Аналитика

Молодая российская семья как важнейший ресурс в государственной политике

Анализ проблем и перспектив реализации государственной поддержки молодых семей как одного из главных направлений молодёжной и семейно-демографической государственной политики
18 сентября 2024
16:14
(Изменено 17:42)

Авторы: Касьянов В. В., доктор социологических наук, доктор исторических наук, декан факультета журналистики, Кубанский государственный университет (Краснодар, Россия);
Манучарян А. К., кандидат социологических наук, доцент кафедры истории России факультета истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет (Краснодар, Россия);
Самыгин П. С., доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет (Ростов-на-Дону, Россия)

Инфографика: Дарья Ковалева

В статье анализируются основные проблемы и перспективы реализации государственной поддержки молодых семей как одного из главных направлений молодёжной и семейно-демографической государственной политики в современной России. Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что семья выступает в качестве основополагающего социального института, призванного осуществлять ряд значимых функций, к числу которых относится репродуктивная функция, которая, в силу различных причин, реализуется в современной России не в полной мере, что находит отражение в недостаточно высоком уровне рождаемости, укоренении в сознании значительной части молодых россиян установок на малодетность или даже бездетность. По этой причине, как отмечают авторы, государственная политика должна быть направлена в первую очередь на поддержку молодых семей с детьми, создание условий для рождения в этих семьях двух и более детей. В работе подчёркивается, что в настоящее время вопросы, связанные с формированием, развитием и поддержкой молодой семьи, являются приоритетными в рамках реализации политики современного российского государства, выступают важной предпосылкой обеспечения национальной безопасности страны в целом. В соответствии с итоговым выводом, сделанным авторами статьи, основополагающей задачей всех государственных и общественных институтов, ответственных за осуществление политики в сферах семьи, материнства, отцовства и детства, должна стать популяризация института благополучной молодой семьи, в котором традиционно в молодом возрасте создаётся супружеская пара, ориентированная на рождение и воспитание детей на основе российских традиционных семейных ценностей.

Ключевые слова: семья, молодёжь, молодая семья, социальный институт, общество, государство, государственная политика, молодёжная политика, социализация.


к материалам/к материалам/дом5-2.JPG

На фото семья, получившая дом по программе «Комплексное развитие сельских территорий» / источник: пресс-служба Правительства Липецкой области

Введение

Семья выступает в современном обществе в качестве важнейшего социального института, в рамках которого происходит социализация детей, включающая усвоение ими базовых социальных норм и принципов, необходимых для успешной адаптации к социуму.

Особое место в структуре семей занимают молодые семьи, которые играют определяющую роль в процессе воспроизводства населения: в настоящее время в Российской Федерации проживают 5,3 миллиона молодых семей, в которых растут дети. В соответствии с отечественным законодательством, молодую семью образуют лица, состоящие в официальном браке, в том числе воспитывающие детей, либо же отдельное лицо, которое является единственным усыновителем ребёнка, в возрасте до тридцати пяти лет включительно [1].

Как отмечается в Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, к числу основных направлений рассматриваемой политики относится в том числе и создание необходимых условий, призванных обеспечить успешное функционирование молодых семей [2].

Конкретными целями данной политики являются рост рождаемости, закрепление в сознании молодёжи положительных семейных ценностей и установок, складывание позитивного образа молодой семьи в комплексе со всесторонней государственной поддержкой таких семей.

В настоящее время усилия государства, если опираться на текст рассматриваемого постановления, направлены на укоренение в молодёжном сознании образа благополучной отечественной молодой семьи, в основе которого находится официальный брак, и члены которой ориентированы на рождение и последующее воспитание в семье нескольких детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Несмотря на наличие системы государственных мероприятий, направленных на поддержку молодой семьи, в функционировании данных семей имеются определенные проблемы, что подтверждается статистическими данными, отражающими высокий уровень разводов в рассматриваемых семьях, малодетность и другие показатели.

Данное обстоятельство обуславливает актуальность изучения сущности и основных направлений политики современного российского государства в области поддержки молодых семей, анализ основных проблем и перспектив её реализации.


Результаты и обсуждение

В современном российском обществе существует объективная необходимость в создании надлежащих условий для развития молодой семьи как субъекта социальной структуры, укрепления её благополучия и содействия эффективной реализации данной семьи социальных функций, центральное место среди которых занимает репродуктивная функция.

Основная особенность функционирования молодых семей заключается в том, что данные семьи находятся в процессе становления, проходят интенсивный период развития, что может сопровождаться нестабильным характером взаимоотношений между её членами; молодые супруги на раннем этапе семейной жизни осваивают новые для себя социальные роли, а сам семейный союз как отдельный самостоятельный субъект проходит период социализации в рамках общества.

