда» была опубликована заметка, из которой читатели узнавали,
что лектор общества «Знание» прочитал для сотрудников районного отдела милиции
лекцию на тему «Семья и школа» [14, с. 4]. Таким образом, основная задача
подобного рода публикаций заключалась в том, чтобы укрепить связи между школой
и семьёй по совместному воспитанию детей, сформировать положительный образ
советской семьи.
Значительное место в социальной политике государства в
1960-е годы занимали медицинское обслуживание, быт и отдых женщин, обеспечение
условий их труда. На предприятиях открывались медицинские пункты, комнаты
отдыха [15]:
Для кормящих матерей
появилась возможность дополнительного трёхмесячного отпуска без содержания, после
окончания отпуска по беременности и родам. У женщин сохранялся непрерывный
стаж, если она выходила на работу не позже одного года после рождения ребёнка.
Открывались лечебно-профилактические и детские учреждения на
селе, но в 1960-е годы немалая часть сельских лечебно-профилактических и детских
учреждений размещалась в тесных помещениях, где не соблюдались санитарные нормы
[16, л. 39-45]. Повсеместно открывались фельдшерско-акушерские пункты (ФАП).
Так, в конце 1950 года их насчитывалось 666, а к 1970 году число увеличилось до
1136. Значительно возросло число женских консультаций, детских поликлиник: со
137 в 1950 году до 333 в 1970 году [17, с. 40]. Главная задача этих
мини-медицинских учреждений – сохранение здоровья матери и её будущего ребёнка.
Создание ФАПов в сельской местности было актуально в те годы по трём причинам:
во-первых, в годы Великой Отечественной войны на территории Ростовской области
было уничтожено 493 больницы и амбулатории [8, с. 5]; во-вторых, ФАПы были
первичным звеном в системе здравоохранения, где оказывалась
лечебно-профилактическая медицинская помощь, а в большинстве случаев это и
оказание реальной медицинской помощи женщинам-роженицам. Статистика тех лет
свидетельствует о том, что в сельской местности 50% родов принималось «на
дому» акушерками – специалистами среднего медицинского персонала; в-третьих,
большая часть населения (53,4%, или 1448,1 тысяч человек из 2713,0 тысяч) проживала
в сельской местности [8, с. 10].
Приказом Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 года был
снят запрет на аборты. По этому документу официальное разрешение на проведение
абортов предоставлялось лишь стационарам больничных заведений. Тем не менее в
городе и особенно на селе доля абортов, сделанных вне больницы, была очень
высока, что часто вело к смерти роженицы и ребёнка. Создание ФАПов в целом
способствовало значительному сокращению материнской и младенческой смертности.
В связи с улучшением материального благосостояния,
культурного развития населения, создания сети медицинских учреждений были достигнуты
успехи в укреплении здоровья населения. Учитывая то, что в период 1950-х годов отмечен рост рождаемости, появились проблемы с наличием койко-мест в родильных
домах, нехваткой врачей-гинекологов, со значительной недостаточностью детских
учреждений в стране.
В связи с этим началась активная подготовка медицинских
специалистов в области родовспоможения, ускорилось строительство детских яслей,
где дети находились под постоянным медицинским наблюдением [18], в ясли
принимали детей, достигших двухмесячного возраста, поскольку послеродовый период
был 56 дней. В 1960 году был создан совет научных медицинских обществ, а в
городах и районах – секции научных медицинских обществ [16]. Активно велась
пропаганда медицинских знаний, в периодике освещались вопросы, посвящённые
женской тематике, здоровому образу жизни. Так, в газете «Волгодонская правда»
была опубликована заметка для женщин с информацией о проводившихся лекциях на
тему: «Гигиена женщины и предупреждение женских болезней» [19, с. 2]. Подобного
рода мероприятия проводились для устойчивого формирования у читателя значимости
роли женщины в советском обществе, и пропаганды уважительного к ней отношения.
За период с 1961 по 1968 годы было дополнительно развёрнуто в больничных
учреждениях 9005 коек, число врачей увеличилось на 23,9% [20].
В массовом порядке в рассматриваемые годы ведётся
строительство детских садиков, новых школ: «Сегодня утром гостеприимно
распахнулись двери нового детского сада государственного подшипникового завода.
Семьдесят ребятишек стали полноправными хозяевами большого светлого помещения и
всевозможных игрушек» [21, с. 1]. В другой газете читаем: «Приятным сюрпризом встретила своих воспитанников
школа-интернат № 28… для них построено новое помещение площадью в 700
квадратных метров… оборудованы шесть новых спален, игровые комнаты…» [22, с.
