Аналитика

Особенности влияния межпоколенных отношений и типа родительской семьи на семейноориентированность молодёжи

Молодые люди из полных семей имеют более положительные установки в отношении супружества и родительства

Авторы: Судьин С. А., доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы факультета социальных наук Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия);
Сайфуллин Г. П., кандидат социологических наук, руководитель Агентства социально-демографического развития (Нижний Новгород, Россия);
Сайфуллина А. В., Агентство социально-демографического развития (Нижний Новгород, Россия)

Инфографика: Дарья Ковалева

В статье описываются особенности влияния типа родительской семьи на семейную ориентированность молодёжи. Респонденты из полных семей имеют более положительные установки в отношении супружества и родительства, чем испытуемые из неполных семей. Помимо типа семьи, большое значение имеют дополнительные признаки родительской семьи, в особенности качество супружеских и детско-родительских отношений.

Ключевые слова: семья, семейноориентированность, межпоколенные отношения, детско-родительские отношения, родительская семья, идеал семьи.


Владимир/Аналитика_Апрель_24/mnogodetnie-450.jpg

Фото: сайт РОО «Объединение многодетных семей города Москвы»

Семья играет важную роль в жизни не только конкретного человека, но и общества в целом. На макросоциальном уровне семья рассматривается как основной институт воспроизводства населения, инструмент решения важнейшей задачи демографического развития страны, которая в настоящий момент является одним из основных государственных приоритетов. Негативные прогнозы динамики населения, омрачавшие относительно благополучную ситуацию с рождаемостью в 2012-2017 годах, начинают сбываться в силу объективных процессов. Среди таковых – малочисленность и, как следствие, низкий репродуктивный потенциал когорт, родившихся в 90-е годы, коррекция их репродуктивных планов из-за снижения социальной стабильности, а также дальнейшая трансформация института семьи, динамика ценности детей по модели развитых стран. Например, за первую половину 2020 года естественная убыль населения России составила 688,7 тысячи человек и почти достигла уровня всего 2019 года. Наибольшее число умерших было зарегистрировано в июле – 181,5 тысячи человек, число зарегистрированных рождений составило в этом месяце 130,7 тысячи человек. За 2020 год родились 1435,8 тысячи человек, что на 48,8 тысячи человек меньше, чем в 2019 году [1]. Оба этих фактора привели к ускорению естественной убыли населения. Однако, если увеличение числа умерших носит временный характер из-за пандемии коронавируса, то падение числа рождений – это долгосрочный тренд. Очевидно, что помимо объективных причин снижения рождаемости, таких как уменьшение численности женщин репродуктивного возраста, от которых можно было бы ожидать активного деторождения в ближайшие несколько лет, существуют и факторы социально-культурного порядка, активно сдерживающие включение молодых женщин в этот процесс.

И здесь мы непосредственно подходим к проблеме социальных установок и общепринятых образцов репродуктивного поведения, основным агентом которых является семья. Именно в ней закладываются основные моральные принципы, ценности и установки. А. И. Антонов отмечает важное значение родителей и межпоколенных отношений в формировании представлений об идеале семьи, в том числе о количестве желаемых детей [2].

В семье естественным образом усваиваются модели семейного поведения, представления о супружеских и детско-родительских отношениях через развитие социальных связей членов семьи и близкого окружения. Как отмечают И. В. Павлюткин и М. И. Голева, особое влияние на репродуктивные установки имеет «опыт детодержания» через непосредственное взаимодействие с маленькими детьми (сиблингами, детьми родственников и друзей) [3]. В то же время В. М. Карпова и Е. В. Филиппова отмечают, что сценарий родительской семьи может проявляться по-разному: как в сторону подражания, так и в сторону отрицания модели взаимоотношений в семье родителей [4].

Воспитание будущего супруга и родителя зависит от многих факторов, главную роль среди которых играет образ жизни родительской семьи. Атмосфера семьи, качество взаимоотношений между её членами, активное участие обоих родителей в воспитании детей, наличие у отцов и матерей специальных знаний, умений и навыков, правильная организация разных видов деятельности детей и семейного досуга имеют важнейшее значение в воспитании будущего семьянина.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребёнка – в социальном контакте, доверии к миру и привязанности. Семья является многогранной системой, в которой помимо простых взаимоотношений в диаде «родитель-ребёнок» происходит взаимопроникновение мира взрослых в мир детей и наоборот, что объективно может способствовать формированию у детей идеала и реальной модели будущей семьи.

