Аналитика

Адресные выплаты на детей трёх-семи и восьми-семнадцати лет: доступность, результативность и уроки для единого пособия

Анализ охвата семей с детьми социальной поддержкой и её влияния на уровень семейного благополучия
03 января 2024
14:45
(Изменено 14:59)

Авторы: Гришина Е. Е., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (Москва, Россия);
Цацура Е. А., кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия)

Инфографика: Дарья Ковалева

С января 2023 года введено единое пособие на детей, распространившее на все категории детского населения правила ежемесячных выплат, предоставлявшихся малоимущим семьям с детьми от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет. На основе репрезентативных по Российской Федерации данных пять волн мониторинговых телефонных опросов, проведённых Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации в период с октября 2021 года по ноябрь 2022 года, а также анализа комментариев из интернет-источников в статье анализируется риск бедности семей с детьми от трёх до 17 лет, доступность для них мер социальной поддержки, охват и результативность ежемесячных выплат на детей от трёх до семи лет и детей от восьми до 17 лет. Показано, что у домохозяйств с детьми от трёх до 17 лет риск бедности более чем в 1,5 раза выше и растёт с увеличением числа детей, а также при наличии безработных граждан и проживании в сельской местности. К концу 2022 года выплатами было охвачено более 20% домохозяйств с детьми рассматриваемого возраста, среди многодетных – 47%. При этом менее половины бедных домохозяйств с детьми от трёх до 17 лет охвачены этими выплатами. Доля бедных домохозяйств в результате предоставления выплат сокращалась в ноябре 2022 года в 1,18 раза. Сохраняется ряд факторов, приводящих к существенным ошибкам исключения. При переходе к единому пособию на детей от нуля до 17 лет важно учесть опыт реализации поддержки детей от трёх до семи лет и детей от восьми до 17 лет для внесения своевременных корректировок, которые будут способствовать росту охвата нуждающихся семей и повышению влияния пособия на уровень бедности.

Ключевые слова: семьи с детьми, бедность, социальная поддержка, социальные выплаты, единое пособие, критерии нуждаемости.


Юлия/декабрь/woman-with-child-in-grocery-store-buying-products2.jpg

Фото: freepik.com / @ senivpetro

Введение

Повышенные риски бедности семей с детьми в России [1] обуславливают внимание государства к разработке мер социальной поддержки данной группы. Уровень детской бедности почти в два раза выше среднего по населению. Исследователи отмечают остроту проблемы бедности в неполных семьях [2], многодетных семьях [3], в сельской местности, в семьях с безработными [4]. Например, в [3] отмечено, что домохозяйства с тремя и более детьми имеют более низкий уровень среднедушевых доходов и в структуре их доходов существенно ниже доля доходов от трудовой деятельности. Значимым барьером для занятости женщин является невозможность отдать ребёнка в детское дошкольное учреждение [5]. Особенно остра эта ситуация в малых городах и сельской местности. Кроме того, барьерами для возобновления трудовой деятельности выступают сложность брать больничный по уходу за ребёнком, недостижимость гибкой занятости и дистанционной работы.

За последние годы произошли значительные преобразования в системе мер социальной поддержки семей с детьми как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, с 2013 года была введена ежемесячная денежная выплата для семей с низким доходом при рождении третьего или последующих детей в размере прожиточного минимума (ПМ) на ребёнка до достижения им возраста трёх лет. Данная выплата предоставлялась не во всех регионах, а в тех, где была негативная ситуация с рождаемостью. Право на получение выплаты определялось на основе проверки нуждаемости, причём критерии назначения в регионах были различными.

С 2018 года были введены ежемесячные выплаты на первого и второго ребёнка из малообеспеченной семьи до достижения им возраста трёх лет в размере ПМ на ребёнка, с июня 2020 года – ежемесячные выплаты для бедных семей с детьми от трёх до семи лет, с июля 2021 года – ежемесячные выплаты для бедных неполных семей с детьми от восьми до 17 лет и беременных женщин, вставших на учёт в медицинской организации в ранние сроки беременности, а с мая 2022 года выплаты распространены и на полные семьи с детьми от восьми до 17 лет. Размер пособий на детей от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет определялся в размере 50%, 75% или 100% ПМ на ребёнка в регионе. Право на получение данных мер поддержки зависело от оценки среднедушевых доходов семьи (среднедушевые денежные доходы семьи должны быть ниже ПМ), также применялся имущественный фильтр и правило нулевого дохода, предполагающее, что пособие назначается при наличии у трудоспособных членов семьи заработка или в случае, если отсутствие заработка обосновано объективными жизненными обстоятельствами.

