Фото: unsplash.com / Kelly Sikkema
Для начала необходимо подтвердить тезис о высоком уровне социально-экономического развития Израиля. Для этого обратимся к методике Всемирного банка, который предлагает сопоставление стран по двум основным индикаторам. Первый – валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения с учётом паритета покупательной способности (по горизонтали на рисунке 1), который показывает, сколько условно произвёл товаров и услуг средний житель страны. Второй – индекс человеческого капитала (по вертикали на рисунке 1), который рассчитывается на основании трёх компонентов: выживаемость детей в возрасте до пяти лет; время, умноженное на качество, затраченное на образование в возрасте до 18 лет; состояние здоровья, которое включает долю детей с низкорослостью в возрасте до пяти лет и вероятность 15-летних дожить до 60 лет [1].
Инфографика: Дарья Ковалева
Судя по диаграмме, Израиль находится среди развитых стран, рядом с такими государствами, как Франция, Испания, Новая Зеландия, Португалия, Польша и Эстония. Россия не сильно отстаёт и находится рядом с Грецией, Хорватией, Латвией и Венгрией. Вся диаграмма показывает зависимость между ВВП на душу населения и индексом человеческого капитала: развитие экономики способствует увеличению качественных характеристик людей и наоборот. Благодаря этим данным можно заключить, что Израиль – это высокоразвитая страна. С первым аспектом разобрались, но остаётся вопрос рождаемости.
Её принято оценивать при помощи суммарного коэффициента рождаемости (СКР), который показывает, сколько в среднем детей у каждой женщины детородного (фертильного) возраста (15-49 лет). В теории, у каждой пары мужчины и женщины должно быть двое детей, чтобы количество людей в следующем поколении хотя бы осталось неизменным. Для этого требуется СКР не менее 2,1, и называется это – «нормальное воспроизводство». Соответственно, меньшее значение СКР означает, что в каждом следующем поколении население будет сокращаться, и называется это – «суженное воспроизводство».
Инфографика: Дарья Ковалева
По данным Всемирного банка за 2020 год, СКР в России составил 1,5, что и определило сокращение численности населения, которое мы наблюдаем сейчас. Для сравнения, СКР Израиля составил 2,9, что соответствует «расширенному воспроизводству». Если проследить этапы изменения СКР в России с середины прошлого века по годам (рисунок 2), то для России характерно медленное падение вплоть до 1980 года (с 2,5 в 1960 году до 1,9). Затем рост значений показателя до 2,2 в 1987 году и стремительное падение в девяностые годы вплоть до 1,2 в 2000 году. И, наконец, медленный, но стабильный рост вплоть до 2016 года до уровня 1,8 с последующим спадом. Израиль же в 1960 году имел СКР 3,9, который снижался вплоть до 2,7 в 1992 году. Затем СКР все годы держался на уровне 3,0 и лишь в последние годы получил тенденцию к снижению.
Какие выводы следуют из этих данных? Во-первых, несмотря на различную демографическую ситуацию по странам, наблюдается общемировой тренд сокращения рождаемости. По прогнозу ООН от 2019 года, общемировой СКР к 2025 году составит 2,4 и продолжит снижаться [4]. Во-вторых, очевидно, что динамика рождаемости является следствием социально-политических и экономических процессов, происходящих в государстве. В-третьих, есть определённые статистические «пределы» роста. Так, безопасный целевой СКР для России сейчас не должен превышать максимальное значение за последние десятилетия (2,2), несмотря на социальную инерцию и сложившиеся к настоящему времени культуру, традиции, жизненный уклад, структуру жилья, «малодетное» мышление и образ жизни. Переход к более высоким значениям средней плодовитости требует соответствующих изменений в таких сферах, как образование, здравоохранение, градостроительство, причём не революционных, а постепенных. Однако начинать это необходимо уже сейчас.
Следует отметить, что Израиль имеет «высокую базу», то есть СКР израильтян с самого начала был достаточно высок. Тенденция сокращения рождаемости не обошла стороной и эту страну, в исторической перспективе это хорошо просматривается. Однако данные последних двух десятилетий говорят о том, что израильтянам удаётся сдерживать факторы, определяющие общемировую динамику, не сокращая при этом экономический рост. По всей видимости, именно государственная демографическая политика Израиля позволяет достигать и удерживать необходимый показатель СКР. Отсюда ещё один значимый вывод: государство может влиять на рост рождаемости.