Ориентация на семью часто формируется неосознанно ещё в раннем детстве, в большинстве случаев под воздействием примера родителей, моделей их поведения и взаимоотношений. В родительской семье ребёнок идентифицирует слова и реакции родителей, формирует поведенческие установки. Ориентация на семью начинает складываться в том числе под воздействием чтения детской литературы, игр и семейных традиций и закрепляется тогда, когда подрастающего ребёнка начинают осознанно готовить к созданию собственной семьи, в особенности вырабатывая у него нравственные и социально-бытовые качества, необходимые в будущей семье [5].

Большая роль семьи на этапе подготовки к семейной жизни заключается в формировании у ребёнка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга и родителя. Это, в частности, самоидентификация как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, которые определяют взаимодействие мужа и жены, родителей и детей.

Долгое время ребёнок может считать свою семью идеальной и только в подростковом возрасте начинает сравнивать и анализировать модель взаимоотношений родительской семьи с образом идеальной семьи, который является для него наиболее предпочитаемым. В юношеском возрасте формируются психологические новообразования, которые являются важнейшими для будущего семьянина: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы и желания других людей, направленность на другого человека.

Эти качества не возникают сами собой, а воспитываются окружением ребёнка, прежде всего семьей, в которой он проживает. Важно отметить, что и на родительскую семью большое влияние оказывает социальное окружение, и, безусловно, средства массовой информации, которые могут трансформировать ценности членов семьи как в положительную, так и, как часто бывает, и в отрицательную сторону [5].

В родительской семье дети воспитываются в соответствии с ценностными ориентациями отца и матери, усваивая стереотипы супружеского поведения. Но, оказываясь вне влияния родителей и приобретая собственный опыт, индивид сталкивается с разными ситуациями, которые разрушают сформированные стереотипы. Возникает противоречие: идеального и реального, установок на супружество старшего поколения и молодёжи. После создания семьи они перестраиваются под воздействием новой для молодого человека супружеской жизни до рождения ребёнка, а затем и новой роли родительства после появления детей. Между сформированными представлениями о семейной жизни на этапе первичной социализации личности и реальной жизнью супругов, а затем родителей возникает целая система противоречий.

С переходом от патриархальных к современным моделям общественного устройства и производства, а также с развитием системы государственного социального обеспечения снижается значение семьи как основы материального благополучия каждого человека. Это соответствующим образом отражается и на мотивах вступления в брак и рождения детей, ролевых моделях поведения в браке, значимости эмоциональных аспектов межличностных отношений. Под образом семьи, как правило, молодые люди имеют в виду и семью родителей, и собственную (чаще – будущую семью).

Ценность семьи воспринимается как одномоментно возникающий желаемый образ, но отсутствуют стратегии поэтапного достижения этой ценности. Это обостряет актуальность поиска моделей демографического поведения, разработки практических рекомендаций для максимизации эффектов ценностной жизненной реализации молодёжи в семье. Семейно ориентированное поведение отражает идеальную модель деятельности, ценностный идеал семьи с соответствующими ему направленностью, результатами и установками [6].

Современной молодёжи очень сложно согласовать различные жизненные стратегии, которые могут на определенных этапах и в ситуациях конкурировать между собой.

Исследование ВЦИОМ (число опрошенных – 1,6 тысячи человек, ноябрь 2023 года) показало, что семь из десяти россиян считают крепкую семью наиболее важной ценностью. Особенно часто о важности семьи говорят граждане в возрасте 35-44 лет (77% по сравнению с 57% опрошенных в возрасте 18-24 лет) [6]. Возможно, это связано с тем, что люди в этом возрасте практически осознают важность своей семьи (не только родительской), уже стали супругами и родителями (Рисунок 1).


Интересное распределение приоритетных ценностей отмечается среди разных поколений и возрастов (опрос проводился по степени значимости традиционных ценностей, отмеченных в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»). В целом приоритетность ценностей соотносится с ведущими потребностями каждого поколения: «самореализация» и «дружба» являются более актуальными для молодёжи, а «гордость за страну», «историческая память», «единство народов» – для более старших возрастов (Таблица 1).


В. И. Чупров и Ю. А. Зубок отмечают, что для современной российской молодёжи характерны одновременное восприятие традиционных и современных представлений о семейной жизни, а среди смысла семейных отношений – возрастание значения любви [8].

С 2010 по 2020 годы количество неполных или монородительских семей России в общей структуре семей увеличилось с 32,6% до 38,5%, в том числе: неполные семьи с матерью – с 28,9% до 31,2%, неполные семьи с отцами – с 3,7% до 7,3% [8].

Кроме того, увеличивается число так называемых «социальных сирот», когда в семьях наблюдается тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, не занимающихся воспитанием и обучением своих несовершеннолетних детей или занимающихся этим ненадлежащим образом. Ввиду большой профессиональной занятости, перегруженности бытовыми проблемами, мировоззренческих и нравственных кризисов, эгоистических настроений родители мало и без желания занимаются детьми, избегают ответственности, потому что оказываются неготовыми к нему психологически и физиологически, или же не отвечают по своим морально-психологическим качествам высоким требованиям брака.

