Автор фото и текста: Егор Косоуров
Возрождая семейное дело
Недалеко от Твери, в селе Медное находится музей художественного стекла. Экспозиция посвящена работам династии Маршумовых – художников по стеклу, создающих свои произведения в уникальной авторской технике. Её создатели, основатели династии – заслуженные художники РФ Ирина Михайловна и Михаил Михайлович. Вместе супруги окончили Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, а затем с 1966-го года трудились на Калининском стекольном заводе в качестве главных художников. Сегодня семейное дело продолжает их сын Антон. Вместе с женой Татьяной он хранит традиции Тверской школы художественного стеклоделия, демонстрируя своё мастерство гостям музея.
«Всё началось с моих родителей. Папа, Михаил Михайлович и мама Ирина Михайловна – обогатили стандартную стеклодувную технику приёмами декоративного искусства, разработали свои принципы формообразования, заложив основы тверской школы художественного стеклоделия. Благодаря их деятельности на Калининском стекольном заводе, он стал единственным в Советском Союзе, где создавалось художественное стекло в стеклодувной технике. В основе создания любого сувенира или авторской работы лежала техника свободного выдувания, где элементы композиции между собой объединялись единым воздушным пространством через сквозное продувание. Такой принцип позволял достигать цельности композиции, когда один элемент вытекает из другого, и между ними нет стенок. Достигается высокая кантиленность и пластичность, что так важно в создании художественного образа», — рассказывает Антон.
Несмотря на профессию родителей, Антон предпочёл художественное училище точным наукам: физике и математике. После окончания первого курса в Ленинградском государственном университете он отслужил в армии. Спустя два года мама, Ирина Михайловна предложила пойти учеником на завод. Поработав как мастер за горелкой, Антон понял, что ему нравится взаимодействовать со стихией огня. Параллельно он поступил в Тверское художественное училище имени А. Г. Венецианова и получил художественное образование. Так и продолжилась династия художников по стеклу.
«В этом деле меня привлекал, в первую очередь, сам материал. Нравилось наблюдать, плавить, смотреть на его пластичность. Знаете, когда сидишь перед горелкой, попадаешь немного в другой мир. Остаёшься наедине со своей работой, чтобы в итоге войти с ней в контакт. Тогда получается уникальный предмет», – говорит Антон.
После окончания художественного училища Антон продолжил работать на заводе, в том числе и в должности художника, разрабатывая образцы сувениров для выпуска на заводе. К сожалению, художественный сувенирный участок в 2003 году был полностью закрыт. В настоящий момент на заводе выпускают стеклотару, художественного стеклоделия там нет.
«Художнику по стеклу всегда нужно время для творчества. Так, например, когда мой отец, Михаил Михайлович работал на Калининском заводе, всем художникам промышленного предприятия давались творческие дни. В это время, находясь на заводе, они могли привлекать стеклодувов для создания своих творческих работ. Ведь художник по стеклу и стеклодув это две разные профессии. Художники, как правило, не владели стеклодувным ремеслом и работали всегда с мастерами. Поэтому, когда на предприятии закрылся цех и были уволены все стеклодувы, художники были лишены возможности создавать свои авторские работы в стеклодувной технике. К сожалению, прошло уже более 20 лет с момента закрытия сувенирного участка, и нового поколения стеклодувов не сформировали, ведь ремесло можно передать только из рук в руки, только при наличии производственной базы, то есть на заводах. Этому не научишь по учебнику», – рассказывает Антон.
На фото Антон в классе для занятий по стеклоделию
С такой проблемой столкнулась и семья Маршумовых. Пришлось искать новую профессию. В 2002 году Антон получил предложение о работе в Германии – показывать туристам ремесло стеклодува в одном из самых больших парков развлечений. Это позволило не потерять навыки работы за горелкой. После возвращения из Германии Антон принял решение построить свою небольшую мастерскую, которая позволила бы продолжить творческую деятельность и уже реализовываться как художнику в стекле. Так создавались авторские композиции в период с 2013 года. Идея создания музея пришла намного позже, когда из жизни ушла мама Антона, Ирина Михайловна.