4]. Пропаганда счастливого детства занимает значительное место на страницах
региональных и общесоветских изданий [23, с. 3]:
Формируется образ
правильного вектора воспитания советского ребёнка: от дошкольных учреждений
через школу – в вузы и средние учебные заведения: «Детский сад для наших ребят
– второй дом. Там они проводят гораздо больше времени, чем с родителями… все
условия: и прекрасно оборудованные комнаты для игр, и светлые спальни, и
столовые …» [24, с. 2]. В статье «Родительская благодарность», опубликованной в
газете «Ростсельмашевец», наглядно отражён данный процесс: «Дети сейчас
воспитываются в заводском детском садике № 4. Они окружены заботой
воспитательниц и все- го обслуживающего персонала» [25, с. 2]. В 50-60-е годы начинается массовая передача детских дошкольных учреждений от заводов и фабрик
в ведение государственных министерств и ведомств.
Тенденция массового строительства школьных образовательных и
воспитательных учреждений сохранилась вплоть до конца 1960-х годов: «Быстрее
строить детские сады и ясли» [26, с. 1]. Введение в эксплуатацию новых
дошкольных учреждений во многом решило проблему – где, с кем и на какой срок
можно было оставить ребёнка под присмотром. В основном длительность пребывания
в садах и яслях была установлена в пределах девяти часов, но открывались садики с
12-часовым и даже круглосуточным пребыванием детей. Таким образом, государство
решало проблему матерей, которые работали по 1,5 смены и больше.
В Постановлении бюро Ростовского обкома КПСС, исполкома
областного Совета депутатов трудящихся и президиума Облсовпрофа от 16 июля 1971
года «О мерах по расширению строительства дошкольных учреждений, больниц и других
объектов культурно-бытового назначения в сельских районах» отмечалось, что в
области заметно возросло количество школ: «Построено 500 детских дошкольных
учреждений, 385 школ… во многих сёлах области решены вопросы
социально-культурного обеспечения жителей». Однако на фоне достижений общее
состояние культурно-бытового обслуживания сельского населения все ещё отставало
от задач, поставленных КПСС: во многих районах Ростова-на-Дону построено
недостаточное количество школ, состояние лечебных учреждений оставалось
неудовлетворительным.
В ряде случаев ввод в действие детсадов, школ задерживался,
тогда критике были подвержены подрядные организации и государственные органы:
«Председатель постоянной комиссии областного Совета по народному образованию и
культуре В. М. Замула отметил, что строительные тресты № 8, 10, строительное
управление № 106 не выполняют планов строительства школ-интернатов в
Ростове-на-Дону. Серьёзные упрёки в адрес ростовских строителей высказали
депутаты Е. А. Скуднов (Таганрог), С. Г. Борцов (Самарский район)» [27, 28].
В реальной жизни порой получалось так, что в семье были дети
одновременно «ясельного» и «садиковского» возрастов. Родителям приходилось
«отводить», «отвозить на общественном транспорте» детей в разные учреждения,
при том, что чаще всего эти заведения находились на значительном расстоянии от
места проживания. Наличие личного легкового транспорта в семье в те годы было
невелико, в конце 1965 года в СССР «одна легковая машина приходится на 238
жителей» [29, с. 174], так что позволить «отвезти ребёнка в сад не общественным
транспортом» могли единицы.
Проблема проявилась так явно, что для дальнейшего развития
детских дошкольных учреждений и улучшения воспитания детей, для оказания помощи
работающим матерям был принят целый ряд законодательных актов об объединении
яслей и садиков в одно учреждение, в частности постановление № 558 от 21 мая
1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений,
улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» и
«Временное положение о дошкольном детском учреждении – яслях-саде» от восьмого марта
1960 года. Таким образом, в детских садах появились ясельные группы – начала
формироваться единая система воспитания детей дошкольного возраста. Решение
данной проблемы восторженно было принято семьями, в которых были дети разного
возраста.
Помимо этого, одной из освещавшихся в газетах проблем была
организация школьного питания [30, с. 2]:
В ответ на запросы общества на селе большим подспорьем было
открытие сезонных дошкольных и школьных учреждений. Их деятельность часто
зависела от отношения руководителя – председателя колхоза или директора
совхоза. Недостатком в сезонных садиках было отсутствие надлежащего
медицинского обследования детей, однообразность рациона питания. Но в целом в
таких учреждениях условия содержания и воспитания детей соответствовали
требованиям законодательства, поскольку от этого зависела трудоспособность
родителей во время сезонных работ по сбору урожая.
