Аналитика

Безусловный базовый доход семьи с детьми: единая мера демографической политики

11 января 2023
13:16
(Изменено 02.05.23 16:42)

Автор: Максим Окулов, главный эксперт направления Института демографической политики имени Д. И. Менделеева


С 1 января текущего года на федеральном уровне вводится единое пособие для семей с детьми, объединяющее ряд существующих разрозненных мер поддержки семей с детьми. Прогрессивная на первый взгляд мера по своей сути является частью социальной политики, поскольку выплата начисляется в соответствие с критерием нуждаемости. Мы имеем дело с социальной политикой, направленной на искоренение бедности. Проблем демографии эта мера не решит. 

Однако шаг сделан в верном направлении. И здесь уместно вспомнить про теорию безусловного базового дохода, вокруг которой в последнее время идет много споров. Целый ряд основных принципов данного инструмента может идеально включить его в программу государственной демографической политики. 


Форум 02.12/money-coins-and-banknotes-in-russian-rubles-scattered-in-a-heap-on-the-table-top-view-idea-for-background-or-banner-for-market-news.jpg
Фото: ru.freepik.com / @ ededchechine



Теория безусловного базового дохода

Идею безусловного базового дохода (ББД) - регулярной денежной выплаты каждому гражданину безотносительно его возраста, занятости и уровня материального достатка – связывают с именем Томаса Пейна – англо-американского писателя, философа и публициста, опубликовавшего в 1797 году труд «Аграрная справедливость». По мнению Пейна, земля в ее естественном состоянием является достоянием всего человечества. Фактически же доходы от использования земли получают ее владельцы. Томас Пейн предложил обязать собственников земли делать взносы в специальный национальный фонд, из которого каждому гражданину, достигшему возраста 21 года, будет регулярно выплачиваться фиксированная сумма в виде компенсации за потерю «естественного наследства». 

Позднее идеи организации фиксированных выплат каждому гражданину страны высказывали видные философы, социологи и экономисты, включая Шарля Фурье, Денниса Милнера, Джона Милля, Джона Гэлбрейта и других. 

Два десятилетия 21-го века стали временем нарастающей геополитической нестабильности, вызванной в том числе закатом эпохи либерализма. С одной стороны, уровень социального неравенства в мире достиг критических показателей. Причем речь идет не только о неравенстве граждан различных обществ между собой, но в целом государств, при котором страны ядра мировой экономической системы обеспечивают высокий уровень жизни своих граждан за счет обнищания стран периферии. С другой стороны, смена технологических укладов предполагает дальнейшее бурное развитие автоматизации и роботизации производств, внедрения технологии искусственного интеллекта и цифровизацию, что сделает ненужным участие человека в целом ряде звеньев технологических производственных цепочек, а также различных видах сервиса, не требующих высокой квалификации сотрудника. Весь мир ищет новую общественно-экономическую систему и соответствующую ей экономическую модель с фокусом в сторону идей социального равенства и справедливости. 

На этом фоне в среде политиков, социологов, философов и экономистов усилился интерес к концепции безусловного базового дохода, как основы социальной справедливости, базового элемента новой модели общественного устройства. 

Основную идею современного движения за введение безусловного базового дохода точно сформулировал один из современных идеологов ББД Гай Стэндинг, опубликовавший в 2017 году книгу «Базовый доход: как мы можем этого добиться»: «Рост интереса к базовому доходу отчасти отражает признание того факта, что нынешняя экономическая и социальная политика порождает неравенство и несправедливость в долгосрочной перспективе. В XX веке система распределения доходов «сломалась» за счет процессов глобализации, развития неолиберальной экономики, а также трансформаций рынков труда, вызванных технологической революцией. Одним из результатов стал растущий класс «прекариата»[1], состоящий из миллионов работников с неустойчивым социальным положением, слабой социальной защищенностью, отсутствием профессиональной идентичности, снижающейся и нестабильной заработной платой, существующих в условиях отсутствия социальных пособий и наличия постоянных долгов. Доли национального дохода, идущие на «капитал» и «труд», раньше были более или менее стабильными; этот старый консенсус изжил свое. Мы живем во втором «Позолоченном веке», в котором все больше и больше доходов получает меньшинство «рантье», преуспевающих за счет выручки с собственности — физической, финансовой и интеллектуальной. Этому нет ни морального, ни экономического оправдания. Вместе с ростом неравенства растет и возмущение. Смесь тревоги, аномии, отчуждения и гнева создает катастрофическую ситуацию, позволяя политикам-популистам играть на страхах, чтобы получить поддержку политических повесток, напоминающих о неприглядных последствиях первого «Позолоченного века».