К другим специфическим характеристикам молодых семей относится низкий или недостаточно высокий уровень материального благосостояния: значительная часть молодых супругов в современной России находится на ранней стадии своей профессиональной карьеры, получает небольшую заработную плату, что накладывается на отсутствие необходимого опыта в планировании семейного бюджета, определении приоритетных для членов семьи расходов.

Материальные проблемы молодых семей могут отражаться на репродуктивном поведении её членов. Так, молодые супруги могут откладывать рождение детей до достижения определенного уровня материального благосостояния, построения карьеры и тому подобное. У тех молодых семей, которые имеют детей, последние, как правило, находятся в малолетнем возрасте, что обуславливает необходимость в дополнительных финансовых затратах на приобретение для них необходимой пищи, одежды, медицинских, образовательных и других услуг.

Молодая семья, как уже отмечалось выше, находится на начальной стадии становления семейной жизни, что имеет следствием траты на приобретение жилья для комфортного проживания членов семьи, удовлетворения различных потребностей бытового характера. При этом и сами супруги могут находится на дотрудовой стадии процесса социализации, будучи студентами высших и других учебных заведений, что предполагает отсутствие финансовой самостоятельности и материальную зависимость от родителей.

На ранних стадиях семейной жизни супруги проходят своеобразный адаптационный период, приспосабливаются к принципам новой для них жизнедеятельности, что может сопровождаться высоким уровнем конфликтности в рамках семейных взаимоотношений и взаимодействий.

Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости выработки особого подхода в рамках реализации государственной политики, направленной на поддержку современной российской молодой семьи [3, c. 42–43].

Реализация государственной семейной политики в отношении молодых семей должно иметь свою специфику и не ограничиваться, как отмечает В.В. Паршина, только материальной помощью для того, чтобы данная семья могла осуществлять присущие ей функции с высокой степенью эффективности. Поддержка молодой семьи должна, по мнению данной исследовательницы, иметь целью создание условий для того, чтобы данная ячейка общества могла принимать активное инновационное участие в общественной жизни [4, c. 132–133]. Необходимо содействие благополучному развитию молодой семьи, помощь в успешной адаптации последней к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Как уже отмечалось выше, одной из основополагающих функций института семьи является репродуктивная или детородная функция, которая в силу различных причин реализуется в современной России не в полной мере, что находит отражение в недостаточно высоком уровне рождаемости (по итогам 2023 года суммарный коэффициент рождаемости в России или среднее число детей на одну женщину составил 1,41, что является минимальным показателем за последние семнадцать лет), укоренении в сознании значительной части молодых россиян установок на малодетность или даже бездетность.

По этой причине государственная политика в нашей стране должна быть направлена в первую очередь на поддержку семей с детьми, создание условий для рождения в семьях двух и более детей. С точки зрения Т. К. Ростовской, приоритетом государственной семейной политики в нашей стране должно стать создание «режима наибольшего благоприятствования для многодетных молодых семей», пропаганда рассматриваемого семейного образа жизни как наиболее привлекательного, благополучного с точки зрения морально-нравственных норм и принципов [5, c. 124].

Необходимо отметить, что в России в начале 2024 г. был принят Указ Президента «О мерах социальной поддержки многодетных семей», в котором предусмотрены различные меры поддержки таких семей с учётом их важной роли в развитии общества и государства: предоставление за счёт средств государственного бюджета различных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей, оказание мер поддержки в области отношений трудового характера, а также профессиональное обучение многодетных родителей, получение ими дополнительного профессионального образования с целью обеспечения качественной занятости и другие меры [6].

Важной предпосылкой эффективного функционирования молодой семьи является экономическая обеспеченность её членов и наличие необходимых условий для самореализации супругов или молодых родителей в различных областях жизнедеятельности.

Как уже отмечалось выше, значительная часть молодых супругов по объективным причинам, связанным, в первую очередь, с отсутствием достаточного профессионального опыта и высокой квалификации, получают относительно низкое денежное вознаграждение за свой труд, вследствие чего они нуждаются в определенной внешней поддержке для обеспечения приемлемого уровня материального благосостояния.

В настоящее время в Российской Федерации законодательно установлены различные меры государственной поддержки молодых семей, которые реализуются на федеральном и региональном уровнях [7, c. 136–137]. К числу данных мер относится, в частности, оказание содействия молодым семьям в приобретении жилья или его строительстве, предоставление молодым учёным жилищных сертификатов, льготное кредитование молодых семей и семей с детьми, которые приобретают жилье самостоятельно (речь идёт, в том числе, о предоставлении молодым семьям с тремя и более детьми земельных участков для осуществления индивидуального жилищного строительства).

