Аналитика

Традиционные семейные ценности – морально-нравственная основа государства

О фундаментальном значении семьи, брака, рождения и воспитания детей для человека, общества и государства

Автор: Летова Н. В., доктор юридических наук, главный научный сотрудник сектора процессуального права, Институт государства и права РАН (Москва, Россия)

Инфографика: Дарья Ковалева

В статье определено фундаментальное значение традиционных семейных ценностей для развития российского государства, формирования духовно-нравственной основы общества, сохранения исторической идентичности нашего народа. Автором обоснован вывод о системообразующем значении семейных ценностей для каждого человека, представлены новеллы законодательства, обеспечивающие их сохранность и защиту. В статье определено фундаментальное значение семьи, брака, рождения и воспитания детей для каждого человека, ценность которых неопровержима для общества и государства. Автором доказано, что только системная защита семейных ценностей всеми органами публичной власти позволит противостоять угрозам, направленным на их разрушение, тем самым обеспечить национальную безопасность государства и сохранить семейные ценности, обеспечив их преемственность будущими поколениями.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, государство, семейная политика, традиционные семейные ценности, брак, семья, дети, мораль, нравственность, духовность, защита.


Владимир/Аналитика_Апрель_24/00.jpg

На фото семья Самариных, город Москва / источник: сайт храма святого Алексия Московского (Мечёва)


Введение

Российское государство всегда отличалось сбалансированной политикой, основные направления которой сочетали в себе фундаментальные основы не только права, но и морали, нравственности, духовности нашего народа. Их разумное воплощение в нормах законодательства не только не оспаривалось, но и позволяло обеспечить приоритет тем нравственным началам, которые рассматривались обществом как традиционные и передавались от поколения к поколению, обеспечивая их историческую преемственность и национальную самобытность народа. Именно для русского человека высшие нравственные ценности имеют превалирующее значение по отношению к материальным, а такие понятия как крепкая семья, дети, забота о старшем поколении, гуманизм, милосердие наполнены особым смыслом для нашего народа, являются определяющими во взаимоотношениях между людьми.

Ценность семьи, брака, потребность в удовлетворении естественных чувств материнства и отцовства, рождение и воспитание детей, исторически определяли смысл жизни подавляющего числа наших граждан, рассматривались как семейные ценности, защита которых относилась к числу первоочередных задач государства.


Традиционные семейные ценности  морально-нравственная основа государства

Семейные ценности, к которым относится традиционная семья, основанная на браке, зарегистрированном в органах записи актов гражданского состояния (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации (ред. от 31.07.2023) – далее СК РФ), рождение детей и их воспитание на основе сформировавшихся в обществе представлений о морали и нравственности, духовности, патриотизме, уважении старшего поколения, на протяжении многих лет остаются декларируемым идеалом для русского человека. Вместе с тем, нельзя отрицать, что состояние общества на современном этапе свидетельствует о его трансформации, частичной утрате значимости семьи и ценности брака, что отражается на его «привлекательности» в сознании определённой части общества, а важность семейных отношений подвергается сомнению как на идеологическом, так и социальном уровне. Причин этому множество как объективных – изменение политической обстановки, социально-экономических условий, так и субъективных – изменение отношения к семье как базовому институту, ответственному родительству, желание представителей молодого поколения в первую очередь «построить» карьеру вытесняет потребность иметь семью, детей, нести за них ответственность.

Очевидно, что такие тенденции развития современного общества, стремительно меняющиеся условия его функционирования, не остались вне сферы влияния государства, потребовали пристального внимания к проблемам сохранения традиционных семейных ценностей в нашей стране, обеспечению их защиты на постоянной основе в целях сбережения народа Российской Федерации, сохранения его исторической идентичности. Особое их значение для формирования духовной и морально-нравственной основы общества было отмечено Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (Послание Президента Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. N 7. 16.01.2020), что сбережение народа России – это высший национальный приоритет, определяемый положениями Конституции Российской Федерации о защите семьи, важнейшей роли детей в жизни каждого человека, фундаментальном значении родителей в их воспитании, необходимости укрепления социальных гарантий семей с детьми, потребности сохранения традиционных семейных ценностей, которые не зависят от общественного уклада, технологического прогресса и являются общими для стран с разными культурами, обычаями.

