Аналитика

К здоровью нации через многоуровневые образовательные программы в области оптимального питания

О пробеле в области образования населения по вопросам здорового питания и его ликвидации путём внедрения обучающих программ для целевых групп населения
25 октября 2023
16:08

Авторы: А. В. Погожева, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории демографии и эпидемиологии питания;

Е. А. Смирнова, кандидат технических наук, заведующий лабораторией демографии и эпидемиологии питания ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Москва, Россия)


Инфографика: Дарья Ковалева

Здоровое питание – важнейшая составляющая качества жизни, под которым понимается интегральный показатель психического, физического и социального функционирования человека. В рационе россиян недостаточно овощей и фруктов, молочных продуктов, избыток сахара, соли, продуктов, содержащих животный жир и трансизомеры жирных кислот. Нарушения структуры питания приводят к развитию таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, ожирение, подагра, остеопороз и другие, которые становятся основными причинами преждевременной смертности населения. При этом 49,2% россиян практически не имеют представления о правилах здорового питания. В связи с этим представляется исключительно важным ликвидировать сформировавшийся пробел в области образования населения по вопросам здорового питания путём внедрения обучающих программ. С этой целью разработаны обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания для целевых групп населения (детей дошкольного и школьного возраста; взрослого населения всех возрастов, в том числе беременных и кормящих женщин, лиц старше трудоспособного возраста; лиц с повышенным уровнем физической активности; работающих в тяжёлых и вредных условиях труда; проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды).


Ключевые слова: питание, пищевой статус, алиментарно-зависимые заболевания, образовательные программы.


Юлия/октябрь/family-having-quality-time-together.jpg

Фото: freepik.com / @ freepik


Питание и здоровье россиян


Одной из ведущих потребностей человека является питание. Было установлено, что среди различных факторов окружающей среды, влияющих на здоровье, на питание приходится 50% такого влияния, то есть столько, сколько занимают коммунальные, производственные, экологические и другие факторы, взятые вместе. Однако традиционное питание россиян все ещё далеко до оптимального [1-5].


Результаты исследований последних лет позволили сделать вывод о том, что практически половина самых распространённых заболеваний современного человека обусловлена неадекватным питанием. Очевидно значение негативных последствий для здоровья населения, связанных с нарушениями структуры питания и пищевого статуса. Такие нарушения ведут к постоянному росту распространённости алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний (НИЗ), таких как сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, ожирение, подагра, остеопороз и другие, которые являются основной причиной смертности населения экономически развитых стран, в том числе России [2, 3, 6].


В 2018 году более половины случаев смертности в России приходилось на НИЗ, в том числе на болезни системы кровообращения – 47% смертей, на новообразования – 16% [6, 7]. Только две данные позиции обусловливают более половины случаев смертности в России, а в сочетании с болезнями эндокринной системы (2,4%), включая расстройства питания и нарушения обмена веществ, составляют более 65% причин смертности. При этом данные НИЗ развиваются на фоне постоянного роста распространённости среди взрослого (19 и более лет) населения избыточной массы тела, которая в настоящее время диагностируется у 47,3% мужчин и у 35,5% женщин, и ожирения – у 18,8% и у 27,4% соответственно [8]. Аналогичная тенденция наблюдается и среди детского населения. Распространённость избыточной массы тела у детей в возрасте 5-14 лет составляет 19,4%, у подростков в возрасте 15-18 лет  – 12,7%, а ожирения – 10,4 и 2,6% соответственно [8].


Рацион большинства взрослого населения России характеризуется избыточной калорийностью, высоким потреблением животного жира, соли, добавленного сахара при недостатке овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что вносит свой вклад в развитие НИЗ. По сравнению с мужчинами женщины потребляют больше рыбных и молочных продуктов, свежих овощей и фруктов, меньше – мясных и консервированных продуктов, хлебобулочных изделий [8, 9].


Складывающаяся до настоящего времени структура питания населения России не соответствует оптимальной, представленной в утверждённых приказом Минздрава России от 19.08.2016 № 614 «Рекомендациях по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания»: потребление овощей и бахчевых, фруктов и ягод – ниже в 1,3 раза, молока и молочных продуктов – в 1,2 раза, масла растительного и маргаринов – в 1,2 раза, яиц – в 1,1 раза, тогда как мяса и мясопродуктов – выше в 1,2 раза, сахара и кондитерских изделий – в 1,4 раза. Только потребление хлебо- и рыбопродуктов соответствует рациональным нормам [8, 9].