С 1 января 2023 года эти пособия были объединены в единое пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка. Критерии оценки нуждаемости при определении права на получение пособия для беременных женщин, семей с детьми от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет были распространены на все остальные пособия, в том числе черта нуждаемости (один ПМ), учёт имущества, правило нулевого дохода. Таким образом, с 2013 года происходило расширение адресных мер поддержки семей с детьми разного возраста для того, чтобы, с одной стороны, средства направлялись только наиболее нуждающимся [6], а с другой, чтобы оптимизировать расходы бюджетных средств [7].

В исследованиях, посвящённых оценке влияния адресных социальных выплат на бедность, отмечается, что ежемесячная выплата на детей от трёх до семи лет из малоимущих семей, существенно повлияла на снижение рисков бедности семей с детьми в период COVID-19 и привела к сокращению уровня бедности среди всего населения на 1,4 процентных пункта (п.п.) и снижению дефицита доходов [8]. При этом в работе [9] показано, что в 2020 году менее половины малоимущих семей с детьми от трёх до семи лет были получателями ежемесячной выплаты и существенная часть из них оставались бедными даже после получения данной выплаты.

Ограниченное влияние социальной поддержки на сокращение бедности может быть обусловлено рядом факторов: несоответствием размера предоставляемых социальных выплат дефициту доходов домохозяйств, распространённостью неформальной занятости, недостаточной точностью оценки доходов домохозяйств, ведущей к ошибкам включения и несовершенством критериев нуждаемости, ведущим к ошибкам исключения [10].

Так, моделируя последствия введения имущественных критериев нуждаемости и правила нулевого дохода, исследователи [11] отмечали, что 25-32% семей со среднедушевыми доходами ниже ПМ могут получить отказ в назначении социальных выплат при применении данных критериев. При этом проведённый в исследовании [12] анализ данных Пенсионного фонда Российской Федерации показал, что в 2021 году среди всех причин отказов в назначении ежемесячной выплаты на детей от трёх до семи лет более 25% было связано с отсутствием трудовых доходов. Данная работа, продолжая исследования влияния мер социальной поддержки на бедность семей с детьми, посвящена оценке риска бедности семей с детьми от трёх до 17 лет, доступности для них мер социальной поддержки и охвата их ежемесячными выплатами для семей с детьми от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет. Кроме того, в работе проведена оценка результативности ежемесячных выплат на детей от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет с точки зрения охвата нуждающихся семей поддержкой и сокращения доли бедных домохозяйств с детьми. Представляется, что результаты данного исследования будут полезны для совершенствования правил назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, введённого с 1 января 2023 года, поскольку правила назначения данного пособия совпадают с правилами назначения ежемесячных выплат на детей от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет.


Методология исследования и используемые данные

В работе представлены результаты количественного и качественного исследований. Анализ данных количественного исследования предваряется качественным контент-анализом интернет-обращений и комментариев, касающихся сложностей с получением ежемесячных выплат на детей от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет. Результаты контент-анализа позволили выявить основные барьеры, снижающие доступность данных мер социальной поддержки. Информационную основу анализа составили материалы следующих интернет-сайтов: change.org, nalog-nalog.ru, ngs24.ru, detskieposobiya.molodaja-semja.ru, gogov.ru, journal.tinkoff.ru.

Количественное исследование основано на репрезентативных по России данных мониторинговых телефонных опросов населения, проведённых РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Таблица 1). Опросы проводились по всем регионам. Опрашивались граждане страны в возрасте 18 лет и старше. Выборка телефонных номеров формировалась посредством случайного генерирования.

Источник: составлено авторами; Росстат: численность постоянного населения (мужчин и женщин) по возрасту, ссылка 1, ссылка 2

Анализ материального положения семей с детьми от трёх до 17 лет

Для того, чтобы оценить охват семей с детьми от трёх до 17 лет выплатами на детей этих возрастов, а также влияние данных выплат на снижение уровня бедности семей с детьми такого возраста, рассмотрим результаты анализа мониторинговых опросов населения, проведённых РАНХиГС при Президенте Российской Федерации в 2021–2022 годах. Данные опроса, проведённого в ноябре 2022 года, показывают, что риск бедности домохозяйств с детьми от трёх до 17 лет более чем в 1,5 раза выше риска бедности среди всех домохозяйств в целом (Рисунок 1). Для сравнения: риск бедности домохозяйств без детей, напротив, в 1,5 раза ниже риска бедности среди всех домохозяйств в целом. С увеличением числа детей в домохозяйстве риски бедности возрастают: если риск бедности домохозяйств с одним ребёнком от трёх до 17 лет составляет 1,29 раза, то риск бедности домохозяйств с тремя и более детьми от трёх до 17 лет – уже 2,40 раза.


