Аналитика

Коррекция отношений детей и родителей в многодетной семье

Аналитическая статья победителя конкурса исследовательских работ молодых учёных «Менделеевские чтения - 2024»
15 мая 2024
15:12
(Изменено 16.08.24 12:36)

Автор: Пономарёва П. И., студентка 4 курса, ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород, Россия);
Научный руководитель: Королёва К. Ю., кандидат философских наук, заведующая кафедрой социальной работы Института общественных наук и массовых коммуникаций, ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород, Россия)

Инфографика: Дарья Ковалева

Семья является не только одной из важнейших ценностей человека, но и крепким социальным институтом, который сохраняет свою значимость на протяжении многих веков. Вопрос детско-родительских отношений в настоящее время становится все более актуальным. Большинство проблем детей (дезадаптация, неуверенность в себе, обострение психосоматических болезней и т.д.) спровоцированы трудностями в семейных отношениях, особенно в отношениях между ребёнком и родителями. Ошибки, невнимательность и безответственность родителей к воспитанию детей могут оказаться невосполнимыми и привести к асоциальному поведению ребёнка, к личностным и психическим отклонениям развития.


Владимир/Аналитика_Май_24/444-аналитика.png

На фото семья Сидоровых из Ульяновской области / источник: сетевое издание «Звезда. 73 регион»

Многодетной семьёй является семья, имеющая трех и более детей, не достигших 18 лет. Поскольку современное общество часто рассматривает многодетность как чрезмерное бремя, а иногда и как недопустимую ошибку, родителям необходимо приложить серьёзные усилия для сохранения родительских прав. Создание комфортной среды для каждого ребёнка в многодетной семье – важная и крайне ответственная задача для родителей.

Итак, своевременное внимание и дальнейшая коррекция проблем детско-родительских отношений может послужить одним из факторов полноценного развития детей в семье. Лишь заинтересованность обеих сторон семьи и совместные усилия помогут в решении данной задачи.

Детско-родительские отношения – это сложный и динамичный процесс взаимодействия между родителями и их детьми, основанный на взаимном уважении, доверии, любви и поддержке. Эти отношения охватывают широкий спектр действий и эмоций, от воспитания и обучения до эмоциональной поддержки.

Детско-родительские отношения должны быть адаптивными и гибкими, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям детей в разных возрастных периодах и ситуациях. Они также должны включать в себя учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка и учитывать их потребности и желания.

Для изучения проблем детско-родительских отношений в многодетной семье и их последующей коррекции проводилось социологическое исследование на тему «Проблемы детско-родительских отношений в многодетной семье» (на базе МКОУ «Началовская СОШ Россошанского района Воронежской области»).

Проводимое нами исследование было направлено на изучение влияния количества детей в семье на качество детско-родительских отношений и выявление особенностей воспитания детей в многодетных семьях. Также было необходимо определить роль родительской поддержки и понимания в формировании позитивных отношений между родителями и детьми в многодетных семьях.

С целью изучения проблем детско-родительских отношений в многодетной семье было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Анкетирование проводилось во время родительского собрания. Было опрошено 30 родителей разных возрастов (от 30 до 45 лет).

В ходе исследования было выяснено, что подавляющее большинство (76%) считает, что количество детей в многодетных семьях положительно влияет на качество детско-родительских отношений. Существенная часть опрошенных (17%) заявили, что количество детей вовсе не влияет на отношение между родителями и детьми. И лишь небольшая часть (7%) посчитали, что количество детей в семье негативно сказывается на отношениях детей и родителей.



Следующий блок включал в себя вопрос о том, как часто родители проводят время индивидуально с каждым из детей. Практически половина опрошенных родителей (48%) стараются выделить несколько дней в неделю на индивидуальное времяпровождение с каждым ребёнком. Чуть больше трети опрошенных (36%) ежедневно отводят некоторое количество времени на каждого из детей. Небольшая часть (12%) раз в две недели находит время на то, чтобы провести его с каждым ребёнком отдельно. И лишь малая часть (4%) не успевают и редко уделяют время на каждого из детей в многодетной семье.



На вопрос «Как вы поддерживаете общение со своими детьми?» подавляющее большинство (89%) ответили, что регулярно общаются с детьми на разные темы. Меньшая часть (11%) обсуждают с детьми только необходимые темы (бытовые вопросы, учёба, работа и т.д.). Стоит отметить, что ни один из опрошенных не ответил, что практически или вовсе не разговаривает со своими детьми.