Имплементация заданных основ Президентом Российской Федерации реализовалась в положениях основного закона государства (статьи 38, 67.1 Конституции Российской Федерации), в нормах отраслевого законодательства, согласно которым семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (часть 1 статьи 1 СК РФ), включая и те, которые предусматривают меры социальной поддержки семей с детьми. Последовательное воплощение фундаментальных положений, формирующих законодательство Российской Федерации в части сохранения и обеспечения семейных ценностей в нашей стране, было продолжено в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Его положения определяют основные направления деятельности государства, органов публичной власти всех уровней, гражданских институтов, направленных на сохранение традиционных ценностей в нашей стране, в том числе и семейных, определяющих морально-нравственную и духовную основу общества, обеспечивая их преемственность от поколения к поколению, осуществляя их защиту на постоянной основе.

Принятие данного указа имеет особое, системообразующее значение, ценность положений которого невозможно переоценить. Впервые на законодательном уровне традиционные ценности не только признаны в качестве духовной основы нашего общества, но и им обеспечена нормативная основа для осуществления их защиты, определены меры, способствующие их сохранению и дальнейшему укреплению.

Традиционные ценности определены как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие своё уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России (пункт 4 указа). Нетрудно заметить, что ценности представлены как нравственные ориентиры каждого человека, многих поколений, которые сложились исторически и определяют культурное, духовное развитие нашего народа. Полагаю, что единение исторического и духовного начала подчёркивает взаимосвязь религии, её влияние на формирование духовной составляющей нашего народа, акцентируя внимание на том, что многонациональный народ, проживающий на территории Российской Федерации определяет свою принадлежность к разным культурам и исповедует разные религии (христианство, ислам, буддизм, иудаизм), формирующие традиционные ценности, ставшие частью исторического и духовного наследия России.

К числу значимых положений указа относятся те, что определяют систему ценностей, признаваемые государством как традиционные и подлежащие защите. К ним относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (пункт 5 указа).

Полагаю, что такие ценности могут быть классифицированы на определённые группы, принадлежность к которым зависит от их юридической значимости и функциональной направленности. Первая группа определяет базовые, фундаментальные ценности, характеризующие естественные права человека, принадлежащие каждому человеку в силу рождения (право на жизнь, достоинство, права и свободы). Ко второй группе относятся ценности, формирующие исторически сложившиеся устои, характерные для нации, этноса и личности, её идентификации в обществе, включая нравственные принципы и идеалы, к которым традиционно относятся крепкая семья, созидательный труд, милосердие, приоритет духовного над материальным, патриотизм. Третья группа – ценности, обеспечивающие историческую преемственность поколений, единство народов России, формирующие отношение к государству, ответственности за его судьбу и потребности служению Отечеству.

Следует признать, что правовое и социальное значение традиционных ценностей, их системы состоит в формировании духовно-нравственной модели, необходимой для полноценного функционирования общества и государства. Всем органам власти, социальным институтам гражданского общества, дан определённый «правовой ориентир» на безусловное соблюдение тех основ, которые традиционно сложились и поддерживаются в обществе на протяжении многих веков, и им придано юридическое значение.

Последовательная защита семьи, института брака как основного социального института и союза разнополых лиц, мужчины и женщины, не только определены как традиционные ценности, но и обозначено их системообразующее значение в вопросах сбережения народа России. Аналогичный подход прослеживается и в осуществляемой государством семейной политике, в основе которой задекларировано осознание того, что семейные ценности на современном этапе развития государства представляют собой не только ценности, формирующие представление подавляющего большинства граждан о роли и значении семьи, но прежде всего, это ценности, обеспечивающие национальную безопасность государства.

