На фото семья Сидоровых из Ульяновской области / источник: сетевое издание «Звезда. 73 регион»
Многодетной семьёй является семья, имеющая трех и более
детей, не достигших 18 лет. Поскольку современное общество часто рассматривает
многодетность как чрезмерное бремя, а иногда и как недопустимую ошибку,
родителям необходимо приложить серьёзные усилия для сохранения родительских
прав. Создание комфортной среды для каждого ребёнка в многодетной семье –
важная и крайне ответственная задача для родителей.
Итак, своевременное внимание и дальнейшая коррекция проблем
детско-родительских отношений может послужить одним из факторов полноценного
развития детей в семье. Лишь заинтересованность обеих сторон семьи и совместные
усилия помогут в решении данной задачи.
Детско-родительские отношения – это сложный и динамичный
процесс взаимодействия между родителями и их детьми, основанный на взаимном
уважении, доверии, любви и поддержке. Эти отношения охватывают широкий спектр
действий и эмоций, от воспитания и обучения до эмоциональной поддержки.
Детско-родительские отношения должны быть адаптивными и
гибкими, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям детей в разных
возрастных периодах и ситуациях. Они также должны включать в себя учёт
индивидуальных особенностей каждого ребёнка и учитывать их потребности и
желания.
Для изучения проблем детско-родительских отношений в
многодетной семье и их последующей коррекции проводилось социологическое
исследование на тему «Проблемы детско-родительских отношений в многодетной
семье» (на базе МКОУ «Началовская СОШ Россошанского района Воронежской
области»).
Проводимое нами исследование было направлено на изучение
влияния количества детей в семье на качество детско-родительских отношений и
выявление особенностей воспитания детей в многодетных семьях. Также было
необходимо определить роль родительской поддержки и понимания в формировании
позитивных отношений между родителями и детьми в многодетных семьях.
С целью изучения проблем детско-родительских отношений в
многодетной семье было проведено социологическое исследование методом
анкетирования. Анкетирование проводилось во время родительского собрания. Было
опрошено 30 родителей разных возрастов (от 30 до 45 лет).
В ходе исследования было выяснено, что подавляющее
большинство (76%) считает, что количество детей в многодетных семьях
положительно влияет на качество детско-родительских отношений. Существенная
часть опрошенных (17%) заявили, что количество детей вовсе не влияет на
отношение между родителями и детьми. И лишь небольшая часть (7%) посчитали, что
количество детей в семье негативно сказывается на отношениях детей и родителей.
Следующий блок включал в себя вопрос о том, как часто
родители проводят время индивидуально с каждым из детей. Практически половина
опрошенных родителей (48%) стараются выделить несколько дней в неделю на
индивидуальное времяпровождение с каждым ребёнком. Чуть больше трети опрошенных
(36%) ежедневно отводят некоторое количество времени на каждого из детей.
Небольшая часть (12%) раз в две недели находит время на то, чтобы провести его
с каждым ребёнком отдельно. И лишь малая часть (4%) не успевают и редко уделяют
время на каждого из детей в многодетной семье.
На вопрос «Как вы поддерживаете общение со своими детьми?»
подавляющее большинство (89%) ответили, что регулярно общаются с детьми на
разные темы. Меньшая часть (11%) обсуждают с детьми только необходимые темы
(бытовые вопросы, учёба, работа и т.д.). Стоит отметить, что ни один из
опрошенных не ответил, что практически или вовсе не разговаривает со своими
детьми.
Так же мы видим, что наибольшее количество (76%) опрошенных
родителей обсуждают причины и последствия поступка с ребёнком. Некоторая часть
(19%) предпочитают наказания как метод реакции на плохое поведение ребёнка. И
малая часть опрошенных (5%) игнорируют плохое поведение детей для того, чтобы
не усугублять ситуацию.
Наибольшая часть (87%) опрашиваемых на вопрос «Как вы
относитесь к тому, чтобы дети помогали в хозяйственных делах?» ответили, что
помощь в домашних делах нужна и важна для развития и ответственности детей. В
то время как некоторая часть (9%) считают своих детей недостаточно зрелыми для
этого и не просят их помощи. И лишь небольшое количество (4%) отметили, что не
следят за этим и если дети сами захотят, то пусть занимаются и помогают.
Подавляющая часть родителей (71%), как мы видим, стараются
равномерно распределять обязанности и ответственность между детьми. Некоторая
часть опрашиваемых (21%) делегируют задачи и обязанности старшим, чтобы они тем
самым научились ответственности. Выполнять самостоятельно большинство
обязанностей предпочитают немногие (8%). Тем самым они не хотят нагружать своих
детей, что пагубно сказывается как на воспитании детей, так и на здоровье
родителей.
Большинство родителей (77%) на вопрос «Как вы справляетесь с
проблемами, связанными с различными возрастами детей в многодетной семье?»
ответили, что они учитывают интересы и потребности каждого ребёнка в
соответствии с его возрастом. Немногие (16%) отдают предпочтения старшим детям,
считая, что они более самостоятельны. И лишь некоторые (7%) не обращают на это
внимания, полагая, что все дети должны заниматься одними и теми же вещами.
Следующим показательным вопросом, мы считаем, был «Как вы
считаете, в многодетной семье возможно достичь равномерного распределения
внимания и заботы между детьми?». Большая часть респондентов (74%) считают, что
это является возможным при правильном подходе к воспитанию. Мнения разделились,
и небольшая часть (26%) ответили, что достичь равноправного распределения
невозможно, так как кому-либо из детей все равно будут уделять больше внимания
и заботы.
Большинство опрашиваемых (30%) считают, что недостаток
внимания и времени со стороны родителей являются наиболее значимыми проблемами
в детско-родительских отношениях в многодетной семье. На втором месте (25%) –
проблемы в общении и взаимопонимании между родителями и детьми. Однако по
ответам респондентов можно сделать вывод, что наименьшую опасность в
детско-родительских отношениях представляют конфликты между детьми (12%).
По итогам исследования мы выяснили, что в детско-родительских отношениях в многодетных семьях
присутствуют следующие основные проблемы:
- недостаточность внимания и времени со стороны родителей к
каждому ребёнку в отдельности из-за большого количества детей;
- неравномерное распределение ответственности за воспитание и
уход за детьми между родителями, что может привести к конфликтам и
недовольству;
- недостаток коммуникации и общения между родителями и детьми,
что может привести к непониманию и недоверию;
- несправедливое отношение к детям из-за возрастных различий,
что может привести к чувству обиды и зависти у младших детей;
- отсутствие индивидуального подхода к каждому ребёнку, что
может привести к недооценке и недопониманию его потребностей и интересов.
Для решения этих проблем необходимо уделить больше времени и
внимания каждому ребёнку в отдельности, распределить ответственность за
воспитание и уход за детьми равномерно между родителями, улучшить коммуникацию
и общение в семье, учитывать возрастные различия и потребности каждого ребёнка,
а также применять индивидуальный подход в воспитании и обучении.
Семья является не только одной из важнейших ценностей
человека, но и крепким социальным институтом, который сохраняет свою значимость
на протяжении многих веков. Вопрос детско-родительских отношений в настоящее
время становится все более актуальным. Большинство проблем детей (дезадаптация,
неуверенность в себе, обострение психосоматических болезней и другие проблемы)
спровоцированы трудностями в семейных отношениях, особенно в отношениях между
ребёнком и родителями. Ошибки, невнимательность и безответственность родителей
к воспитанию детей могут оказаться невосполнимыми и привести к асоциальному
поведению ребёнка, к личностным и психическим отклонениям развития.