Так же мы видим, что наибольшее количество (76%) опрошенных родителей обсуждают причины и последствия поступка с ребёнком. Некоторая часть (19%) предпочитают наказания как метод реакции на плохое поведение ребёнка. И малая часть опрошенных (5%) игнорируют плохое поведение детей для того, чтобы не усугублять ситуацию.



Наибольшая часть (87%) опрашиваемых на вопрос «Как вы относитесь к тому, чтобы дети помогали в хозяйственных делах?» ответили, что помощь в домашних делах нужна и важна для развития и ответственности детей. В то время как некоторая часть (9%) считают своих детей недостаточно зрелыми для этого и не просят их помощи. И лишь небольшое количество (4%) отметили, что не следят за этим и если дети сами захотят, то пусть занимаются и помогают.



Подавляющая часть родителей (71%), как мы видим, стараются равномерно распределять обязанности и ответственность между детьми. Некоторая часть опрашиваемых (21%) делегируют задачи и обязанности старшим, чтобы они тем самым научились ответственности. Выполнять самостоятельно большинство обязанностей предпочитают немногие (8%). Тем самым они не хотят нагружать своих детей, что пагубно сказывается как на воспитании детей, так и на здоровье родителей.


Большинство родителей (77%) на вопрос «Как вы справляетесь с проблемами, связанными с различными возрастами детей в многодетной семье?» ответили, что они учитывают интересы и потребности каждого ребёнка в соответствии с его возрастом. Немногие (16%) отдают предпочтения старшим детям, считая, что они более самостоятельны. И лишь некоторые (7%) не обращают на это внимания, полагая, что все дети должны заниматься одними и теми же вещами.


Следующим показательным вопросом, мы считаем, был «Как вы считаете, в многодетной семье возможно достичь равномерного распределения внимания и заботы между детьми?». Большая часть респондентов (74%) считают, что это является возможным при правильном подходе к воспитанию. Мнения разделились, и небольшая часть (26%) ответили, что достичь равноправного распределения невозможно, так как кому-либо из детей все равно будут уделять больше внимания и заботы.



Большинство опрашиваемых (30%) считают, что недостаток внимания и времени со стороны родителей являются наиболее значимыми проблемами в детско-родительских отношениях в многодетной семье. На втором месте (25%) – проблемы в общении и взаимопонимании между родителями и детьми. Однако по ответам респондентов можно сделать вывод, что наименьшую опасность в детско-родительских отношениях представляют конфликты между детьми (12%).



По итогам исследования мы выяснили, что в детско-родительских отношениях в многодетных семьях присутствуют следующие основные проблемы:

  • недостаточность внимания и времени со стороны родителей к каждому ребёнку в отдельности из-за большого количества детей;
  • неравномерное распределение ответственности за воспитание и уход за детьми между родителями, что может привести к конфликтам и недовольству;
  • недостаток коммуникации и общения между родителями и детьми, что может привести к непониманию и недоверию;
  • несправедливое отношение к детям из-за возрастных различий, что может привести к чувству обиды и зависти у младших детей;
  • отсутствие индивидуального подхода к каждому ребёнку, что может привести к недооценке и недопониманию его потребностей и интересов.

Для решения этих проблем необходимо уделить больше времени и внимания каждому ребёнку в отдельности, распределить ответственность за воспитание и уход за детьми равномерно между родителями, улучшить коммуникацию и общение в семье, учитывать возрастные различия и потребности каждого ребёнка, а также применять индивидуальный подход в воспитании и обучении.

Семья является не только одной из важнейших ценностей человека, но и крепким социальным институтом, который сохраняет свою значимость на протяжении многих веков. Вопрос детско-родительских отношений в настоящее время становится все более актуальным. Большинство проблем детей (дезадаптация, неуверенность в себе, обострение психосоматических болезней и другие проблемы) спровоцированы трудностями в семейных отношениях, особенно в отношениях между ребёнком и родителями. Ошибки, невнимательность и безответственность родителей к воспитанию детей могут оказаться невосполнимыми и привести к асоциальному поведению ребёнка, к личностным и психическим отклонениям развития.