* Риск бедности – соотношение доли домохозяйств определённой социально-демографической группы со среднедушевыми доходами ниже ПМ к доли всех домохозяйств со среднедушевыми доходами ниже ПМ.

Повышенные риски бедности испытывают домохозяйства с детьми от трёх до 17 лет, имеющие в своём составе безработных граждан, а также проживающие в сельской местности (Рисунок 2). Более высокий уровень бедности семей с детьми и неработающими лицами, а также сельских семей подтверждались также в других исследованиях [4].


Источник: расчёты авторов

Анализ охвата ежемесячными выплатами на детей от трёх до семи лет и детей от восьми до 17 лет

В ноябре 2022 года выплатами на детей от трёх до семи и от восьми до 17 лет было охвачено более 20% домохозяйств с детьми этих возрастов (Рисунок 3). С октября 2021 года охват данными выплатами увеличился в 1,3 раза. В основном рост охвата объясняется ростом числа получателей ежемесячной выплаты на детей от восьми до 17 лет, так как с мая 2022 года право на получение данной выплаты получили бедные полные семьи, а до этого имели только одинокие родители.

Охват выплатами среди сельских домохозяйств с детьми от трёх до 17 лет в 1,5 раза выше охвата семей, проживающих в городе (19% и 30% соответственно в ноябре 2022 года) (Рисунок 4). В то же время, как было отмечено выше, риск бедности сельских семей с детьми от трёх до 17 лет в 1,7 раза выше риска бедности городских семей с детьми такого возраста (2,30 раза против 1,33 раза), что свидетельствует о том, что не все бедные сельские семьи с детьми смогли получить рассматриваемые выплаты. Ежемесячной выплатой от трёх до семи лет в ноябре 2022 года было охвачено 26% городских семей и 41% сельских семей с детьми такого возраста, от восьми до 17 лет – 15% городских семей и 27% сельских семей.


Источник: расчёты авторов

В период с октября 2021 года по ноябрь 2022 года охват ежемесячной выплатой на детей от восьми до 17 лет городских семей увеличился в 2,1 раза, а охват сельских семей – в три раза. Более быстрый рост охвата сельских семей может объясняться усилением поддержки самозанятости на селе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2451, с 1 января 2022 года самозанятые лица, ведущие личное подсобное хозяйство, могут получить субсидии на выращивание овощей, картофеля, производства молока, содержание коров, овец и коз. При этом регистрация и получение дохода в качестве самозанятого позволяет преодолеть правило нулевого дохода при оценке нуждаемости для получения ежемесячных выплат от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет. Наиболее высокий охват ежемесячными выплатами наблюдается среди многодетных домохозяйств с детьми от трёх до 17 лет (47% в ноябре 2022 года) (Рисунок 5).

Среди домохозяйств с двумя детьми такого возраста данными выплатами охвачены 26%, а среди домохозяйств с одним ребёнком – 11%.

Источник: расчёты авторов

Наличие большого числа иждивенцев приводит к низкому среднедушевому доходу семьи, а условия назначения для домохозяйств с тремя детьми дополнительно смягчены тем, что один из членов домохозяйства может не иметь официальных трудовых доходов и не должен иметь при этом уважительную причину их отсутствия.

Оценка результативности ежемесячных выплат на детей трёх-семи и восьми-17 лет

В ноябре 2022 года менее половины бедных домохозяйств с детьми от трёх до 17 лет получали ежемесячную выплату на детей такого возраста (Рисунок 6). По сравнению с октябрём 2021 года охват бедных домохозяйств увеличился в 1,4 раза, в первую очередь, за счёт предоставления с мая 2022 года права на получение ежемесячной выплаты на детей от восьми до 17 лет всем бедным семьям с детьми такого возраста. Охват бедных домохозяйств с детьми от восьми до 17 лет ежемесячной выплатой увеличился с октября 2021 года по ноябрь 2022 года более чем в два раза: с 17% до 38%.

Одной из причин увеличения охвата бедных семей с детьми от трёх до семи лет ежемесячной выплатой в период с сентября по ноябрь 2022 года (с 47% до 58%) может быть упрощение критериев нуждаемости при назначении выплат на детей из семей мобилизованных граждан с 1 ноября 2022 года. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 1933 доходы мобилизованного не учитываются в составе доходов семьи при оценке нуждаемости. Кроме того, даже если у мобилизованного гражданина в оцениваемый период отсутствовали трудовые доходы, его семье не могут отказать в назначении выплаты по данной причине, то есть правило нулевого дохода в этом случае не применяется.

