Сегодня у Бочаровых небольшое производственное помещение в Дмитрове площадью всего 300 квадратных метров. Ежегодно здесь выпускаются более пяти тысяч деревянных игрушек под семейным брендом BochArt. Во всех технологических процессах Алексей, будучи архитектором по образованию, часто участвует сам: от прорисовки эскизов будущего изделия до подписания договоров.
«Все наши игрушки только из бука. Дереву можно придавать любые формы. К тому же именно этот материал обладает теплом, которого нет, например, у пластика или металла. Без души такие вещи делать нельзя. Даже к подбору работников мы подходим очень трепетно. Например, на нашем производстве не допускается ругань. Это неприемлемо, потому что мы это делаем для детей. Здесь должна быть теплота. Особенно в момент создания игрушки», – говорит Алексей.
Большая часть продукции посвящена героям известных детских мультфильмов и фильмов. Одним из последних обновлений стала настольная игра для тренировки памяти «Чебурашка». Подписав лицензионный договор с правообладателем в конце прошлого года, Алексей производит и поставляет в магазины около тысячи изделий в месяц. Кроме того, игрушки можно приобрести на маркетплейсах. Любимые детские персонажи продолжают оживать каждый день.
Щелкунчик – герой на все времена
Несмотря на появление новых героев мультфильмов, особой популярностью покупателей пользуется всем известный щелкунчик. Их на фабрике Бочаровых делают несколько десятков – каждого расписывают разными цветами. Сегодня эти игрушки можно встретить в продаже даже в столичных ГУМе и ЦУМе.
Кроме того, в 2022 году фабрика установила партнерские взаимоотношения на поставку щелкунчиков с Академией Русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Один из них находится в музейной коллекции щелкунчиков в кабинете истории русского балета.
На фото Алексей Бочаров передаёт щелкунчика ректору академии Николаю Цискаридзе
Также щелкунчики из Дмитрова представлены в сети кинотеатров «КАРО» и в магазинах Совета Федерации РФ.
«Главный «сезон щелкунчиков» начинается перед Новым годом. В основном обращаются корпоративные клиенты, желающие приобрести до шести тысяч игрушек одновременно. К сожалению, у нас нет таких мощностей. Хорошо, если удаётся отгрузить тысячу-полторы щелкунчиков к концу декабря. Чтобы удовлетворить весь спрос, мы должны либо снизить качество и производить больше, либо расширяться. Первое не хотим, второе не можем», – рассказывает Алексей.
Сейчас на производстве BochArt работают всего четыре человека. В 2018 году работников было втрое больше. После пережитой пандемии и спада покупателей фабрике нужны инвестиции и поддержка.
«В такое непростое время очень выручает наш щелкунчик, востребованный практически всегда. Он настоящий герой», – делится Алексей.
Знать производство
«Своё производство я знаю полностью. Когда нужно, могу переодеться и встать за лазерный станок. Иногда бывает, что занимаюсь шлифовкой деталей. Чтобы делать качественные игрушки, нужно погрузиться в каждый процесс», – говорит Алексей.
Помещение фабрики разделено на две части. В первой детали изготавливают, во второй – хранятся для превращения в полноценную игрушку. Порядок виден сразу.
Об основных этапах изготовления деревянной игрушки рассказывает Алексей Бочаров.