Причины успеха Израиля в области рождаемости попытался выделить в своей статье доктор Офир Хейври, израильский историк и политический теоретик, вице-президент Института Герцля в Иерусалиме [5]:
1). Осознание надвигающейся демографической катастрофы: неустанное повторение о неминуемом конце цивилизации вследствие низкой рождаемости через СМИ, публицистику, из уст государственных деятелей;
2). Высокий потенциал рождаемости вследствие культурно-исторических особенностей израильтян, сочетание ценностей индивидуализма и многодетности;
3). Изменение ориентации исследователей-демографов со статистически обоснованных пессимистических прогнозов на оптимистичное целеполагание и выработку управленческих механизмов;
4). Высокая рождаемость среди ультраортодоксальных евреев («харедим») как пример и стимул для повышения рождаемости у менее религиозных семей;
5). Отсутствие психологического барьера (установки) на определённое количество детей;
6). Детоцентричная культура толкает одиноких женщин заводить детей с помощью искусственного оплодотворения, что не возбраняется, а даже поощряется религиозным обществом;
7). Высокоразвитая и бесплатная медицина в области лечения бесплодия (первое место в мире по количеству лечений из расчёта на душу населения).
Инфографика: Дарья Ковалева
Многим известен тот факт, что в Израиле наибольшая рождаемость среди ортодоксальных семей. Но насколько? На рисунке 3 показано распределение суммарного коэффициента рождаемости в зависимости от религиозной самоидентификации израильтянок. Прослеживается очевидная взаимосвязь: чем выше религиозность, тем выше рождаемость. Полагаю, что данное утверждение справедливо для представителей и других конфессий, в том числе Православия. При этом за 15 лет рождаемость среди ортодоксальных евреев упала на 10%, тогда как для остальных категорий – выросла. В процентном отношении рост оказался следующим: 15% для религиозных не ортодоксов, 20% для соблюдающих и 15% для не соблюдающих традиции.
При СКР в 6,7 среди ортодоксов, общий СКР в 2015 году составил 3,1. Это объясняется невысокой долей «харедим» в общей численности населения. По данным Института израильской демократии, в 2015 году их доля составляла всего 11% [6]. Таким образом, чтобы рождаемость в Израиле держалась хотя бы на уровне простого воспроизводства за счёт одних лишь ортодоксов, их СКР должен быть не меньше 19,1. Из это следует два вывода. Во-первых, высокая рождаемость за счёт одних лишь «харедим» – это миф. Во-вторых, данная часть общества создаёт общую детоцентричную атмосферу в Израиле, способствующую росту рождаемости в целом.
Существует также ещё один миф, связанный с «харедим» – будто бы это люди, живущие полностью за счёт государства и нигде не работающие. Однако данные говорят об обратном: с 2003 по 2015 годы уровень занятости харедим-мужчин на рынке труда вырос с 37% до 52%, а харедим-женщин – с 51% до 71% [7]. Для сравнения, среди всех остальных в 2015 году эта доля составила 87% и 83% для мужчин и женщин соответственно (доля от лиц трудоспособного возраста). Часть правды в этом мифе есть, но ситуация постепенно меняется.
Необходимо понимать, что «харедим» – это люди, посвятившие свою жизнь изучению Торы. Они во многом полагаются на государственную и иную финансовую поддержку. Среди специализированных выплат существует лишь четырёхлетняя стипендия для женатых мужчин в размере 1000 шекелей в месяц на 2023 год, что составляет чуть больше трети прожиточного минимума супружеской пары (без учёта детей). При этом в Израиле достаточно сильная государственная поддержка малоимущих и безработных, к которым, как правило, относятся «харедим». Исходя из доклада Министерства финансов Израиля за 2016 год, харедим-мужчины не спешат трудоустраиваться, так как они потеряют пособия и льготы, которые составляют 62% потенциальной будущей зарплаты [8]. Иудаизм культивирует бережливость, а пособия позволяют скромно жить, что обуславливает сложившуюся ситуацию.
Касаемо государственных выплат, в ультраортодоксальной семье они составляют в среднем 24% семейного бюджета, в остальных – 9% (3,5 и 2,1 тысяч шекелей соответственно) [10]. Это является следствием двух обстоятельств. Во-первых, доходы «харедим» в абсолютном выражении ниже на 35% вследствие работы только одного из супругов (как правило – женщины) с таким графиком, который бы позволял ещё и заботиться о детях. Во-вторых, пособия для «харедим» выше хотя бы потому, что у них больше детей.