Поскольку чаще всего под мобилизацию попадали граждане до 35 лет, среди которых выше доля имеющих детей дошкольного возраста, то можно предположить, что введённое упрощение критериев нуждаемости оказало более существенное влияние на предоставление ежемесячной выплаты на детей от трёх до семи лет.

Проведённые расчёты показывают, что доля бедных домохозяйств с детьми от трёх до 17 лет в результате предоставления ежемесячных выплат на детей сокращалась в ноябре 2022 года в 1,18 раза (Рисунок 7). Причём предоставление ежемесячной выплаты на детей от трёх до семи лет снижает долю бедных среди домохозяйств с детьми от трёх до семи лет более существенно – в 1,25 раза.


Источник: расчёты авторов

Наблюдаемое усиление влияния ежемесячной выплаты на детей от восьми до 17 лет на снижение уровня бедности среди домохозяйств с детьми такого возраста с октября 2021 года по ноябрь 2022 года обусловлено как расширением числа получателей данной выплаты, так и увеличением её среднего размера. Так, с 1 июля 2021 года по 1 мая 2022 года право на ежемесячную выплату на детей от восьми до 17 лет имели только неполные семьи с детьми со среднедушевыми доходами ниже ПМ и размер предоставляемой им выплаты составлял 50% ПМ, а с 1 мая 2022 года право на указанную выплату было предоставлено всем семьям с детьми этого возраста со среднедушевыми доходами ниже ПМ и размер предоставляемой им выплаты варьировался в зависимости от дефицита их дохода и составлял 50%, 75% или 100% ПМ.

Что касается ежемесячной выплаты на детей от трёх до семи лет, то влияние данной выплаты на снижение уровня бедности среди домохозяйств с детьми от трёх до семи лет сокращалось с октября 2021 года по февраль 2022 года и увеличилось в сентябре-ноябре 2022 года. Ослабление влияния ежемесячной выплаты на детей от трёх до семи лет на сокращение уровня бедности в феврале 2022 года обусловлено повышением ПМ, рассматриваемого в рамках данной статьи в качестве черты бедности, с 1 января 2022 года, что, при прочих равных, ведёт к увеличению доли домохозяйств за чертой бедности. При этом размер данной выплаты для семей, уже получающих такую выплату, не увеличился автоматически при повышении ПМ – для перерасчёта размера выплаты необходимо было пройти перерегистрацию. Беззаявительный перерасчёт ежемесячной выплаты на детей от трёх до семи лет в связи с ежегодным изменением ПМ был введён с 1 апреля 2022 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 года № 68. Усилению влияния ежемесячной выплаты на детей от трёх до семи лет на сокращение уровня бедности среди домохозяйств с детьми от трёх до семи лет в ноябре 2022 года способствовало расширение охвата указанной выплатой бедных домохозяйств.


Анализ интернет-обращений и комментариев, касающихся сложностей с получением выплат на детей от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет

На основе анализа интернет-обращений и комментариев опишем ключевые сложности, с которыми сталкиваются домохозяйства с детьми при обращении за получением выплат на детей от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет.

Правило «нулевого дохода». В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, от 28.06.2021 № 1037 и от 16.12.2022 № 2330 правило «нулевого дохода» предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, зарплаты, доходов от предпринимательской деятельности или пенсии). В результате анализа интернет-обращений можно выделить следующие ситуации, из-за которых часть населения не может выполнить требование ненулевого дохода, но является нуждающейся в социальной поддержке. Например, проживающие в сельской местности, где мало мест с официальным трудоустройством, сталкивающиеся с недоступностью детских садов, или имеющие детей, которые не могут посещать детский сад по состоянию здоровья, часто болеют, из-за чего родитель должен оставаться с ребёнком дома, а других родственников, которые могут побыть с ребёнком рядом нет.

Категории семей, которые имеют право иметь не работающего трудоспособного члена домохозяйства – один из родителей в многодетной семье или единственный родитель – несмотря на это сталкиваются на местах с отказами. 

«Подавала на повышение выплат с трёх до семи, сегодня пришёл отказ в связи с отсутствием дохода. В правилах нулевого дохода есть пункт о матерях-одиночках. Я мать-одиночка, ребёнку четыре годика, работаю неофициально» (Подавала на повышение выплат с трёх до семи, сегодня пришёл отказ в связи с отсутствием дохода // Налог-налог.ру [ссылка]). 

«Многодетная семья! Сказано, что один может не работать! В итоге пришёл отказ по причине, что нет дохода у мужа. Так как удостоверение многодетной семьи оформлено не на мужа, а на меня! Что за абсурд? Мы – семья, мы не в разводе, и все дети – наши общие. Какая разница, на кого из родителей оформлено удостоверение?» (Ответы на популярные вопросы и детали выплат пособий за детей от трёх до семи лет в 2021 году // NGS24.RU Красноярск онлайн [ссылка]). 