Важно отметить, что теория ББД до сих пор находится в стадии формирования с наличием активного дискурса на данную тему. Однако, некоторые элементы теории безусловного базового дохода можно описать уже сегодня. 


В число таких элементов входит следующее:

  • безусловность – каждому человеку по факту гражданства гарантируется единый базовый доход вне зависимости от пола, статуса занятости, имущественного положения и т.п. ББД может быть различным для разных возрастных групп (например, детей и взрослых), но его размер одинаков для представителей каждой группы;
  • регулярность – доход выплачивается через равные промежутки времени (например, ежемесячно или ежегодно);
  • неизменность – размер базового дохода постоянен и не зависит от наличия и размера иных доходов гражданина;
  • индивидуальность – ББД выплачивается персонально гражданину, а не семье или домохозяйству;
  • гарантированность и постоянность – ББД не временная мера, а постоянная выплата, гарантированная каждому гражданину от рождения до смерти. 



Важно отметить, что ББД намного шире некой «универсальной социальной меры поддержки», как это может показаться на первый взгляд. Безусловный базовый доход – это политический императив создания новой системы распределения национальных богатств. Введение ББД возможно лишь при наличии общественного согласия по данному вопросу, как часть общественного договора. Общественный консенсус необходим по вопросам допустимых в обществе границ социально-экономического неравенства, общем состоянии экономики страны, доверии к власти и др. 

Эксперты считают, что при формулировании концепции ББД важно обеспечить социальную интеграцию, прекратив рост неравенства, сплотив общество, в котором «судьба непривилегированных слоев является общей заботой, в которой мы не просто хотим откупиться от них или дать им какую-нибудь подачку, чтобы они … отстали, но считаем важным интегрировать людей в систему и действовать вместе. От того, как мы сформулируем политическую задачу базового дохода, по-видимому, зависит, во что эта концепция превратится в дальнейшем и какие откроет возможности». 

Реализация идеи ББД возможна лишь при возрастающей организующей роли государства, как «поставщика смысла существования», т.е. при его поддержке осуществления причастности личности к реализации коллективных усилий (кооперации) по созданию общественных благ. 


Сторонники введения безусловного базового дохода отмечают следующие позитивные последствия введения ББД:

  • Реализация каждым гражданином права на достойную жизнь и свободный труд. Это особенно актуально на фоне современных тенденций растущей прекаризованной занятости. ББД смягчит негативные последствия как невысоких и/или нестабильных заработков, так и отсутствие социальных гарантий, либо даст возможность спокойно сменить работу, не беспокоясь о временном отсутствии заработка. Труд из средства выживания станет инструментом самореализации личности, повышая качество жизни.
  • Изменение демографического поведения граждан. Выплата ББД предполагается не только для совершеннолетних, но и для детей, что, в свою очередь, может способствовать более раннему вступлению в брак и рождению детей.
  • Решение проблемы бедности. В России многочисленные формы социальной помощи, направленные на адресную поддержку малоимущих граждан и стимулирование рождаемости, не решают проблемы преодоления абсолютной монетарной бедности, которая особенно глубоко проявляется в малоимущих семьях с детьми (о чем подробно говорилось ранее). Значительная часть малоимущих (по оценкам Росстата - 15%, по оценкам Всемирного банка - гораздо больше) исключена из системы социальной поддержки. Безусловный базовый доход, покрывая своим размером разнообразные социальные выплаты, обеспечит минимальный достойный уровень жизни для каждого члена общества. 
  • Повышение экономической активности и уровня жизни людей на фоне снижения социального неравенства.
  • Снижение уровня преступности.
  • Рост человеческого потенциала, связанный с усилением стремления к получению базового и дополнительного образования.
  • Снижение затрат на здравоохранение вследствие того, что у людей будет больше возможностей следить за своим здоровьем.
  • Рост числа желающих заняться волонтёрством.
  • Экономия на администрировании социальных программ, поскольку при выплате ББД не требуется проверка на соответствие критериям предоставления помощи. Сокращение бюрократии улучшает отношение населения к собственному государству. Например, при предоставлении многих мер социальной поддержки в России применяется критерий нуждаемости в виде величины дохода на одного члена семьи. На практике это приводит к тому, что при превышении порогового значения этого показателя даже на 1 рубль человек теряет право на всю выплату. Кроме того, зачастую выгоднее работать без официального оформления всех доходов, поскольку так сохраняется право на получение социальных пособий.