Таким образом, мероприятия, которые проводились
правительством и партией в 1950-1970-е годы, способствовали улучшению
положения в сфере советского материнства и детства. Периодическая печать
сформировала у читателей образ счастливых матери и ребёнка, образ, ставший
основой идеальных представлений о советской семье позднего периода СССР.
Список литературы
1. Мищенко
Т. А. Динамика социальных ролей трудящейся женщины в СССР как фактор
трансформации семейного лидерства (1960-е − начало 1980-х гг.) // Изв.
Уральского гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т.
85, № 6-2. С. 269-278.
2. Шаповалова
Я. А. Реформирование семейно-брачной сферы в конце 1960-х гг. (по материалам
прессы) // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 4. С. 36-39.
3. Турова
Е. И., Черемных Л. Г. Образ женщины-матери в советской периодике: социокультурный
аспект (по материалам газет Тюменской области 1940-1960-х годов) //
Гуманитарный вестн. 2020. № 6 (86).
4. Леонтьева
Е. А. Охрана материнства и детства как одно из направлений социальной политики
советского государства в 50-60-е гг. ХХ в. (на примере Южного Урала) // Вестн.
ОГУ. 2011. № 17 (136). С. 66-72.
5. Левашко
В. О. Сталинская Конституция. Тенденции модернизации советского общества //
Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. № 1 (История).
6. Конституция
СССР.
7. Новикова
Е. Ч. Забота партии о женщине-матери // Опыт КПСС в решении женского вопроса.
М., 1981.
8. Летят
года, но память свята: юбилейный стат. сб. / Ростовстат. Ростов н/Д., 2020. 72
с.
9. Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 г. «Об увеличении
продолжительности отпусков по беременности и родам».
10. Законы об
образовании 1955-1964 гг.
11. Создадим
комнаты продлённого дня // Советский Север. 1957. № 102 (4483). 25 августа.
12. О порядке
назначения женщинам-работницам и служащим пособий по беременности и родам и
выплаты рабочим и служащим, заболевшим во время отпуска, пособий по временной
нетрудоспособности: Постановление Совета министров СССР. 6 декабря 1956 г. №
1586.
13. Лекции для
населения // Вечерний Ростов. 1960. № 80 (531). 4 апреля.
14. Лекции на
педагогические темы // Волгодонская правда. 1960. № 96 (3212). 10 августа.
15. На страже
здоровья // Вечерний Ростов. 1961. № 230 (991). 28 сентября.
16. Центр
документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. Р-9. Оп. 1. Д.
2599.
17. Жизнь
Донского края глазами статистики: юбилейный стат. сб. /Ростовстат. Ростов н/Д.,
2017. 147 с.
18. Воскресная
страница // Волгодонская правда. 1960. № 17 (3133). 7 февраля.
19. Для женщин
// Волгодонская правда. 1962. № 33 (3461). 16 марта.
20. ЦДНИРО. Ф.
Р-9. Оп. 39. Д. 84. Л. 23-28.
21. Подарок
малышам // Вечерний Ростов. 1961. № 1 (762). 2 января.
22. После
каникул – за парты // Вечерний Ростов. 1961. № 208 (967). 2 сентября.
23. Учиться
воспитывать // Вечерний Ростов. 1968. № 84 (2995). 9 апреля.
24. Детям
здесь хорошо // Ростсельмашевец. 1960. №138 (5106). 22 ноября.
25. Родительская
благодарность // Ростсельмашевец. 1960. № 118 (5086). 1 ноября.
26. Быстрее
строить детские сады и ясли // Вечерний Ростов. 1968. № 94 (3005). 20 апреля.
27. Школу – на
уровень великих задач // Вечерний Ростов. 1961. № 199 (960). 23 августа.
28. Не
обижайте малышей // Вечерний Ростов. 1968. № 250 (3161). 23 октября.
29. Твердюкова
Е. Д. Личный автомобиль как предмет потребления в СССР. 1930–1960-е гг. //
Новейшая история России. 2012. № 1. С. 166–177.
30. Ученик
предъявляет требования // Вечерний Ростов. 1968. № 236 (3147). 7 октября.
Оригинал публикации: Пономарева М.А., Руман А.С. Социальная
политика государства в сфере охраны детства и материнства в 1950-1970-е годы
(по материалам периодической печати Ростовской области) // Известия вузов.
Северо-Кавказский регион. Обществ. науки. 2023. № 2. С. 105–112.