В 2018 году по сравнению с 2013 годом в России потребление населением хлебопродуктов, молока и молочных продуктов, сахара и кондитерских изделий, масла растительного и маргарина практически не изменилось, картофеля, фруктов и ягод, рыбы и рыбопродуктов снизилось на 4%, тогда как овощей и бахчевых, мяса и мясопродуктов, яиц возросло на 5-8% [8, 9].


Структура потребления пищевых продуктов отражается на химическом составе рациона питания населения России. С 2013 по 2018 год на фоне некоторого возрастания калорийности рациона отмечается тенденция к увеличению содержания в нем жира (на 2,3%) и животного белка (на 3,0%), количество которого в составе общего белка составило 63,6% (рекомендуемое соотношение животного и растительного белков – 1:1) [10].


Несмотря на то что в последнее время выявлена тенденция к снижению распространённости дефицита ряда витаминов за счёт использования в питании специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище [11, 12], проблема адекватной обеспеченности населения микронутриентами остаётся нерешённой, о чем свидетельствуют результаты массовых обследований различных групп населения [13-15].


Такое состояние питания населения России нельзя считать здоровым, так как известно, что нарушение его режима и структуры, а также недостаточное представление о принципах здорового питания способствуют увеличению риска развития ожирения, сахарного диабета второго типа, сердечно-сосудистых и других НИЗ.


Одной из причин нарушения структуры питания является тот факт, что не всё население знает и придерживается принципов здорового питания.


По данным выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, выполненного Росстатом в 2018 году, большинство людей (>80% опрошенных) вполне осознают, что состояние их здоровья зависит прежде всего от них самих. Многие не приучены к стилю жизни и поведению, которые предупреждают заболевания, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Признавая на декларативном уровне важность здоровья, пользу занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя и так далее, большинство людей в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери. Например, только 34,9% считают целью занятий спортом увеличение продолжительности жизни, при этом 82,9% признают ведущую роль спорта в укреплении здоровья. Среди основных причин, мешающих заниматься физкультурой и спортом, респонденты указывают отсутствие свободного времени – 39,6%, отсутствие желания, интереса – 33,2%, плохое состояние здоровья – 22,8%, лень – 21,8%, вредные привычки (курение, употребление алкоголя и другие) - 3,3% [16].


По данным мониторинга здорового образа жизни, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019 году, доля граждан, следящих за своим питанием, на сегодняшний день составляет 59%: 7% соблюдают диету, рекомендованную врачом, 13% – выбранную самостоятельно, 39% – в целом стараются есть здоровую пищу. Выросла доля тех, кто отмечает отсутствие возможности следить за своим рационом ввиду нехватки денежных средств, – с 14% до 19%. Каждый пятый (21%) употребляет в пищу любые продукты, поскольку чувствует себя совершенно здоровым [17]. Результаты ещё одного исследования ВЦИОМ [18] о рационе питания россиян и представлениях о правильном питании свидетельствуют о том, что своё питание считают правильным 48% россиян, столько же придерживаются обратной точки зрения. При этом о правильности своего рациона чаще говорят представители старших поколений – от 45 до 59 лет (52%) и от 60 лет (35%). Напротив, считают своё питание неправильным чаще молодые люди от 25 до 34 лет (56%). Под правильным питанием россияне понимают в первую очередь отказ от вредных продуктов (43%). Около трети респондентов связывают данное понятие с принятием небольших порций пищи четыре-пять раз в день (35%), употреблением достаточного количества воды (35%), потреблением только органических продуктов (33%), умеренным питанием (31%) и контролем состава пищи (30%). При этом только 8% россиян придерживаются мнения, что понятие «полезные продукты» связано с их пищевой ценностью, а 15% считают, что полезные продукты – те, что богаты витаминами.



Как видно из таблицы 1, не имеют представления о правилах здорового питания практически около половины населения. При этом около 60% не соблюдают режим питания, треть принимают пищу один-три раза в день, а примерно каждый пятый употребляет перед сном обильную пищу или питается всухомятку (бутерброды, хот-доги, пирожки и другое) вместо полноценного приёма пищи [16].