Ценность семьи, брака как основы супружеских отношений, результатом которых является рождение и воспитание потомства, в современном обществе представляют собой фундаментальные элементы, определяющие национальные приоритеты государства, что предполагает создание условий для их сохранения, достижения баланса между обязательствами в частной жизни и влиянием публичных элементов в случае посягательств на их неприкосновенность. Решение такой задачи находится в плоскости поиска оптимальных решений. С одной стороны, они направлены на обеспечение автономности семейной жизни, её неприкосновенности, повышения качества жизни семьи, пропаганды семейного образа жизни, отцовства и материнства, с другой стороны – на обеспечение их защиты органами публичной власти в случае незаконных и противоправных посягательств на них. Особо следует подчеркнуть, что законодатель не только определяет ценности как фундаментальную основу для духовного развития нашего общества, признаёт их социальное и юридическое значение, но и гарантирует им всемерную защиту, осуществляемую при помощи разных мер: правовых, организационных, научно-аналитических, информационных и прочих.

Известно, что достижение единства морали, нравственности, воплощения их в нормах права, обеспечивается за счёт определённых процессов, происходящих в обществе, «самонастраивание» которых происходит посредством функционирования определённых регуляторов, оказывающих воздействие на общие социальные ориентиры. Как правило, в их основе заложены требования морали и нравственности, соотношение которых может быть представлено таким образом, что нравственность по сути воплощает идеальное представление общества и отдельного человека о добре, зле, общечеловеческих отношениях, в то время как мораль в определённом смысле «смягчает» императив высоких идеалов, что позволяет обеспечить их доступность для подавляющего числа граждан. Полагаю, что роль права состоит в создании условий, которые позволят достичь такого уровня нормативного регулирования отношений, когда содержание соответствующих правовых механизмов отражает сущность и назначение высших нравственных ориентиров, реализация которых обеспечивает им полноценную защиту [1, с. 84; 2, с. 16]. Как точно отмечают отдельные авторы, в современном обществе главное поле сражения – «те основополагающие правила человеческого общежития, которые позволяют различать добро и зло, предписывают поощрять добро и наказывать зло. Это нормы нравственности, индивидуальной морали и права, которые в своей совокупности определяются религиозной традицией или светской идеологией, укоренены в культуре и созвучны душе каждого нормального человека (т.е. человека, чья личная мораль не диссонирует с общественной моралью и правом как нормой свободы)» [3, с. 59; 4, с.5].


Законодательные новеллы, обеспечивающие сохранность традиционных семейных ценностей в России

Традиционные представления каждого человека о значимости семьи, брака, рождении детей, принципах их воспитания в любви, заботе, внимании со стороны родителей, не должны подвергаться сомнению под влиянием каких бы то ни было внешних и внутренних обстоятельств, пересматриваться под воздействием чуждых для нашей страны идеологий, их ценность должна быть безусловной и неопровержимой, с тем чтобы не допустить их разрушения ни в обществе, ни в государстве (Путин В. В. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить», ссылка).

Нет сомнений, что государство не должно проявлять индифферентность в вопросах защиты традиционных семейных ценностей, семьи как формы взаимодействия не только супругов, но и условий для семейного воспитания нового поколения, социальная ценность которого неопровержима (Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»).

Несмотря на то, что пока дефиниция «семейные ценности» не получила универсального определения в теории права, в литературе встречаются полярные точки зрения по данному вопросу, но их объединяет понимание социального назначения ценностей [7, с.23]. Определяя семейные ценности через призму значимости института семьи, естественной потребности каждого человека стать родителем, матерью и отцом, воспитать ребёнка, желательно не одного, оказывать помощь и поддержку нуждающимся родителям, подчёркивается их фундаментальное значение для формирования духовной и нравственной основы общества [8, с.173; 9, с. 100; 10, с. 55]. В некотором роде традиционные семейные ценности можно определить как консервативные, в содержании которых проявляется идеологическая приверженность традиционным порядкам, социальным установкам, религиозным взглядам, последовательное сохранение которых обеспечивает стабильность общества и нерушимость его исторически сформировавшихся устоев [11, с. 66].