Люди готовы оформить развод, чтобы получить право на пособие. «У меня трое детей. Муж не работает, на больничном с октября 2020 года, многодетная семья. Я не работаю. Работы официальной нет в селе, нам отказали в пособии с трёх до семи. А если разведёмся, смогу ли я оформить пособие?» (У меня трое детей. Муж не работает, на больничном с октября 2020 года, многодетная семья. Я не работаю… // Налог-налог.ру [ссылка]).

Согласно действующему законодательству, длительная безработица, обусловленная отсутствием рабочих мест в месте проживания, не рассматривается как уважительная причина отсутствия трудовых доходов. Кроме того, не все категории могут быть признаны безработными и получить пособие по безработице. Например, если у человека есть разрешение на временное проживание, то он может быть поставлен в центре занятости на учёт как ищущий работу без назначения пособия. В этом случае семья получит отказ в назначении пособия. Для многих семей выходом стало оформление самозанятости, так как даже минимальный доход достаточен для выполнения правила нулевого дохода.

Период учёта среднедушевых доходов домохозяйства. На сайте Минтруда России отмечено, что для соответствия правилу нулевого дохода достаточно иметь трудовой доход в течение хотя бы одного месяца в рассматриваемом периоде (Пенсионный фонд принял уже почти 90 тысяч заявлений на новые выплаты // Минтруд России, 1 июля 2021 г. [ссылка]). Однако, на практике в регионах могут требовать подтверждение доходов за все 12 месяцев [13] или, например, в течение минимум десяти месяцев. 

«В этом году нам пришёл отказ по причине «отсутствие дохода за указанный период», хотя в 2020 году (который у меня является указанным периодом) официально я работала восемь месяцев, остальные неофициально» (У меня двое детей, четырёх и шести лет, отец платит алименты, но на три прожиточных минимума не выходим, и… // Налог-налог.ру [ссылка].

С проблемами сталкиваются сельские жители, имеющие сезонную официальную занятость. «Живём в деревне, в выплате от трёх до семи отказали. У нас нет ни садиков, ни работы, у мужа работа посезонная, то есть он работает в сезон на зерноуборочном комбайне. Отчисления в налоговую все делаются. Я стояла на бирже полгода, потом просто сняли, работы-то нет, а на бирже больше не держат. Плюс у нас личное подсобное хозяйство – коровка, поросятки, огород. В выплате отказывают, так как говорят, что работы стаж в году должен быть не менее десяти месяцев. Но как, если биржа не держит, а у мужа только на сезон, и так каждый год» (Отказ в назначении пособия на ребёнка от трёх до семи лет: как и куда подать жалобу // GOGOV – о главном в России без политики [ссылка]).

Отказ в пособии является стимулирующей мерой для оформления самозанятости или статуса индивидуального предпринимателя. Доход самозанятого, подтверждённый через приложение «Мой налог», учитывается при назначении пособия на детей от трёх до семи лет. Однако, обращаясь, например, через пять месяцев после оформления самозанятости, люди получают отказы. 

«Я с июля 2021 года зарегистрирован как самозанятый, жена по уходу за тремя детьми. Седьмого декабря я подал документы, чтоб признали малоимущим. Сегодня получил отказ. Причина в том, что расчётный период берётся за весь год, то есть с июня 2020 года по июль 2021 года. И доходы должны быть за каждый из этих месяцев!!! И это в Москве» (Можно ли стать самозанятым для получения пособия от трёх до семи лет? // Детские пособия: энциклопедия молодой мамы [ссылка]).

Учёт алиментов. В соответствии с п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037, п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330 при расчёте среднедушевого дохода семьи учитывается сумма полученных алиментов. При этом об учёте или исключении алиментов, которые члены семьи отдают в другую семью, ничего не сказано. Получается, что одна и та же сумма может учитываться дважды, в двух семьях и даже дважды внутри одной семьи. 

«Муж платит алименты одному ребёнку и нашему совместному ребёнку (мы в браке). При оформлении пособия, мало того, что они не вычитают в виде расходов алименты на первого ребёнка (будто эти деньги в семье), так и считают на второго ребёнка деньги два раза. Считают его полную зарплату (без вычета НДФЛ и всех алиментов) и прибавляют мне выплаченные им алименты! Абсурд!» (Для выплат с трёх до семи лет больше не нужны справки об алиментах. В чём подвох? // Тинькофф Журнал [ссылка]). При этом в определении от 25 апреля 2022 года № 65-КГПР22–1-К9 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что уплаченные алименты не должны учитываться в составе доходов семьи, претендующей на господдержку.