Если говорить о выплатах на детей, то в Израиле они регулярны, но минимальны. Они не зависят от религиозности родителей, выплачиваются ежемесячно до 18 лет и составляют в 2023 году: 167 шекелей в месяц на первого ребёнка, 207 шекелей на второго, третьего и четвёртого, а также снова 167 шекелей на пятого и последующих детей [9]. При этом ориентировочная стоимость содержания ребёнка оценивается в две тысячи шекелей в месяц. Соответственно, государственное пособие едва ли покрывает 10% расходов.
Возникает вопрос о среднедушевом доходе: чем больше детей, тем меньше доход в расчёте на каждого члена семьи. В подушевом выражении при вдвое большем количестве детей доходы «харедим» в 2019 году были меньше на 53% [10]. При более низких общих доходах сохранению относительного баланса способствуют значительные налоговые послабления. В среднем «ортодоксальное» домохозяйство уплачивает втрое меньше налогов, чем остальные семьи. Однако в среднем многодетность ведёт к снижению качества жизни. В 2019 году 22% от всего населения находилось за чертой бедности по израильским меркам, при этом за той же чертой находилось 44% от всех «харедим» [10].
Инфографика: Дарья Ковалева
Следует отметить, что «цель оправдывает средства». Результатом демографической политики Израиля является её практически эталонная половозрастная пирамида на рисунке 4. В отличии от российской, основание израильской пирамиды шире, что обеспечивает нормальное функционирование экономики, в которой на каждого работающего приходится менее одного иждивенца. Подобная структура должна быть целевым ориентиром демографической политики любого государства, рассчитывающего на счастливое и обеспеченное трудовыми ресурсами будущее.
Наконец, возникает главный вопрос: что из перечисленного опыта Россия может взять на вооружение и может ли? Определённый оптимизм в этом вопросе вселяют цифры. Рождаемость среди евреев, мигрировавших в Израиль после распада СССР, была одной из самых низких в мире, но обычной для России. Данные свидетельствуют о том, что те же самые люди, которые жили в нашей стране и имели определённую модель репродуктивного поведения, оказавшись в иной среде, переняли культуру многодетности и относительно быстро по меркам демографии ассимилировались в части корректировки и реализации семейно-детных установок принимающего общества [5]. Очевидно, что опыт Израиля можно и нужно заимствовать.
В израильской демографической политике прослеживаются два финансовых инструмента поддержки рождаемости: выплаты и льготы. Первые, как мы выяснили, достаточно малы и вряд ли могут существенно повлиять на демографию. Вторые при высокой налоговой нагрузке являются основным способом финансового выравнивания положения многодетных и малодетных семей. Видимо, следует перенять практику кратного сокращения налоговых отчислений для семей, в которых более трёх детей. В том числе, проработать вопрос скидки или возврата платежей на величину НДС, как это сделано в Израиле. По крайней мере, на отдельные категории товаров или в отдельных магазинах-партнёрах. Таким образом, благосостояние (располагаемый доход) многодетных семей можно было бы сразу повысить на 20%.
Очевидно, что одним из драйверов многодетности Израиля являются «харедим». В России также прослеживается закономерность, которая пока недостаточно исследована: в религиозных семьях больше детей, чем в светских. А что, если обратиться к православному аналогу «харедим», имея ввиду ядро православных общин? Предпосылки для этого есть: по данным ВЦИОМ за 2022 год, 68% россиян считают себя православными [12]. По разным оценкам, 3-5% от всех россиян можно считать ортодоксальными православными.
Попробуем смоделировать ситуацию, при которой новыми мерами государственной демографической политики удалось простимулировать рождаемость среди воцерковлённых православных семей. Предположим, что в сдержанном сценарии их количество не изменится, в оптимистичном – удвоится. Допустим, что удастся достичь два-три дополнительных рождения для этих семей в течение трёх-пяти лет. За основу для прогноза возьмём результаты Всероссийской переписи населения за 2021 год, а также прогнозные значения демографических показателей Росстата. Дополнительные рождения поровну распределим между всеми возрастами женщин (для расчёта возрастных коэффициентов рождаемости). Сальдо миграции примем равным нулю на всём прогнозируемом периоде для удобства отслеживания влияния рождаемости на численность населения.