В то же время, при очевидных позитивных последствиях введения ББД, существует ряд проблем, которые являются темой активных дискуссий. Противники идеи безусловного базового дохода обычно приводят следующие аргументы:

  • ББД снизит стимулы граждан к труду. По данной теме существуют результаты экспериментов локального и временного введения ББД, проведенных в разных странах, о которых речь пойдет далее. Кроме того, согласно опросу, проведенному службой исследований компании HeadHunter в 2018 году, 62% работающих россиян поддержали концепцию безусловного базового дохода и только 3% предположили, что перестанут в таком случае работать.
  • Сложность адекватной трансформации системы существующих социальных выплат (главным образом, пенсий) на фоне введения ББД. 
  • Проблема притока мигрантов в страну, реализующую практику выплаты безусловного базового дохода. 
  • Источники финансирования. По оценке Всемирного банка расходы на введение безусловного базового дохода с доведением его до разумной суммы, обеспечивающей минимальный достойный уровень жизни, может потребовать денежных средств в объеме до 50% ВВП в зависимости от экономики конкретной страны. Собственно, по этой причине далее экспериментов ещё ни в одной стране дело так и не продвинулось, а проблема финансирования института ББД является главным препятствием. В качестве источников финансирования введения ББД эксперты как правило предлагают увеличить бюджет за счет налоговых поступлений и рентных платежей. 



Слабой стороной существующей концепции безусловного базового дохода является отсутствие прямой увязки денежных выплат со стимулированием экономического роста, а также контроля и разумных ограничений на расходование средств, выплачиваемых в виде ББД. В действительности, если выплаты расходуются, например, на приобретение импортных товаров либо на приобретение иностранной валюты, это негативно влияет на курс национальной валюты и разгоняет инфляцию. 

Таким образом, на сегодняшний день существует не сформированная до конца теория безусловного базового дохода, которая дает возможность эффективного творчества по созданию уникального универсального инструмента поддержки семей с детьми. 



ББД. Отечественный и международный опыт

Эксперименты по введению безусловного базового дохода предпринимались в ряде стран мира. 

В двух странах – Монголии и Иране – попытка введения ББД затрагивала все население. 

В Монголии реализация программы носила поэтапный характер, начавшись в 2004-м году с реструктуризации выплат семьям с детьми. Изначально программа касалась многодетных семей (с 3-мя и более детьми) с низкими доходами, позже ежемесячные выплаты осуществлялись всем семьям с детьми. 

С 2010 года Монголия переходит на выплату безусловного базового дохода каждому гражданину страны. Размер ежемесячных выплат в связи с колебаниями курса национальной валюты изменялся в пределах 7 – 17 долларов США при среднем уровне заработной платы около 350 долларов США. Даже такой невысокий уровень выплат за два года увеличил госдолг Монголии с 31% до 48% ВВП, и программа выплаты ББД была свернута. Тем не менее эксперты отмечают явные позитивные последствия, главным из которых является сокращение масштабов бедности на 1/3 и снижение неравенства в обществе.

Выплаты безусловного базового дохода гражданам Ирана начались в 2010 году. Получателями денежных средств были не граждане, а домохозяйства. Выплаты составляли сумму около 40 долларов США на семью в месяц, что составляло 29% от среднего уровня доходов. Указанные выплаты заменили собой субсидии на хлеб, электроэнергию, воду и топливо. Получателями выплат стали 81% иранцев, оставшиеся 19% добровольно отказались от участия в программе. 