Отсутствие легального определения понятия семейные ценности обусловлено ещё и тем, что нормы законодательства Российской Федерации не признают семью в качестве самостоятельного субъекта права, а рассматривают её как объект защиты семейной политики, направленной на сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи и их дальнейшее совершенствование. Хронология становления семейных отношений в нашей стране, ослабление института семьи на разных этапах исторического развития, частичное разрушение ценностей в обществе были обусловлены не только социально-экономическими причинами, но и малоэффективной семейной политикой. Последняя обычно рассматривалась как часть социальной или демографической политики, но не определялась как самостоятельная. Сегодня семейная политика является не только отдельным направлением, но и имеет первостепенное значение для развития государства и полноценного функционирования общества. Считаю, что основные её положения отличаются высокой степенью влияния на их содержание публичных элементов, значение которых проявляется в заинтересованности государства в сохранении семьи, основанной на зарегистрированном браке и пропагандирующей традиционные семейные ценности в качестве её фундаментальной основы. Такое «опубличивание» семейной политики указывает на системообразующее значение государственных интересов, конституционная сущность которых определена статьями 38, 67.1, 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым семьи с детьми подлежат всемерной защите, а их охрана определена в качестве приоритетного направления политики государства.

Следует отметить, что изменения, которые были внесены в Конституцию Российской Федерации, фактически определили повышенные обязательства государства в семейной сфере, предусматривающие осуществление государственной поддержки семьи, форм семейного воспитания детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, создание надлежащих условий для их воспитания и систему государственных гарантий, направленных на охрану и защиту семьи. Поскольку основное назначение семейной политики состоит в обеспечении защиты семьи, её отдельных членов, особенно тех, которые по состоянию здоровья, возраста, имущественного положения не могут себя обеспечить самостоятельно (например, дети, в том числе дети, имеющие заболевания или инвалидность, лица, осуществляющие уход за престарелыми родственниками, лица, не имеющие дохода по состоянию здоровья), государство берёт на себя обязательства по защите таких граждан. Такой подход в полной мере коррелирует с основными направлениями семейной политики, в частности в последовательном формировании в обществе идеологии об ответственном родительстве, суть которой состоит в том, чтобы каждый гражданин, который принимает решение о рождении ребёнка осознавал ответственность и принимал на себя обязанности за жизнь, здоровье, воспитание, содержание, образование ребёнка, обеспечивал необходимые условия для его полноценного развития. И только в тех случаях, когда родители ребёнка (один из них) не в состоянии обеспечить ребёнку такие условия по тем или иным причинам, государство оказывает помощь такому ребёнку, берёт ответственность за него и выполняет по существу функции его законного представителя (часть 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации). На мой взгляд, в таких нормах прослеживается конвергенция публичных и частных элементов в содержании семейных отношений, определяющих объём родительских прав и обязанностей по отношению к ребёнку. Их наглядное соотношение обусловлено, с одной стороны, установлением пределов вмешательства государства в дела семьи, обозначенные прежде всего Конституцией Российской Федерации, гарантирующие её автономность, с другой, потребностью защиты наиболее уязвимых членов семьи, предоставляя им поддержку в ситуациях, когда их законные представители не в состоянии обеспечить их базовые потребности.

Правовая и социальная ценность таких положений, их реализация на практике состоит в формировании некоторой модели, определяющей направления развития законодательства в указанной сфере отношений. Отступление на практике от конституционных положений недопустимо и будет означать посягательство на публичные интересы, что одновременно противоречит фундаментальным положениям семейной политики и свидетельствует о посягательстве на семейные ценности, сформировавшиеся в обществе. Осознавая их социальную ценность, значимость семейных отношений, семьи, основанной на браке как союзе мужчины и женщины, потребности сохранения российского народа как нации, государство последовательно защищает традиционные семейные ценности посредством принятия системных законодательных решений. Поскольку каждая семейная ценность является самостоятельным объектом защиты, в случае осуществления противоправных посягательств в отношении неё, государством должны быть приняты меры оперативного реагирования в целях обеспечения им всемерной защиты всеми доступными способами [12, с. 35]. Так, в целях преодоления и предотвращения разрушения базовых моральных и культурных норм, религиозных устоев, института брака, семейных ценностей, искоренения пропаганды вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждения культа насилия, были приняты законы, направленные на сохранение семейных ценностей и их защиту. Речь идёт о нормах, запрещающих прибегать к услугам суррогатных матерей иностранцам (Федеральный закон от 19.12.2022 N 538-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), нормах, устанавливающих запрет на смену пола (Федеральный закон от 24.07.2023 N 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), нормах, запрещающих распространять информацию, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения или предпочтения среди детей (Федеральный закон от 05.12.2022 N 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Аналогичные запреты предусмотрены и в отношении рекламной продукции, в части установления требований о присвоении маркировки, определяющей возраст, по достижении которого разрешается доступ к таким материалам. Кроме того, нормы данного закона предусматривают внесудебный порядок включения информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола, в единый реестр запрещённой информации в целях её блокировки. Такое решение свидетельствует о применении мер оперативного реагирования, что позволяет превентивно предотвращать соответствующее правонарушение и дальнейшее распространение негативной, разрушающей психику подрастающего поколения, информации (дела об указанных административных правонарушениях будут рассматриваться судьями, правом составлять протоколы об административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица органа Роскомнадзора). Кроме того, в нормах систематизированы видовые признаки соответствующей информации, дифференцированы действия, свидетельствующие о совершении таких правонарушений, в том числе осуществляемые в публичном пространстве, направленные на формирование нетрадиционных сексуальных установок, представлений о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений.