К числу основных трудностей социализации в неполных семьях с матерью можно отнести недостаточность мужского влияния и контакта с отцом и в целом уделяемого времени на воспитание детей, сложное психологическое состояние матери, материальные трудности. Подобная среда может оказывать влияние на формирование у девочек стереотипов одиночного брачного поведения, а у мальчиков – затруднений в идентификации своего семейного статуса в будущей семье.

В сочетании с определённым негативным опытом (опытом родительской социализации, опытом межличностных отношений) может формироваться негативная модель с позиции семейного образа жизни. Описанные аспекты могут взаимоусиливать друг друга, представляя известный эффект гиперкомпенсации, когда негативный опыт отношений и одиночество индивид пытается компенсировать внешними социальными и профессиональными успехами.

В 2019-2020 годах среди учащихся 10-11 классов трёх образовательных учреждений Нижнего Новгорода было проведено социологическое исследование (количество опрошенных – 102 человека) для изучения влияния типа родительской семьи на семейноориентированность молодёжи [10]. Для выявления характера взаимосвязи степени семейноориентированности с типом родительской семьи рассматривались полная семья с двумя кровными родителями, полная семья с одним кровным родителем и неполная семья с матерью.

Большинство (52%) респондентов проявляют высокую степень согласия с утверждением «Создание и развитие крепкой и счастливой семьи является для меня важнейшей жизненной целью» (степень согласия от 8 до 10 по шкале), 37% – среднюю (от 4 до 7), 12% – низкую (от 0 до 3). При проведении анализа отдельно учитывались случаи полной семьи с кровными родителями от полных семей, в которых один из родителей является мачехой или отчимом. Результаты показали, что распределение ответов респондентов в разрезе типов родительских семей является схожим, значимые различия отсутствуют (Рисунок 2).


Иными словами, в данной группе молодёжи для респондентов с разным типом родительской семьи ценность семейной жизни является жизненно значимой. При этом ярко проявляются различия в представлениях об идеальном образе семьи. Большинство респондентов (86,5%) из полных семей считают свою семью примером; среди респондентов из неполных семей в качестве примера отметили свою семью лишь 10,8% (Рисунок 3).


Для оценки степени лояльности к разводам был использован вопрос из Европейского исследования ценностей молодёжи (2010-2012 European values study (EVS), Tilburg University) «Насколько, по вашему мнению, заслуживают оправдания разводы семей?» Для оценки использовалась 10-балльная шкала, где 1 означает «это никогда не заслуживает оправдания», а 10 – «это всегда заслуживает оправдания». Интересен тот факт, что школьники из неполных семей менее склонны оправдывать развод в семье, чем школьники из полных. Данный результат можно объяснить тем, что дети в неполных семьях на себе испытали стрессовые переживания, последующие трудности и иные негативные моменты при расставании родителей. Визуальное представление распределения ответов представлено на Рисунке 4.


Дополнительно исследовалось отношение респондентов к своим родителям. Для диагностики использовалась авторская методика «Неоконченные предложения», основанная на валидизированной методике «Неоконченные предложения» Сакс-Леви (1950), направленной на выявление особенностей отношения к семейной жизни и отношению к своим родителям у девушек и юношей в период вхождения во взрослость. 60% опрошенных из полных семей считают идеальным отцом своего отца (против 10% опрошенных из неполных семей). Обращают на себя особое внимание ответы школьников из неполных семей, которые часто считают идеальным отцом своего дедушку, а также описывают идеал отца как «не угнетающего, не избегающего мать», «который не оставит семью». Проявление подобных ответов компенсации отцовской роли стыкуется с данными статистики, согласно которой в 2020 году в России 36% монородительских семей с несовершеннолетними детьми проживали вместе с родственниками в составе сложных домохозяйств [11].

Среди респондентов из полных семей чаще проявляется положительное отношение к родителям. В ответах испытуемых из неполных семей на вопросы «Никогда не забуду, как мой папа …» и «Никогда не забуду, как моя мама …» чаще проявляются ответы с негативной окраской в отношении отца («покинул, ушёл от меня в детстве, подал на развод» (35%), «говорил, что я никто» (5%), «не воспитывал, не принимал участия в моей жизни» (5%)) (Таблица 2).


Схожие результаты проявляются и в отношении к матери («долго пропадала на работе», «не поддержала меня») (Таблица 3).