Иранская программа ББД действовала в течение 5 лет. Ее завершение связано с проблемами финансирования, не в последнюю очередь вызванными экономическими санкциями США. Кроме того, сам выплачиваемый безусловный базовый доход не индексировался, что привело к утрате примерно 80% первоначальной покупательной способности выплат. Эксперты отмечают, что за 5 лет в Иране не произошло сокращение занятости населения. Напротив, было отмечено увеличение трудовой активности в сфере услуг. Кроме того, отмечается позитивный социальный эффект: миллионы людей вышли за пределы абсолютной или крайней бедности.   

В Швейцарии в 2016-м году также предпринимается попытка введения безусловного базового дохода в масштабах всей страны. 

Федеральное Правительство предложило ввести безусловный базовый доход для каждого гражданина страны. Речь шла о ежемесячной выплате (в пересчете) в размере 2170 евро на взрослого и 543 евро – на ребенка[2]. Стоимость финансирования по подсчетам Правительства составила сумму порядка 200 млрд швейцарских франков (около 185 млрд евро) или около 33% ВВП. Более четверти требуемой суммы покрывалась средствами, выделяемыми на существовавшие на тот момент социальные программы. Дополнительно предлагалось вдвое увеличить НДС – с 8% до 16%. 

В июне 2016 года вопрос о введении ББД был вынесен на всенародный референдум. Явка составила 46,9%. 76,9% проголосовавших швейцарцев отвергли предложение Правительства.   

Самый убедительный довод против введения ББД выдвинула правая Швейцарская народная партия, заявив, что Швейцария сможет с легкостью позволить себе такое нововведение, но только не в условиях открытого рынка рабочей силы: «С открытыми границами это совершенно немыслимо, особенно в Швейцарии, где такой высокий уровень жизни, - сказал Лузи Штамм, член парламента от Швейцарской народной партии. - Если вы каждому швейцарцу будете платить деньги, то миллионы людей захотят переехать в Швейцарию».

Попытки введения ББД в других странах носили ограниченный (по времени и по аудитории) характер.

В конце 1960-х годов американский президент Ричард Никсон провел эксперимент с участием 8500 человек. Семья из 4-х человек ежемесячно получала доход в размере 1600 долларов США. Данный опыт свидетельствовал о том, что участники эксперимента стали больше времени уделять учебе и поиску желаемой работы. 

В 1970-е годы в Канаде был реализован проект под названием Mincome. Часть жителей двух городов провинции Манитоба – Виннипет и Дофин – в течение пяти лет получали выплаты в формате безусловного базового дохода. В первую очередь в эксперименте участвовали граждане с низким уровнем доходов. Целью эксперимента была задача выяснить, будут ли люди работать с прежней интенсивностью, получая ББД. Несмотря на то, что проект был прекращен вследствие финансовых трудностей, удалось оценить его результаты. Молодые мамы, получавшие безусловный базовый доход, смогли увеличить срок отпуска по уходу за ребенком, работавшие подростки стали уделять больше времени учебе, что повысило успеваемость в старших классах средней школы. Участники эксперимента улучшили состояние своего здоровья, снизив уровень госпитализаций на 8,5%. При этом количество работающих участников эксперимента не уменьшилось. Эвелин Форгет, исследовавшая результаты проведенного эксперимента, считает ББД, дополняющий «доходы работающих бедняков, самым эффективным видом социальной помощи». 

На Аляске (США) с 1982 года часть доходов «Постоянного Фонда Аляски», формируемого за счет доходов от продажи нефти, распределяется между всеми жителями штата в виде дивидендов, составляющих около 10% от средних доходов фонда. Незначительная изначально сумма ежегодных выплат около 330 долларов США достигает пика к 2015 году и превышает 2000 долларов США. Тем не менее, размер выплаты оказался слишком мал, чтобы оказать существенное влияние на поведение жителей Штата. Уровень безработицы на Аляске кардинально не изменился, а количество сотрудников, перешедших на сокращенный рабочий день, увеличилось на 2,2%. Данный опыт интересен с точки зрения попытки использования доходов от природных ресурсов для непосредственного подъема уровня жизни населения 