Очевидно, что основным путём снижения распространённости НИЗ является широкое внедрение профилактических мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни, и среди них лидирующие позиции занимает оптимизация питания, в том числе путём реализации образовательных программ [19-21].


Однако, несмотря на то, что вопросами просвещения в области здорового питания в нашей стране занимаются центры профилактики, центры здоровья (и существующие в них кабинеты здорового питания), а также специально созданные консультативно-диагностические центры «Здоровое питание», сведения от них получают только 11,7% россиян, а для большинства населения источником информации о здоровом питании служат средства массовой информации (газеты, журналы, теле- и радиопередачи, интернет-сайты) [16, 22].


Показательными в отношении образовательной деятельности в области здорового питания могут служить программы, разработанные на национальном и региональном уровнях в Финляндии, Англии, Норвегии, США и в некоторых других странах [23, 24].



Реализация образовательных программ в области здорового питания


Выделяют несколько направлений реализации образовательных программ [25]:


1) информационное (или пропаганда здорового питания) – обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой для любого нуждающегося в ней информации в области здоровья; трансляция медицинских и гигиенических знаний всеми средствами, и в первую очередь средствами массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, сайты и другие);


2) образовательное – разработка и реализация программ воспитания и обучения правилам здорового питания для разных групп населения и специалистов;


3) координационное – объединение деятельности органов законодательной и исполнительной власти, различных общественных групп и структур, усилия которых направлены на повышение приверженности граждан здоровому образу жизни и питания и включение этих проблем в повестку дня лиц, принимающих управленческие решения на государственном уровне;


4) педагогическое – непосредственное участие специалистов по образовательной деятельности в разработке и реализации индивидуальных или групповых программ в области здорового питания профилактической направленности, технологий оценки уровня персонализации и его коррекции, методов прогностического скрининга и так далее.


Все системы обучения в области здорового питания подразделяются в зависимости от целевых аудиторий на общие (для населения) и специальные (для специалистов в области питания: медицинских работников, педагогов, работников аграрно-промышленного комплекса, пищевых производств и общественного питания (рисунок 1)) [22, 26].



Общеобразовательные программы – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний, умений и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены. Проведение обучения населения в области здорового питания обязательно для всех медицинских учреждений, для всех медицинских работников.


Реализация государственной политики в области здорового питания находится под постоянным контролем Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и направлена на достижение национальных целей развития страны – обеспечения устойчивого естественного роста численности населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет [27].


Ответом на существующие вызовы призвана стать системная деятельность, направленная на создание и поддержание информационно-просветительской среды, способствующей распространению устойчивых изменений в образе жизни, включая приверженность здоровому образу жизни и принципам здорового питания. Разработка и реализация такой среды предусмотрена федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».


Образовательно-просветительская деятельность является одним из главных приоритетов федерального проекта, а ключевую роль в её реализации выполняет Роспотребнадзор при методической поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» (ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»).


В 2019 году на базе научных организаций Роспотребнадзора и ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» была создана сеть научно-методических и образовательных центров по вопросам здорового питания. В 2020 году утверждена Концепция создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, цель которой – внедрение разработанных на основании данных научных исследований образовательных программ по вопросам здорового питания в практику (приказ Роспотребнадзора от 24.03.2020 № 186), а также ряд образовательных программ, включая разработанные ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания для взрослого населения всех возрастов, в том числе для беременных и кормящих женщин, лиц пожилого и старческого возраста, лиц с повышенным уровнем физической активности» (приказ Роспотребнадзора от 07.07.2020 № 379). В настоящее время учреждения Роспотребнадзора приступили к реализации программ в 24 регионах (охват – не менее пяти миллионов человек). Согласно плану мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» к 2024 году охват населения образовательными программами должен составить не менее 30 миллионов человек в 80 субъектах страны. Последовательная реализация и масштабирование обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания  ключевой механизм преодоления препятствий на пути к распространению и принятию в обществе норм здорового образа жизни, в том числе здорового питания.