Учёт имущества. Существующие имущественные критерии люди также считают несправедливыми в ряде ситуаций, например, когда речь о жилье, купленном в ипотеку и требующем ежемесячных расходов. 

«Мы ранее получали выплату 50% на ребёнка, была однокомнатная квартира в ипотеку. Детей двое, появился такой вариант (благодаря материнскому капиталу) купить двушку. Купили, теперь две квартиры в ипотеке, в выплатах отказывают из-за недвижимости. А то, что они в ипотеке, и у нас нет прав их продавать, никого не волнует. Неужели ничего нельзя сделать? Доход небольшой, да две квартиры, так две ипотеки и платим» (Как имущество влияет на детские выплаты с трёх до семи лет // Тинькофф Журнал [ссылка]).

Также люди отмечают, что если у них только доля в квартире, то они не могут получать дополнительный доход с этой доли, сдав её в аренду, так как в квартире живут другие родственники. Несмотря на то, что в правилах назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, ежемесячных выплат на детей от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет не отмечено, что единственное жильё с большой площадью может стать причиной отказа в назначении данных мер поддержки, встречаются случаи неправомерных отказов. 

«Позвонила в Пенсионный фонд в отдел детских пособий. Они долго мне читали свои постановления и сказали, что независимо сколько квартир или домов, надо чтобы метраж был не больше 24 квадратных метров и 40 квадратных метров на человека! Я им стала объяснять, что если по одной квартире или одному дому, то метраж не важен! В пенсионном фонде ответили, что они получают ответы с Росреестра об этом и рассчитывают именно с 24 квадратных метров и 40 квадратных метров соответственно. Как-то так. Сотрудники Пенсионного фонда лишают семьи пособий, так как не в курсе» (Единое пособие на детей до 17 лет в 2023 году: условия, размер выплат // Тинькофф Журнал [ссылка}).

У семей с детьми возникают вопросы о том, почему учитывается только количество объектов имущества, но не учитывается его стоимость. При этом исследователи [9] отмечают, что в зарубежных странах при оценке имущественной обеспеченности семьи учитывается не только отдельные характеристики имущества, но и его рыночная стоимость. 

«А две машины!.. Очень много есть мест, где без машины совсем никак, даже под Москвой, не говоря уж о сельской местности. И в чем вообще смысл считать эти машины в лошадиных силах? Тогда уж надо оценку имущества проводить, за сколько прожиточных минимумов машину продать можно. Машина сто тысяч может стоить, но нет, её всё равно нельзя иметь» (Единое пособие на детей до 17 лет в 2023 году: условия, размер выплат // Тинькофф Журнал [ссылка]). 

Удивление вызывает и то, что при продаже имущества (квартиры, дома, автомобиля) полученные деньги учитываются в доходах и становятся поводом для отказа в пособии, в то время как они используются на покупку взамен другого жилья или автомобиля.

Регистрация по месту жительства. Сложности с доступом к мерам социальной поддержки могут быть связаны с различием в адресах регистрации по месту жительства матери и ребёнка. Представляется, что в таких ситуациях первоочередным должен быть факт совместного проживания, а не документы о регистрации. 

«В прошлом году я оформляла выплату с трёх до семи, в этом году мне отказали из-за разной прописки с ребёнком, хотя ситуация не менялась. Муж подал. Ему одобрили, но сказали, что перерасчёта с января ему не будет, так как новый заявитель на пособие. Как так??? Пособие же на ребёнка, одного и того же, причём тут заявитель?» (Как рассчитать пособие по новым правилам? 15 важных вопросов про выплаты на детей от трёх до семи лет // NGS24. RU Красноярск онлайн [ссылка]).

Отмена региональных пособий. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка» при введении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка регионы должны провести инвентаризацию установленных на региональном уровне мер поддержки для бедных семей, имеющих детей, и дать оценку целесообразности дальнейшего их предоставления. Это позволило регионам отменить отдельные региональные меры поддержки, в том числе, ежемесячное пособие на ребёнка до 16 лет, которое до 1 января 2023 года предоставлялось в каждом регионе в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». 

«Я по старым правилам получала больше, чем теперь с единым пособием, да и региональную выплату ещё под шумок отменили. Короче, как обычно, рекламы много, а по сути выплаты урезали» (Единое пособие на детей до 17 лет в 2023 году: условия, размер выплат // Тинькофф Журнал [ссылка]). 

При этом некоторые из отменённых региональных выплат могут предоставляться до 23 лет, в то время как ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка предоставляется до достижения ребёнком возраста 17 лет. 