Упомянутый ранее Гай Стэндинг приводит в пример успешный пилотный проект по введению ББД, в реализации которого принимал участие сам ученый. В исследовании, проходившем с 2012 по 2013 гг. в штате Мадхья-Прадеш (Индия), приняли участие 2034 домохозяйства (более 6000 чел. из 20 деревень). К концу эксперимента каждый взрослый участник ежемесячно получал 300 рупий (около 5,8 долларов США), а ребенок – 150 рупий (около 2,9 долларов США). Средний уровень зарплаты в Индии в 2012 году составлял около 25 долларов США в месяц.  «В противоположность тому, что предсказывали критики, базовый доход увеличил, а не уменьшил продолжительность работы и труда, за исключением детей, которые вместо работы пошли в школу», - пишет Стэндинг. Исследование показало значительную активизацию экономической деятельности населения, включая вторичную экономическую занятость, такую, как микропредпринимательство и кооперативный бизнес. Кроме того, улучшились санитарные условия жизни участников пилотного проекта, качество их питания и состояние здоровья. Многие успели повысить образовательный уровень. Свободные деньги позволили улучшить бытовые условия жизни. 

Правительство Финляндии в 2016 году начинает эксперимент по введению безусловного базового дохода среди безработных. Его целью стало стремление понять, как ББД может повлиять на рынок труда и уровень занятости. Случайным образом были выбраны 2000 человек в возрасте от 25 до 58 лет. В течение 2-х лет участники эксперимента получали по 560 евро ежемесячно без каких-либо условий. Важно отметить, что указанная сумма в 560 евро соответствовала минимальному пособию по безработице (около 25% от среднего заработка в стране), которое на период эксперимента было отменено для его участников. 

Сравнение с контрольной группой безработных, не получавших выплат в формате ББД, выявила лишь небольшую статистическую разницу в увеличении количества людей, нашедших работу в течение двух лет. По факту, финский эксперимент касался не безусловного базового дохода, а выплат, ориентированных на трудоспособных людей, не имеющих работу. При этом Правительство Финляндии получило возможность проанализировать работающие в стране механизмы в сфере социальных услуг. «Длительно безработные» в Финляндии обязаны участвовать в активных программах на рынке труда. Отказ от такого участия приводит к потере пособия на два месяца, а также возможное дальнейшее сокращение размеров социальной помощи. Участники эксперимента были избавлены от участия в подобных мероприятиях, санкции на них не распространялись. Организаторам эксперимента важно было понять механизмы возможного изменения системы социального обеспечения с целью повышения активности людей с увеличением стимулов к работе.  По мнению Миски Симанайнен, старшего научного сотрудника Финского института социального страхования, эксперимент удался. Значительная статистическая разница заключалась в том, насколько счастливой себя чувствовала каждая из двух групп. Люди, получавшие ББД, сообщали о гораздо более низком уровне незащищенности и стресса. Благополучие было на более высоком уровне, чем в контрольной группе, и это действительно явилось значительным улучшением по большинству параметров благополучия.

Германский опыт также подтверждает существенное изменение настроения граждан, получающих безусловный базовый доход. С 2014 года немецкая некоммерческая организация «Мой основной доход» проводит непрерывный эксперимент с участием ограниченного числа участников. Финансируется проект за счет частных пожертвований (краудфандинга), а участники отбираются с использованием лотереи. Одновременно 20 человек получают ежемесячно 1000 евро, к ним предъявляется лишь одно требование – отчитываться о своих расходах. К концу 2020 года число участников германского эксперимента приблизилось к 700 человекам. Участники проекта отмечают снижение уровня беспокойства, рост чувства уверенности в завтрашнем дне, прилив сил и энергии, трансформацию отношения к работе, как к общественно важному делу, включая рост личной заинтересованности в труде. 

В Италии пилотный проект по выплате безусловного базового дохода стартовал в 2017-м году. Участниками эксперимента стали семьи с доходом менее 6000 евро в год на человека (менее 40% медианного дохода в Италии). С 2019 года программа распространяется на всю территорию страны с финансированием на уровне 8 млрд евро. Гарантированный доход в среднем в размере около 500 евро на человека получали 1,3 млн. семей общей численностью до 3 млн. человек. Выплачиваемое пособие являлось единственным источником дохода для 45% участников программы. Уровень бедности среди получателей пособия составлял 26%, это в 3,5 раза больше, чем в среднем по Италии. Выплата ББД в Италии позволила выйти из абсолютной бедности 25% участников.

