Новость

П. И. Чайковский и ветераны ВОВ собрались вместе

В галерее Александра Шилова прошёл вечер классической музыки, посвящённый Петру Ильичу Чайковскому
16 мая 2023
18:01
(Изменено 06.06.23 17:41)
Ирина/вокалистки.jpg
Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Ирина Мудрых


Автор: Ирина Мудрых

Пётр Чайковский и ветераны Великой Отечественной войны в одном ряду – на первый взгляд, странное сочетание. Как великий русский композитор, живущий задолго до начала войны, мог встретиться с ветеранами? Оказалось, что мог. В Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Александра Шилова, на третьем этаже – в атмосфере зала c портретами Героев СССР и участников ВОВ, где прошёл концерт «Вечер классической музыки», приуроченный ко дню рождения Чайковского.

Очень необычное сочетание никак не укладывалось в голове, когда, например, в самом начале концерта две вокалистки исполнили сцену из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» – дуэт Ольги и Татьяны «Слыхали ль вы» под аккомпанемент рояля. Анастасия Силаева отлично подошла для роли Тани Лариной: легкая, воздушная, с нежным, но очень устойчивым сопрано. Она – олицетворение красоты, невинности и гармонии. Полная ей противоположность – более приземлённая Ольга, которую представила зрителю Светлана Долматова. У неё удивительный голос, с впечатляющим диапазоном. На низких нотах он настолько полный и объемный, что можно утонуть, а на верхних – приобретает особенный шарм.

Не забыли и о мистической «Пиковой даме», сюжетом которой Чайковский не сразу, но настолько заинтересовался, что «с самозабвением» написал оперу всего за 44 дня. Дуэт Прилепы (сопрано) и Миловзора (контральто) из интермеццо получился легким и в то же время стремительным, очень точным. И, кстати, актёрская игра девушек тоже хороша. Анастасия Силаева (она же Прилепа) как всегда улыбчивая, нежная и игривая. А вот Светлана Долматова просто бесподобна в образе Миловзора, и удивляет то, с какой гладкостью она исполнила эту низкую партию.

Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Ирина Мудрых

Из оперного репертуара зрителям, судя по их реакции и крикам «Браво!», больше всего понравилось ариозо Кумы из любимой оперы самого Чайковского – «Чародейки». Партия не из лёгких. В ней Пётр Ильич уместил скачки на большие интервалы и в то же время мелодию «на одной ноте», сложный ритм и много альтерации. Анастасия Силаева чувственно исполнила ариозо, добавив, где нужно, дополнительные паузы. В сольном исполнении ей не уступила коллега Светлана Долматова. В романсе «То было раннею весной» на слова Алексея Толстого она раскрылась ещё больше, показав свою лирическую сущность. Кажется, это произведение ей было по душе. Девушке удалось передать тот психологизм, драматизм, который Чайковский вложил в своё сочинение.

Вместе с оперным и камерным вокальным творчеством у Чайковского особое место занимают и фортепианные сочинения, которые тоже были представлены на концерте в галерее. «Песня без слов» из цикла «Воспоминания о Гапсале» в переложении для скрипки и фортепиано (благодаря чему, кстати, исполняется чаще остальных произведений этого цикла и, соответственно, наиболее популярна) до сих пор звучит в голове. И, находясь в зале, не понимаешь, куда обратить своё внимание в большей степени: на скрипачку Любовь Тихонову, которая действительно чувствует музыку и свой инструмент, на её технику исполнения, или же просто наслаждаться звучанием «королевы оркестра».

Инструмент в руках Любови поёт, обнажает душу. И особенно это стало заметно во второй части инструментального концерта – контрастной и не всеми понятой, тематика которой резко отличалась от лирической направленности первого отделения. Произведения П. И. Чайковского уступили место композициям, посвященным военной тематике. Известная тема Джона Уильямса из фильма «Список Шиндлера» в живом исполнении скрипачки заставляет плакать и задуматься о жизни. И в этот момент понимаешь смысл проведения концерта классической музыки в картинной галерее с портретами Героев СССР. В нём, конечно, речь не идёт прямо о ветеранах ВОВ, которые смотрят на тебя со стен зала, но суть всё же ясна. Скрипка, как никакой другой инструмент, передаёт всю боль утраты, скорбь и отчаяние.

 Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Ирина Мудрых

И на этом абсолютно трагическом моменте публика вновь ожила. Анастасия Силаева «взорвала» в хорошем смысле зал песней Василия Соловьева-Седова «На солнечной поляночке». А в завершении концерта прозвучала известнейшая композиция Анатолия Новикова и любимая публикой песня «Смуглянка». Вообще, можно было бы поругать организаторов за дезинформацию: зрители пришли на концерт, посвящённый Чайковскому, а в итоге вторая его часть ничего общего с композитором не имела. Но артисты нашли себе оправдание: недавно вся страна отпраздновала День Победы, и очень логично почтить память павших и поблагодарить всех защитников Родины в соответствующей обстановке галереи. В итоге концерт получился органичным, связав два важных пласта: ратный подвиг героев и музыку великого композитора.

Сейчас военно-патриотическая тема снова популярна. И кому, как не музыкантам, исполнителям и другим деятелям искусства, отражать решающие события, которые, наравне с историей, становятся подлинным наследием русского народа.