«Дочери исполнилось 17 лет, и нам отказали в последующей выплате. Она обучается на дневном обучении, я единственный родитель, папа дочерью не интересуется, и где он мы не знаем. Социальный фонд региона отказал в выплате ссылаясь на закон о том, что ребёнку 17 лет. Доход мой официальный составляет 15 000 рублей на двоих. Как быть? Куда обращаться? Почему мой ребёнок не имеет право на поддержку государства пока обучается?» (Единое пособие на детей до 17 лет в 2023 году: условия, размер выплат // Тинькофф Журнал [ссылка]).

Однако, как отмечают исследователи [14], непредоставление социальной поддержки на детей в возрасте от 17 лет и старше, очно обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях, увеличивает их риски бедности и может привести к отказу таких детей от продолжения обучения. В связи с этим, крайне важно расширить границы социальной поддержки семей с детьми до момента окончания ребёнком учебного заведения.

Таким образом, выявлен ряд трудностей, которые могут привести к тому, что отдельные семьи с детьми даже при наличии среднедушевых доходов ниже ПМ не смогут получить указанные выплаты. Большинство из проблем, упоминаемых в рассмотренных интернет-обращениях, могут быть решены путём внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие правила назначения указанных выплат.


Заключение

Проведённый анализ позволил выявить ряд законодательных изменений, которые содействовали росту охвата семей с детьми от трёх до 17 лет социальной поддержкой и/или сокращению уровня их бедности:

1. Расширение охвата семей с детьми от восьми до 17 лет ежемесячными выплатами за счёт перехода от предоставления выплат бедным одиноким родителям к предоставлению выплат всем бедным семьям с детьми такого возраста.

2. Увеличение среднего размера ежемесячной выплаты на детей от восьми до 17 лет и его дифференциация с учётом дефицита дохода семьи.

3. Переход к автоматическому повышению размера предоставляемых выплат при росте ПМ.

4. Упрощение порядка назначения ежемесячных выплат на детей от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет из семей мобилизованных граждан за счёт исключения дохода мобилизованных при оценке нуждаемости семьи.

Вместе с тем проведённый контент-анализ интернет-сообщений семей с детьми, столкнувшихся с трудностями при оформлении детских пособий, показал наличие ряда факторов, ограничивающих возможности влияния рассматриваемых ежемесячных выплат на снижение уровня бедности:

1. Сложности с выполнением требований правила «нулевого дохода» при проживании в удалённых территориях с отсутствием рабочих мест, в том числе, в сельских территориях с отсутствием возможностей реализации продукции от личного подсобного хозяйства.

2. Отсутствие чёткого нормативно-правового определения длительности периода ненулевого дохода, который должен быть у трудоспособного члена семьи (например, от одного до 12 месяцев (включительно) из 12 месяцев расчётного периода).

3.  Включение суммы алиментов, уплаченных в другую семью, в составе доходов семьи.

4. Отсутствие учёта обязательных расходов семьи в виде арендных и ипотечных платежей.

5. Учёт долевой собственности при оценке нуждаемости семьи.

6. Отсутствие учёта стоимости имущества в собственности семьи.

7. Одновременный учёт доходов от продажи объекта имущества и нового объекта имущества, купленного взамен старого.

8. Отсутствие учёта факта совместного проживания родителя и ребёнка в случае различий в адресах их регистрации.

9. Отмена отдельных региональных мер поддержки семей с детьми при введении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка. 


Отмеченные факторы могут приводить к неполному охвату социальной поддержкой бедных семей с детьми от трёх до 17 лет.

Проведённый анализ показал важность внесения изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка» в части учёта стоимости имущества и исключения долевой собственности при оценке нуждаемости семьи; чёткого определения длительности периода ненулевого дохода; исключения из состава доходов семьи уплаченных алиментов и суммы, соответствующей расходам по арендным и ипотечным платежам; дифференцированного подхода к учёту доходов от продажи недвижимости и предоставления возможности заявителям подтверждения состава семьи на основании факта совместного проживания. Принятие указанных поправок будет способствовать повышению охвата бедных семей пособием в связи с рождением и воспитанием ребёнка, и снижению дефицита дохода таких семей.

Анализ данных опросов населения, проведённых РАНХиГС при Президенте Российской Федерации с октября 2021 года по ноябрь 2022 года, показал, что более половины домохозяйств с детьми от трёх до 17 лет со среднедушевым доходом ниже ПМ не получали ежемесячные выплаты на детей от трёх до семи лет и от восьми до 17 лет. Уровень бедности многодетных и сельских семей с детьми от трёх до 17 лет оставался высоким даже с учётом получения указанных выплат, поскольку дефицит доходов таких семей часто больше, чем объём предоставляемой им социальной помощи.