Сегодня сторонники введения безусловного базового дохода активизировали деятельность по продвижению идеи в массы во многих странах мира. При этом создаются общественные организации, лоббирующие идею на уровне законодателей и правительств. Активная работа идет в Австрии, Армении, Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Финляндии и Франции. В Азии и Африке ББД обсуждается в Израиле, Индии, Ираке, Иране, Казахстане, Китае, Монголии, Саудовской Аравии, Южной Корее, Японии, Кении, Уганде и ЮАР. 

В США с 2019 года в целом ряде штатов реализуются несколько десятков проектов по введению безусловного базового дохода для различных категорий граждан.

В рамках настоящего исследования заслуживает внимания проект, реализованный «Фондом матерей Магнолии» в штатах Джексон и Миссисипи. Первый пилотный проект был реализован в период 2018-19 гг. 20 матерей-афроамериканок в течение 12 месяцев получали безусловный базовый доход в размере 1000 долларов ежемесячно. Все участники отметили, что им достаточно средств для удовлетворения базовых потребностей. Количество детей матерей-участниц проекта, полностью завершивших программу обучения в средней школе, увеличилось с 63% до 85%. Все участники отметили снижение уровня беспокойства и рост семейной вовлеченности. 

Следующий проект реализован в период 2020-21 гг., в нем приняли участие 110 женщин. Они также получали 1000 долларов США ежемесячно. Участницы отметили улучшение качества питания в семье, а доля детей, успевающих в школе на среднем уровне, выросла на 20%.

В России только три эксперимента можно отнести к теме безусловного базового дохода и то весьма условно. 

В марте 2019 года стартует проект под названием «Основной доход – россиянам». Участниками эксперимента стали 8 человек – многодетные родители и пенсионеры из Москвы, Московской области и Бурятии. Выплаты составили от 5000 до 6500 в месяц на человека. Эксперимент длился 3 месяца, его научным партнером выступил Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, разработавший анкеты для участников проекта. Предметом изучения стало влияние выплачиваемого ББД на уровень благосостояния, психическое и физическое здоровье участников эксперимента. 

Участники отметили улучшение состояния психического и физического здоровья. Наиболее заметные результаты отметили многодетные родители. 

В марте 2019 года в пос. Янтарный Калининградской области запущена программа Yalland, финансируемая за счет частных пожертвований. Жители Янтарного имели возможность зарегистрироваться на сайте, где каждую неделю случайным образом выбирались 10 человек для участия в проекте. Сумма выплат составляла 1000 рублей в месяц. 

Далее условия участия в проекте регулярно менялись – от расширения аудитории, вплоть до всей территории России, до замены денежных выплат на начисление баллов, которые можно было обменять на продукты в единственном магазине в пос. Янтарный. Все закончилось скандалом, связанным с главным организатором эксперимента – сити-менеджером Янтарного Алексеем Заливатским. Чиновник бежал за границу после того, как его обвинили в сокрытии доходов. Данные о влиянии выплат на состояние участников эксперимента отсутствуют. 

И, наконец, в Нижнем Новгороде в 2021 году был объявлен эксперимент по теме безусловного базового дохода. Его участниками стали 20 семей, преимущественно с детьми, которые получили по 10 тыс. рублей, открыв организаторам возможность контроля за своими расходами. Срок эксперимента составил 1 месяц, иных выплат его участники не получили. Итоги эксперимента, представленные организатором – Институтом политической психологии – содержат информацию об основных категориях затрат участников проекта. 70% расходов пришлось на детей. 30% участники проекта тратили на детскую одежду, 20% на еду, 10% на школьные принадлежности, 5% на транспортные расходы и медикаменты и менее 1% - на алкоголь. 

Таким образом, данные отечественных исследователей темы последствий введения безусловного базового дохода оказываются бесполезны с практической точки зрения. 

Мировой опыт свидетельствует о том, что главной проблемой ББД является финансирование. Расходы на полноценное введение безусловного базового дохода в масштабах всей страны могут доходить до 50% ВВП. 

ББД способен существенно улучшить психологическое и физическое здоровье граждан, не приводит к снижению занятости, а, напротив, стимулирует более серьезное отношение к труду. Особенно актуален ББД в отношении малоимущих граждан и многодетных семей.