Полагаю, что социальное назначение таких запретов состоит в установлении «нормативных барьеров» на пути потенциально возможного проявления интереса у несовершеннолетних к таким отношениям. В этом смысле публичный интерес государства состоит в необходимости обеспечения защиты прав подрастающего поколения, с тем чтобы не допустить разрушающего воздействия информации на их неокрепшую психику, травмирующее воздействие которой может иметь необратимые последствия на протяжении долгих лет (на практике уже появились первые уголовные дела о пропаганде ЛГБТ в отношении скандально известного издательства «Попкорн букс», само издательство до недавнего времени принадлежало на 65,5% ирландской компании «Букмейт лимитед», признанной в Российской Федерации иноагентом). Правовая ценность таких положений, на мой взгляд, состоит в формировании нормативной основы, определяющей порядок комплексной охраны семейных ценностей в нашей стране, включая последовательное обеспечение защиты прав детей в приоритетном порядке [13, с. 77; 14, с. 6; 15, с. 24].


Выводы

Государство, система органов публичной власти создали условия и сделали всё возможное, чтобы укрепить собственные «нравственные и духовные границы», отстоять традиционные взгляды, касающиеся определения понятия, социального назначения института семьи, представления о браке именно как союзе лиц, относящихся к разным полам (мужчины и женщины), что позволит сохранить фундаментальные нравственные основы в нашей стране. На законодательном уровне сформулированы условия, обеспечивающие сохранение в российских семьях традиционной формы взаимоотношений между родителями и детьми, где у ребёнка есть папа и мама, а не предлагаемая Западом чуждая терминология «родитель номер 1» и «родитель номер 2», что будет способствовать обеспечению национальной целостности и исторической идентичности народа России.

Проводимая политика государства направлена на создание предпосылок не только для социальных преимуществ отдельным категориям граждан, но и для определения условий, необходимых для реализации фундаментальных направлений семейной, демографической политики и достижения их базовых показателей. К их числу относятся традиционно неизменное представление о семье, браке, принципах воспитания детей, популяризация многодетных семей, обеспечение благоприятных условий для рождения детей, включая самые разнообразные меры социальной поддержки семей с детьми.

Ценность семьи, брака в своём предназначении представляют собой определённую уникальность и для гражданина, и для общества, и для государства, определяют его идеологию, духовную основу, формируют фундаментальные направления политики в целях обеспечения их охраны и защиты.

В этом смысле, семейная политика на современном этапе ориентирована на популяризацию семьи, привлекательность материнства и отцовства, реализацию обозначенного государством тренда на многодетность, что предполагает оказание им социальной поддержки и обеспечение защиты их семейных прав на постоянной основе. Нет сомнений, что семейная политика останется в сфере пристального внимания государства, а принцип приоритетной защиты семьи, материнства и детства, их социальной поддержки сохранит своё первостепенное значение в системе его интересов.