«Безусловно, для нас это была трагедия. Когда мы начали разбирать её работы, осознали, что это не правильно - хранить их в коробках на антресолях. Это культурное наследие не только нашей семьи, но и русского народа. Ведь Ирина Михайловна 40 лет жизни отдала развитию культуры своей страны, развивала декоративное искусство в стекле, а совместно с Михаилом Михайловичем заложили основы тверской школы художественного стеклоделия. Забывать дело родителей было бы просто непростительно. Поэтому, было принято решение создать не просто музей, где будут выставлены авторские композиции нашей семьи, но и объединить выставочное пространство со стеклодувной мастерской, так как Антон держит стеклодувное ремесло в своих руках и может обучить начинающих стеклодувов. Так мы сохраним не только авторские работы, но и принципы тверской школы художественного стеклоделия», – рассказывает Татьяна.
Так появился современный формат музея со стеклодувной мастерской на родной земле – в Тверской области. В 2013 году супруги приобрели участок в селе Медное и приступили к строительству. Начало возрождения забытого было положено.
Музей в Медном
Сегодня музей продолжает развиваться. В дополнение к уже работающему и принимающему просителей основному зданию строится пристройка для открытия дополнительного зала, где планируется экспозиция, рассказывающая об истории стеклоделия.
Рядом рабочие обустраивают отдельное помещение для стеклодувной мастерской, где планируется организовать еще два рабочих места для стеклодувов.
«Решили, что в главном здании нужно больше пространства для посетителей. А отдельная стеклодувная мастерская позволит проводить обучение начинающих стеклодувов независимо от загрузки основного здания экскурсионными услугами», — рассказывает Татьяна.
Сейчас на первом этаже главного дома располагаются рабочие места стеклодувов и витрины с работами родителей. На втором – выставка работ Антона и помещения для проведения мастер-классов по росписи стеклянных сувениров. Эти мастер-классы особенно популярны для проведения семейного досуга. К нам приезжают со всей тверской области и не только. Много гостей из Московской, Ленинградской областей, приезжают по выходным целыми семьями. Всего за год музей посещают порядка семи тысяч гостей.
На фото Антон и Татьяна на первом этаже музея
Обязанности в управлении семейным делом разделены: Антон отвечает за творческую составляющую, Татьяна — за прагматичные цифры и управленческую работу. Принимает участие в жизни музея и сын Никита. Несмотря на интересы в другой, не связанной со стеклом сфере, Никита помогает родителям с техническими решениями для музея: отвечает за работу сайта и интернет-продвижение.
«Решение о посвящении себя искусству должно прийти самостоятельно. Его нельзя навязывать. Так было и со мной, когда с детства окружала творческая среда, но как-то душа не лежала. А потом, видимо, гены родителей возобладали. Начал заниматься стекольным делом уже в сознательном возрасте», — говорит Антон.
Сила стекла
«Стекло, хоть и «холодный» материал, начинает оживать непосредственно при создании работы. Вот, например, все элементы соединены друг с другом, нет отдельных частей – всё едино. Эта работа называется «Антошкино детство». Её сделала мама Антона, Ирина Михайловна. Видите, как с помощью языка декоративного искусства можно передать семейную теплоту», – рассказывает Татьяна.
На фото работа И. М. Маршумовой «Антошкино детство»
Ещё одна знаковая для династии композиция – синий петушок. Автор – Михаил Михайлович Маршумов. Именно эта композиция стала первым выдувным сувениром, произведённым на Калининском стекольном заводе, впоследствии Калининский стекольный завод зарегистрировал товарный знак в образе этого петушка и брендировал свою продукцию им.
«Не знаю другого направления искусства, которое дало бы такую гамму чувств. Свои работы я делаю на каком-то интуитивном, подсознательном уровне, когда композиция начинает оживать уже в процессе выдувания», – рассказывает Антон.
Главной задачей музея, говорит продолжатель династии, является сохранение наследия. Сохранить семейное дело – высшая цель. Для этого Маршумовы проводят экскурсии, мастер-классы, на которых Антон демонстрирует все этапы создания изделия из стекла в традициях тверской школы художественного стеклоделия.