 

Практическая реализация

Целый ряд опросов, проведенных в России в последние несколько лет, свидетельствует о позитивном отношении граждан России к идее введения безусловного базового дохода . 

Согласно данным двух опросов, проведенных сервисом Superjob.ru в 2020 году, 67-68% граждан России одобряют введение ББД. Против выступает 5-8% респондентов. 

При этом 67% опрошенных уверены в том, что не перестанут работать, получая безусловный базовый доход. 

В ходе опросов определена и средняя желаемая сумма ББД. Она составляет 25000 – 28500 рублей. 

Приведенные данные подтверждаются результатами опроса, проведенного банком «Открытие» в 2020 году. 75% респондентов поддержали идею введения ББД, против высказались 13% опрошенных, а средняя желаемая сумма безусловного базового дохода составила 20000 – 30000 рублей.  

 


Инфографика: ДЕМ.ИНФОРМ / Дарья Ковалева

 

Идея введения безусловного базового дохода активно обсуждается в России рядом законодателей и политиков. Так, например, партия «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» (СРЗП) выступила с инициативой введения в России безусловного базового дохода с реализацией в три этапа. 

На первом этапе устанавливается выплата в размере 10000 рублей на каждого члена семьи с детьми. Таким образом, полная семья с двумя детьми должна ежемесячно получать 40000 рублей. На втором этапе ежемесячную выплату в 10000 рублей получат пенсионеры и – далее – остальные граждане России.  

20 декабря 2021 года СРЗП вносит на рассмотрение Госдумы проект Федерального закона «О базовом доходе семей, имеющих детей», который предусматривает введение выплат всем семьям, имеющим детей, в размере 10000 рублей на каждого члена семьи. При этом родители получают выплаты до достижения младшим ребенком возраста 18 лет, а каждый ребенок вплоть до совершеннолетия. Законодатели определяют максимально возможный размер расходов на реализацию предлагаемой программы в пределах 7,2 трлн. рублей. В качестве источников финансирования предлагается создать «Фонд национального сбережения», в который будет направляться 90% дополнительных ежегодных нефтегазовых доходов страны, а также дополнительный доход бюджета за счет отмены возврата НДС при экспорте сырьевых ресурсов. По поводу двух описанных выше инициатив законодатели также внесли на рассмотрение Госдумы соответствующие законопроекты. 

Закон «О базовом доходе семей» изначально не получил поддержки со стороны Правительства Российской Федерации. Представители исполнительной власти сослались на внутренние противоречия представленного законопроекта. Не нашли депутаты от СРЗП и поддержки со стороны Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. В итоге законопроект не прошел первое чтение. 


Каково же возможное эффективное решение?

Очевидно, что идея безусловного базового дохода органично ложится в основу базовой меры поддержки семей с детьми. Единая ежемесячная выплата на каждого ребенка семьи, осуществляемая в формате базового дохода, выплачиваемого вне зависимости от финансового положения семьи, согласуется и с опытом ряда стран, которые введение ББД начинали именно с поддержки семей с детьми. 

Уместно напомнить опыт выплат ББД в США и Индии, когда финансирование программы осуществлялось за счет доходов от продажи природных ресурсов. Это актуально для России. Кроме того, это весьма символично, когда природные богатства трансформируются в главную ценность государства – детей. 

Полноценное введение ББД требует серьезной подготовки и, очевидно, не может быть произведено одномоментно. Имея конечную цель обеспечить безусловным базовым доходом каждого ребёнка до 18 лет, можно начать с выплат детям, родившимся после принятия соответствующего закона, а затем постепенно распространять закон и на рожденных ранее детей. 

Таким образом, безусловный базовый доход, находящийся в стадии адаптации и экспериментов во всем мире, в России может быть реализован в первой – начальной – стадии и иметь форму основного инструмента поддержки семьи с детьми. Очень важно, что эта инициатива, являясь единой федеральном мерой поддержки, верно определяет приоритеты государственной политики. Семья с детьми является главной ценностью государства, от которой и зависит будущее страны. 



[1] Термин, введенный Стэндингом, обозначает формирующийся класс работников, не имеющих твердых социальных гарантий и стабильной заработной платы

[2] В 2017 году средний уровень зарплаты в Швейцарии составлял около 5700 евро