Заключение

Повышение социальной значимости семьи, укрепление брачно-семейных отношений, основанных на традиционных ценностях – всё это имеет непосредственное отношение к развитию страны не только в настоящий период времени, но и для её будущего, когда значение их влияния на все сферы общественных отношений будет только усиливаться.

Меры, предпринимаемые государством, по сохранению и укреплению традиционных семейных ценностей направлены не только на укрепление его духовно-нравственной основы, но и обеспечивают его национальную безопасность. Государство, не являясь участником семейных отношений, но выступая в качестве некоего «публичного координатора» (выделено автором), устанавливает государственные ориентиры, необходимые для определения их духовной, нравственной, правовой сущности, что позволяет осуществлять надзор и контроль за их надлежащим исполнением на всех уровнях публичной власти.

Системное противостояние угрозам, направленным на подрыв сущности семейных ценностей, позволит исключить влияние идеологического диктата и сохранить суверенитет страны, определить место и роль государства в современных условиях, опираясь на наш исторический опыт, основанный на преемственности наших ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Нет сомнений в том, что, как бы ни менялись времена, общественный строй, политика государства, отношение к семье как фундаментальной ценности общества останется неизменным. Семья была и есть один из главных механизмов воспроизводства, направленный на рождение и воспитание подрастающего поколения, которому должны быть переданы традиции, базовые ценности, накопленные поколениями на протяжении многих лет.

Убеждена, что процессы противодействия, направленные на разрушение традиционных семейных ценностей, попытки их замены на нетрадиционные, обречены на провал до тех пор, пока ценность семьи, брака, детей определены в качестве таковых на государственном уровне и им гарантирована безусловная защита, что будет способствовать процветанию нашей страны на долгие годы.


Список литературы

1. Мальцев Г. В. Нравственные основания права. 2-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М. 2019.

2. Хабриева Т. Я. Теория современного основного закона и российская Конституция // Журнал российского права. 2008. 2008. № 12.

3. Зорькин В. Д. Право против хаоса: Монография / 2-е изд., испр. и доп. М., 2018.

4. Пашенцев Д. А., Черногор Н. Н. Правовая традиция и правопорядок: соотношение и взаимовлияние // Правозащитник. 2017. N 1.

5. Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности // Вестник РАН. 2020. Т. 90. N 5.

6. Зенкин С. А. Модернизация Конституции Российской Федерации: нормативная модель и практика // Lex russica. 2018. N 11. С. 40-62.

7. Крашенинников П. В., Бадулина Е. В. Поддержка института семьи: конституционные поправки // Семейное и жилищное право. 2020. N 4.

8. Гозгешева С. М., Передерий С. В. Традиционные ценности как фактор современного политического процесса (на примере Северного Кавказа): монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. – 176 С.

9. Кашина Н. И., Матвеева Л. В., Абашева Э. С. Традиционные ценности русской культуры в содержании современного музыкального образования: монография. – Екатеринбург: УрГПУ, 2016. – 190 с;

10. Мешков А. Е. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на традиционных ценностях отечественной культуры / дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. гос. гуманитар. ун-т имени М. А. Шолохова. –Москва, 2010. –160 с;

11. Мишучков А. А. Традиционные ценности в глобализирующемся мире // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 3.

12. Летова Н. В. Основы защиты материнства, детства, семьи в свете новелл Конституции Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. № 1. 2021.

13. Насилие как негативное социальное явление: правовые средства противодействия. Монография. /отв. ред. Н. В. Летова. М, Проспект 2023. – 280 с.

14. Пашенцев Д. А. Российская законотворческая традиция: онтология процесса // Журнал российского права. 2018. N 8.

15. Трусов Н. А. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти: критический взгляд на отдельные вопросы техники и содержания проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 4.

16. Зорькин В. Д. Выступление // ХХ Всемирный Русский Народный Собор «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы». М., 2017.


Оригинал публикации: Летова Н. В. Традиционные семейные ценности: морально-нравственная основа государства // Пробелы в российском законодательстве. – 2024. – Т. 17, № 1. – С. 53-60. – DOI 10.33693/2072-3164-2024-17-1-053-060. – EDN OABAKP.