В то же время в обеих группах наблюдается превалирование положительных оценок в отношении к матери: 52% считают свою маму идеальной, 48%, хотя и не называют в качестве идеальных своих матерей, всё же представляют в отношении них положительные характеристики. Среди респондентов из неполных семей прослеживается и благодарность к матери за родительский труд: «воспитывала, растила меня» (20%), «взяла всю ответственность за отца» (5%). Среди респондентов из полных семей и вовсе 98% ответов в отношении к матери имеют положительную окраску.

В отношении будущего супружества у респондентов из неполных семей чаще присутствует негативный оттенок оценок: «трудный шаг», «формальность», «нечто пугающее» по сравнению с респондентами из полных семей. Отвечая на вопрос «Когда у меня появится своя семья, моя жизнь…», они чаще формулируют негативные окраски: «сильно пошатнётся» (5%), «усложнится» (5%). При этом 35% школьников из неполных семей надеются, что с появлением семьи их жизнь станет лучше, ярче, счастливее.

По поводу будущего родительства – отражаются схожие характеристики: 30% старшеклассников, воспитываемых только матерью, считают, что родительство станет для них «тяжёлым испытанием, трудным периодом, большим стрессом», «сложностью, обузой». Однако в ответе на вопрос «Когда я стану родителем, моя жизнь...» нет явных полярных особенностей. Вне зависимости от состава семьи, половина старшеклассников (50%) видят положительные стороны родительства.

По результатам проведённого анализа можно сделать вывод, что старшеклассники вне зависимости от типа родительской семьи определяют семью в числе значимых жизненных ценностей и надеются, что с созданием семьи их жизнь станет лучше и счастливее. Негативными факторами в формировании семейноориентированности может выступать не только состав, социальный и материальный статус, но и качество межличностных отношений в семье. Испытуемые из полных семей в целом имеют более положительные установки в отношении к супружеству и родительству, чаще считают идеальной семью своих родителей, чем испытуемые из неполных семей, в ответах которых часто проявляется обида на родителей и травмирующие события из жизни семьи. Имеется достаточно высокий риск того, что данные обстоятельства могут негативно проявляться и в личных семейных отношениях детей.

Всё это формирует запрос как на продолжение исследований в этой области, так и на разработку законодательных и проектных инициатив, направленных на укрепление семейных и детско-родительских отношений.


Список литературы

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Ссылка.

2. Ценности семейно-детного образа жизни (СеДОЖ-2019): Аналитический отчет по результатам межрегионального социолого-демографического исследования / А. И. Антонов, В. М. Карпова, С. В. Ляликова [и др.]. Под редакцией А. И. Антонова. – Москва: ООО «МАКС Пресс». 2020. 486 с.

3. Голева М. А., Павлюткин И. В. Социальные сети и рождаемость // Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 1. С. 83-98.

4. Карпова В.М., Филиппова Е. В., Карпова В. М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 84-96.

5. Сайфуллин Г. П., Сайфуллина А. В. Влияние межпоколенных отношений и типа родительской семьи на семейноориентированность старшеклассников // Связь поколений как культурное наследие народов союза независимых государств / Под общей редакцией проф. З. Х. Саралиевой. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет имени Н. И. Лобачевского, 2023. C. 632-636.

6. Сайфуллин Г. П., Сайфуллина А. В. Особенности коммуникативных практик в процессе подготовки молодёжи к семейной жизни // Коммуникативные практики современной молодёжи: перспективы и вызовы: Материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 15–16 сентября 2022 года. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, 2022. С. 257-260.

7. Сайфуллин Г. П. Эффекты темпоральной асинхронии компонентов готовности молодёжи к семейной жизни для демографического поведения // Теория и практика общественного развития. 2022. № 3(169). С. 51-58.

8. Ценность #1: навстречу Году семьи. Семья, гордость за страну и историческая связь поколений – трио наиболее важных ценностей россиян. Ссылка.

9. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Отношение молодёжи к семье в изменяющейся социальной реальности // Семья в современном обществе, Москва, 18 мая 2018 года / Под ред. Рязанцева С. В., Ростовской Т. К. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2018. С. 103-108.

10. Росстат. Переписи населения. Ссылка.

11. Сайфуллин Г. П. Социальные практики семьеведения в развитии готовности молодёжи к браку и семейной жизни: востребованность и потенциал // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2(94). С. 60-66.

12. Смирнов В. М., Селиванова О. В. Неполные семьи в России: масштабы, проблемы и социальная помощь // Экономика труда. 2023. Том 10. № 5. С. 695-714.


Оригинал публикации: Судьин С. А., Сайфуллин Г. П., Сайфуллина А. В. Особенности влияния межпоколенных отношений и типа родительской семьи на семейноориентированность молодёжи // Социальные проблемы социальных общностей. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, 2023. – С. 23-37. – EDN SYPAWV.