В России действует институт материнского или семейного капитала, производятся денежные выплаты нуждающимся в поддержке молодым семьям в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей, а также осуществляются иные меры социальной поддержки.

На региональном уровне в нашей стране осуществляется комплекс мероприятий, имеющий приоритетной целью повышение уровня и качества жизни семей с детьми, в том числе молодых семей, совершенствуются механизмы поддержки рассматриваемых семей, происходит развитие системы социальных услуг.

В ряде субъектов Российской Федерации вводятся новые разновидности помощи материального характера, происходит индексация размеров материальных пособий и выплат семьям с детьми (получателями таких пособий являются и молодые семьи), а также разработка и внедрение на практике новых социальных технологий. В частности, одним из наиболее распространённых в российских регионах методов стимулирования ранних рождений в семьях выступают единовременные денежные выплаты в связи с рождением ребёнка в молодом возрасте; практически во всех субъектах РФ установлена такая мера государственного стимулирования рождаемости, как региональный материнский капитал.

Вместе с тем, несмотря на наличие целого комплекса мероприятий, связанных с государственной поддержкой молодых семей, рассматриваемое направление политики российского государства не является свободным от определенных недостатков и нуждается в совершенствовании.

Здесь целесообразно обратиться к результатам социологических исследований молодых семей, отражающих отношение их членов к проводимой семейной политике, наиболее актуальные проблемы функционирования данных семей и оптимальные пути их решения. Материалы социологических исследований в целом свидетельствуют о востребованности представителями молодых семей государственной социальной поддержки в различных видах, соответствующих социальных услугах и выплатах.

Однако при высокой востребованности молодыми семьями мер государственной социальной поддержки, их представители относительно редко обращаются в соответствующие государственные учреждения с целью получения различных услуг: с точки зрения Т. Ю. Брыковой, это объясняется как недостаточно эффективной работой социальных служб, так и элементарным незнанием о предоставляемых государственных услугах и мерах поддержки молодых семей, скептическим отношением к деятельности соответствующих учреждений [8, c. 90].

Материалы всероссийских социологических исследований показывают, что степень эффективности реализуемых государственных мер поддержки молодых семей находится в зависимости от их востребованности членами данных семей, учёта потребностей и интересов молодых родителей и детей. В соответствии с выводами, сделанными Т. К. Ростовской и О. В. Кучмаевой на основании полученных ими эмпирических данных, потенциальные получатели социальной помощи имеют невысокий уровень осведомлённости о тех мерах поддержки, которые реализуются в настоящее время в отношении молодых семей. Так, в частности лишь 57 % опрошенных информированы о существующих жилищных программах; значительной доле респондентов (21 %) даже не известно о наличии подобных программ, а 22 % не знают, каким образом ими можно воспользоваться. При этом абсолютное большинство респондентов характеризуются твёрдой убеждённостью в необходимости принятия специальных законов, закрепляющих комплексную государственную поддержку молодых семей. Что касается конкретных сфер жизнедеятельности молодых семей, нуждающихся в регулировании посредством специальных законов, то среди них опрошенными представителями молодых семей были выделены в первую очередь жилищная сфера, трудовая занятость и бытовое обслуживание [9, c. 118–119].

Следует отметить, что решение жилищных проблем для молодых семей в России является явным приоритетом по сравнению с другими материальными и бытовыми вопросами: именно в данной области молодые супруги рассчитывают на поддержку со стороны государства. В целом задачей государства в настоящее время выступает создание условий для нормального функционирования молодых семей, что предполагает в первую очередь помощь в приобретении жилья или улучшении жилищных условий и обеспечение оптимальной занятости, позволяющей удовлетворять основополагающие потребности членов семьи.

Следует согласиться с позицией Т. К. Ростовской и О. В. Кучмаевой, согласно которой те или иные меры государственной поддержки молодых семей могут быть эффективными лишь при условии их соответствия реальным запросам и ожиданиям со стороны получателей соответствующих государственных услуг и социальных выплат. При этом члены молодых семей, как показывают результаты социологических опросов, не заинтересованы в излишнем вмешательстве в свои дела со стороны государства, а хотят от него помощи в решении конкретных проблем, связанных с жильём, работой, бытовыми услугами; немаловажное значение здесь имеет развитие так называемой инфраструктуры детства, включающей детские дошкольные образовательные учреждения, позволяющие молодым родителям эффективно сочетать свои родительские обязанности с профессиональной деятельностью и построением карьеры [9, c. 120–121].