Зарубежные исследования (Non-take-up of Rights in the Context of Social Protection. United Nations Report of the special rapporteur on extreme poverty and human rights (A/HRC/50/38) [ссылка]; Charting a Course Towards Universal Social Protection: Resilience, Equity, and Opportunity for All. World Bank. 2022) говорят о важности увеличения охвата бедных семей социальной поддержкой и обеспечения адекватности размера предоставляемых им выплат. Повышение информированности населения о существующих мерах поддержки, упрощение процедур обращения за помощью, ликвидация правовых и практических барьеров, препятствующих получению помощи отдельными уязвимыми группами малоимущего населения, обеспечение чётких и доступных процедур обжалования решения органов, ответственных за назначение помощи, являются важными инструментами, направленными на расширение охвата нуждающихся социальной поддержкой в целях снижения бедности.

 

Список литературы и интернет-источников

1. Popova, D. Measuring Individual Material Well-being Using Multidimensional Indices: An Application Using the Gender and Generation Survey for Russia / D. Popova, A. Pishnyak // Social Indicators Research.  2017.  No. 130(3).  Р. 883–910.
2. Ржаницына Л. С. Улучшение положения детей в разведённых семьях – путь к снижению бедности в России / Л. С. Ржаницына, С. И. Рыбальченко // Народонаселение.  2021.  Т. 24.  № 1.  С. 24–32.
3. Архангельский В. Н. Оценка уровня жизни семей с детьми: аналитические возможности обследований Росстата / В. Н. Архангельский, В. В. Елизаров, Н. Г. Джанаева // Уровень жизни населения регионов России.  2019.  № 1(21).  С. 65–79.
4. Бондаренко Л. В. Занятость и социальная защита безработных в системе факторов преодоления концентрации российской бедности на сельских территориях / Л. В. Бондаренко, Н. А. Симановский // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве.  2022.  № 11.  С. 4–23.
5. Пишняк А. И. Занятость российских женщин после рождения детей: стимулы и барьеры / А. И. Пишняк, Е. В. Надеждина // Журнал исследований социальной политики. – 2020.  Т. 18.  № 2.  С. 221–238.
6.  Горина, Е. А. Трансформация социальной поддержки населения в регионах России: направления и приоритеты / Е. А. Горина // The Journal of Social Policy Studies. – 2019.  № 17(2).  C. 163–176.
7. Малева Т. М. Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность / Т. М. Малева, Е. Е. Гришина, Е. А. Цацура // Регион: Экономика и социология. – 2016.  № 4 (92).  С. 153–175.
8. Андреева Е. И. COVID-19 и антикризисная социальная поддержка / Е. И. Андреева, Д. Г. Бычков, О. А. Феоктистова // Финансовый журнал. – 2021. – Т. 13.  № 1.  С. 28–38.
9. Гришина Е. Е. Семьи с детьми от трёх до семи лет в период пандемии COVID19: оценка материального положения и охвата поддержкой / Е. Е. Гришина, Е. А. Цацура // Народонаселение.  2022.  Т. 25.  № 1.  С. 55–64.
10. Колосницына М. Г. Детские пособия и бедность в России / М. Г. Колосницына, А. В. Филиппова // Экономическая политика. – 2017.  Т. 12.  № 4. С. 118–153.
11. Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего. Доклад к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / ред. Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская; НИУ «Высшая школа экономики».  Москва: Изд. дом Высшей школы экономики.  2022.  С. 184.
12. Селиванова О. В. Анализ влияния ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно на снижение уровня бедности в регионах России / О. В. Селиванова, М. В. Данилина // Экономика: вчера, сегодня, завтра.  2022.  Т. 12.  № 8А.  С. 93-101.
13. Рощепко Н. В. Дискуссионные вопросы оценки нуждаемости в контексте предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми / Н. В. Рощепко // Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки. – 2022.  Т. 16.  № 2.  С. 284–293.
14. Корчагина И. И. Семьи с детьми старшего школьного возраста: потребность в социальной поддержке / И. И. Корчагина, Л. М. Прокофьева // Народонаселение. – 2022.  Т. 25.  № 3.  С. 153–162.

 

Оригинал публикации: Гришина Е. Е., Цацура Е. А. Aдресные выплаты на детей трёх-семи и восьми-семнадцати лет: доступность, результативность и уроки для единого пособия // Народонаселение. – 2023. – Т. 26. – № 3. – С. 77-92. DOI: 10.19181/population.2023.26.3.7; EDN: UHCPDM