Инфографика: Дарья Ковалева
Оставим за кадром сложные расчёты методом «передвижки возрастов» и сосредоточимся на результате. Если всё получится, то за три года в сдержанном сценарии мы получим дополнительно около 147 тысяч рождений, 314 тысяч – в оптимистичном. В таком случае СКР России будет постепенно повышаться и достигнет заветной отметки в 2,1 в сдержанном сценарии к 2065 году, в оптимистичном – к 2043 году. В базовом сценарии Россия не достигнет уровня простого воспроизводства в текущем столетии.
Во всех трёх сценариях ожидается сокращение численности населения, так как в них не заложен никакой миграционный приток. В оптимистичном варианте прогноза динамика численности населения начнёт выправляться только через 50 лет. Нужно отметить, что данные сценарии не учитывают мультипликативного эффекта, наблюдаемого в Израиле, то есть увеличения рождаемости среди семей, не относящихся к воцерковлённым. Данная модель показывает, что единовременное стимулирование дополнительных рождений сможет значительно повлиять на демографическую ситуацию в долгосрочной перспективе.
Инфографика: Дарья Ковалева
Самой надёжной и очевидной мерой поддержки многодетных семей являются прямые выплаты, несмотря на то, что в Израиле они не являются драйвером рождаемости. Предположим, что государство возьмёт на себя смелость выплачивать пособия на четвёртого и последующих детей в семье в размере установленного прожиточного минимума ребёнка (13 944 рублей в месяц в 2023 году [13]). По данным за 2021 год, в России четвёртыми и более детьми родилось около 140 тысяч человек [14]. Таким образом, затраты на содержание рождающихся детей составили бы порядка 23,4 миллиарда рублей в год (нарастающим итогом). Затраты на дополнительные рождения постепенно возрастали бы в течение трёх лет и составили бы порядка 24,6 миллиарда рублей в год при сдержанном сценарии и 52,5 миллиарда рублей в год – при оптимистичном.
Много это или мало за спасение русской цивилизации? Вопрос скорее политический и философский, поэтому оставим здесь место для мнений. Для сравнения, на материнский капитал в 2023 году заложены средства порядка 550 миллиардов рублей [15]. Для начала можно было бы опробовать данную меру стимулирования на определённой выборке, чтобы убедиться в её действенности. Количество новых рождений первых трёх детей с целью достичь «оплачиваемого» четвёртого – предсказать весьма сложно.
Среди нематериальных мер стимулирования рождаемости, безусловно, можно было бы позаимствовать и детоцентричную культуру, и исследовательский оптимизм, и напоминания о неминуемом конце цивилизации… Однако нам, по всей видимости, придётся найти собственные инструменты, вдохновлённые лучшими мировыми аналогами. Главное – продолжать работать в данном направлении, экспериментировать и не сдаваться.
Список источников
[1] Angrist N, Djankov S, Goldberg PK, Patrinos HA. Measuring human capital using global learning data. Nature. 2021 Apr; 592(7854): 403-408 (ссылка).
[2] HCI and GDP Per Capita PPP / World Bank Database (ссылка).
[3] Fertility rate, total (births per woman) – Israel, Russian Federation / World Bank Database (ссылка).
[4] World Population Prospects – Population Division / United Nations (ссылка).
[5] Ofir Haivry (2018) Israel's Demographic Miracle / Mosaic (ссылка).
[6] Chapter 1: Population / Statistical Report on Ultra-Orthodox Society in Israel (2022) // The Israel Democracy Institute (ссылка).
[7] Chapter 4: Employment / Statistical Report on Ultra-Orthodox Society in Israel (2022) // The Israel Democracy Institute (ссылка).
[8] ההטבות שמאבד גבר חרדי שיוצא לעבוד – 5,400 שקל (Пособия, утраченные ультраортодоксальным мужчиной, который ходит на работу – 5400 шекелей) / Ynet.
[9] Размер пособия на детей / Национальное Страхование Израиля (ссылка).
[10] Chapter 3: Standard of Living / Statistical Report on Ultra-Orthodox Society in Israel (2022) // The Israel Democracy Institute (ссылка).
[11] Gender Statistics - Israel, Russian Federation / World Bank Database (ссылка).
[12] Аналитический обзор «Великий пост – 2022» / ВЦИОМ (ссылка).
[13] Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации / Росстат (ссылка).
[14] Число родившихся живыми по возрасту матери и очередности рождения в Российской Федерации в 2021 году / Естественное движение населения Российской Федерации за 2021 год (Статистический бюллетень) – Росстат: 2022 (ссылка).
[15] Материнский капитал на второго ребенка составит почти 780 тысяч рублей / Минтруд России (ссылка).