В качестве значимого недостатка системы государственной поддержки молодых семей можно выделить отсутствие комплексного подхода к проблематике, связанной с молодыми семьями, который предусматривал бы меры государственной поддержки прямого действия, осуществляемые в отношении рассматриваемых семей. Молодые семьи не выделены в настоящее время в отдельную категорию семей, в отношении которых российским законодательством на федеральном уровне предусматривался бы специальный комплекс мер поддержки со стороны государства [9, c. 120–121].

Как уже неоднократно отмечалось выше, в качестве одной из наиболее актуальных проблем функционирования молодых семей является жилищная проблема, решение которой предусматривает своевременное обеспечение данной категории населения жильём надлежащего качества. В соответствии с результатами региональных социологических исследований молодых семей, к числу главных жилищных проблем членов данных семей относятся маленькая жилая площадь, а также отсутствие собственного жилья. С учётом данных обстоятельств потребность молодых семей в приобретении собственного жилья продолжает сохранять свою актуальность. Здесь, в качестве основной проблемы, с точки зрения респондентов, представляющих молодые семьи, являются высокие цены на жилье, приобретение которого продолжает оставаться недоступным для абсолютного большинства молодых семей по причине имеющихся у них трудностей финансового характера, низкого размера заработной платы, и отсутствием у молодых супругов существенных денежных накоплений.

Отсюда проистекает необходимость в реализации мер государственной поддержки молодых семей, направленных на получение жилья или улучшение жилищных условий.

В настоящее время в нашей стране реализуется государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Данная программа, в частности, предусматривает предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома). Участником рассматриваемого мероприятия может быть молодая семья, в том числе имеющая детей; при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать тридцати пяти лет. Требуется также официальное признание того, что молодая семья объективно, исходя из действующих нормативов, нуждается в жилом помещении, и наличие у неё доходов, позволяющих получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчётной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Что касается размеров социальной выплаты, то он составляет тридцать процентов расчётной или средней стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и тридцать пять процентов для молодых семей, имеющих одного ребёнка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребёнка или более.

Несмотря на высокую степень значимости рассматриваемой государственной жилищной программы, она все же не позволяет в полном объёме решить соответствующие жилищные проблемы молодых семей в современной России. Так, в соответствии с экспертными оценками, члены молодых семей на практике далеко не всегда могут реализовать предоставленное им право на обеспечение жильём. В реальности процедура получения указанных социальных выплат для решения жилищной проблемы молодых семей занимает достаточно продолжительное время в диапазоне от нескольких месяцев до нескольких лет. На практике также возникают ситуации, когда члены молодых семей на протяжении нескольких лет ожидают улучшения жилищных условий, но по достижении возраста тридцати шести лет утрачивают право на получение рассматриваемых мер государственной поддержки. В данной ситуации было бы целесообразно увеличить бюджетное финансирование мероприятий по обеспечению жильём молодых семей в целях ликвидации имеющейся задолженности по предоставлению жилья. Необходимо отметить, что наряду с высокими ценами на жилье, члены молодых семей также выделяют в качестве существенной проблемы отсутствие информации и помощи правового характера со стороны органов государства и местного самоуправления по вопросам, связанным с приобретением жилья [10].

Информированность молодых семей о предпринимаемых в их отношении мерах государственной поддержки, социальных программах, связанных с улучшением жилищных условий данных семей, является одной из важных предпосылок эффективности реализации указанных программ. Соответственно, неосведомлённость о существующих государственных программах имеет следствием неполучение молодыми семьями социальных гарантий и государственной поддержки, предусмотренных действующим законодательством. По этой причине требуется повышать степень информированности молодых семей о реализуемых органами государственной власти программах и мероприятиях, развивать правовую культуру членов данных семей, включающую в качестве неотъемлемого компонента высокую информированность о правах на государственную поддержку в сфере труда, жилья, здравоохранения, образования и т.д. Как показывают результаты эмпирических исследований, наличие у молодой семьи собственного жилья выступает необходимым условием для счастливой жизни в рамках семьи, планирования и рождения детей [11, c. 20]. В то же время, в соответствии с экспертными оценками, решение проблемы рождаемости связано не только с социально-экономическими, но и с медицинскими факторами.

Как показывает медицинская статистика, в настоящее время бесплодие супружеских пар составляет от 13% до 15%, что актуально и для молодых семей; бесплодие сегодня является не только клинической, но и социальной проблемой (в качестве наиболее распространённых причин бесплодия специалисты выделяют мужской и женский факторы, а также их сочетание) [12, c. 92].

Данное обстоятельство обуславливает необходимость установления гарантий реализации прав молодых граждан в области планирования семьи и регулирования репродуктивной функции, включая проведение мероприятий по повышению доступности проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения семьям, страдающим бесплодием, а также обеспечения возможности прохождения необходимых обследований в государственных учреждениях здравоохранения.

В настоящий момент в России реализуется типовой проект «Репродуктивное здоровье», направленный на сохранение репродуктивного здоровья населения, в том числе на сокращение абортов, развитие доабортного консультирования, обследование и лечение молодых родителей на этапе планирования рождения ребёнка.

С 2024 года в стране проводится диспансеризация мужчин и женщин репродуктивного возраста с целью оценки репродуктивного здоровья: диспансеризация даёт возможность молодым людям за счёт средств государственного бюджета получить объективную информацию, касающуюся своей репродуктивной функции, и в дальнейшем пройти необходимый курс медицинского лечения, внести корректировки в собственный образ жизни. Подобные мероприятия имеют высокую степень значимости, поскольку позволяют молодым супругам не только родить здорового ребёнка, но и укрепить общее здоровье в своём семейном союзе, сохранить гармоничные супружеские взаимоотношения.


Заключение

К числу основных направлений политики современного российского государства относится создание необходимых условий, призванных обеспечить успешное функционирование молодых семей. Одной из основополагающих функций института семьи является репродуктивная или детородная функция, которая в силу различных причин реализуется в современной России не в полной мере, что находит отражение в недостаточно высоком уровне рождаемости, укоренении в сознании значительной части молодых россиян установок на малодетность или даже бездетность. По этой причине государственная политика в нашей стране должна быть направлена в первую очередь на поддержку семей с детьми, создание условий для рождения в семьях двух и более детей.

Немаловажное значение имеет государственная пропаганда семейного образа жизни в среде современной российской молодёжи, осуществляемая в том числе посредством новейших средств массовой информации и коммуникации: данная пропаганда призвана способствовать формированию в сознании молодёжи позитивного образа семьи, повышению престижа благополучной семьи.

Государственная политика должна быть направлена на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает ценность семьи.

В задачу государства входит в первую очередь повышение престижа благополучной многодетной семьи, пропаганда семейного образа жизни посредством формирования ориентаций на создание полной семьи с двумя и более детьми, состоящей в зарегистрированном браке, как социальной нормы.

В настоящее время вопросы, связанные с формированием, развитием и поддержкой молодой семьи, являются приоритетными в рамках реализации государственной семейно-демографической политики, выступают важной предпосылкой обеспечения национальной безопасности страны в целом.

Необходимо отметить, что основополагающей задачей всех государственных и общественных институтов, ответственных за осуществление политики в сферах семьи, материнства, отцовства и детства, должна стать популяризация института благополучной молодой семьи, в котором традиционно в молодом возрасте создаётся супружеская пара, ориентированная на рождение и воспитание детей на основе российских традиционных семейных ценностей.


Список литературы

1. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11. 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

3. Касьянов В.В. Российская государственная семейная политика в свете управления демографическими процессами / В.В. Касьянов, А.К. Манучарян, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 1.

4. Паршина В.В. Государственная семейная политика в отношении молодой семьи: основные принципы и направления / В.В. Паршина // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 4(18).

5. Ростовская Т.К. Молодёжная политика в современной России / Т.К. Ростовская, Е.А. Князькова. -М.: Издательство Юрайт, 2020.

6. Указ Президента Российской Федерации от 23.01.2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей».

7. Касьянов В.В., Мухачев В.В., Шаповалов С. Н. К вопросу о некоторых мерах помощи семьям со стороны региональных властей (на примере Краснодарского края) / Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 5/1.

8. Брыкова Т.Ю. Социальная поддержка молодых семей в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 5-1.

9. Ростовская Т.К., Кучмаева О. В. Новые тенденции в формировании жизненных стратегий членов молодых семей в современном российском обществе (анализ Всероссийского социологического исследования) // Вестник Академии права и управления. - 2016. - № 43(2).

10. Совершенствование системы государственной поддержки молодых семей // Материалы круглого стола Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2022 г.

11. Информационный отчёт по результатам социологического исследования «Жилищные проблемы молодых семей». Ярославль: МАУ «Институт развития стратегических инициатив». 2019.

12. Леваков С.А., Павлова С.А., Бугрова Т.И., Кедрова А.Г. Современный взгляд на бесплодный брак // Клиническая медицина. - 2010. - № 3.


Оригинал публикации: Касьянов В.В., Манучарян А.К., Самыгин П.С. «Молодая российская семья как важнейший ресурс в государственной политике», Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2024. - №7 - С. 19-26. https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-7-7