Большое значение имеют образовательные программы в области здорового питания для детей дошкольного и школьного возраста. На возраст от семи до 18 лет, когда ребёнок учится в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, что практически невозможно скорректировать в дальнейшем. По свидетельству специалистов, при поступлении в школу различные заболевания имеет каждый десятый ребёнок, тогда как при выпуске – лишь каждый десятый не имеет отклонений по здоровью. Заболевания, связанные с питанием, имеют в возрасте трёх-шести лет 21,1% детей, семи-11 лет – 24,7%, 12-13 лет – 30,4% [28].


В письме Минобрнауки России от 12.04.2012 № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» от 24.05.2012 отмечено, что одной из важнейших задач совершенствования организации питания является формирование у детей навыков здорового питания, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, работников сферы дошкольного и школьного питания в части формирования культуры здорового питания, а также просветительская работа среди детей, их родителей и педагогов.


В общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях работа по формированию знаний и умений здорового питания должна проводиться по следующим направлениям [29, 30]:


1. Структура, режим и организация питания в образовательных учреждениях должны не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания.


2. Комплексная и системная работа постепенно формирует основы гигиены и режима питания, представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых пищевых веществах, о рациональной структуре питания, о культуре питания разных народов и другом. Принципы формирования здорового питания: научная обоснованность и практическая целесообразность; возрастная адекватность; необходимость и достаточность информации; модульность структуры; системность и последовательность; вовлечённость семьи в реализацию программы.


3. Просветительская работа с родителями (законными представителями) способствует вовлечению их в процесс формирования культуры здорового питания в семье. Питание детей в семье, как правило, нерационально и несбалансировано, нарушен режим питания. Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания.


4. Повышение уровня компетенции специалистов образовательных учреждений, которые должны знать основы современной государственной политики в сфере питания; федеральные законы, региональные нормативные правовые акты и санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиНы), регулирующие деятельность в сфере питания; основы возрастной физиологии и гигиены.


В ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» за 2017-2019 годы было реализовано более 7000 образовательных (просветительских) мероприятий (таблица 2).



Разработаны материалы для образовательных программ по здоровому питанию всех групп населения. Среди них значительное место занимают материалы для просветительских программ по питанию беременных, кормящих матерей и детей в возрасте до трёх лет [30, 31].


Большое внимание уделяется также образовательным программам в области здорового питания детей и подростков, тесно связанным с просвещением родителей и сотрудников учебных заведений [32-35]. Разработаны пять учебных пособий для обучения принципам здорового питания детей разных возрастных групп (дошкольники пяти-шести лет, учащиеся первого-четвёртого, пятого-шестого, седьмого-девятого, десятого-одиннадцатого классов), а также образовательная программа «Здоровье, сила, красота», включающая раздел по здоровому питанию для этого контингента [36-41].


Взрослой целевой аудитории образовательных программ необходима информация о структуре здорового рациона, основных группах пищевых продуктов, их количественных пропорциях, правилах выбора пищевых продуктов, гигиенических навыках их хранения и кулинарной обработки. Разработанные ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» материалы представлены в печатной и электронной форме [42-47].


Лица старше 60 лет заинтересованы в получении информации не только о здоровом рационе, но и о питании при заболеваниях, ассоциированных с возрастом. Наряду с теоретическими знаниями людям пожилого возраста очень важно получать практические навыки в приготовлении блюд здорового питания в процессе коллективных занятий (мастер-классов, тематических фестивалей и других), что оправдано и с психологический точки зрения [48, 49].


В последнее время набирают популярность образовательные программы для спортсменов и лиц, занимающихся в фитнес-клубах. Вопросы просвещения для этого контингента включают сведения об особенностях питания спортсменов различных видов спорта, принципы которого направлены на повышение спортивной результативности и профилактику НИЗ, а также на рекомендации по персонализации рациона – включению в него специализированных продуктов спортивного питания и биологически активных добавок к пище [50-55].



Методы и средства для реализации образовательных программ


Методы, с помощью которых реализуются образовательные программы в области здорового питания, включают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации. Термин «средства» или «формы» объединяет всю совокупность конкретных приёмов ведения работы. Они входят в состав каждого метода, отражая его главную характерную особенность [25, 29].


Метод устной пропаганды включает лекции, семинары, школы и другие мероприятия.


Метод печатной пропаганды включает разнообразные средства, из них наиболее доступные и часто используемые на практике: лозунг, листовка, памятка, брошюра, буклет, бюллетень, календарь, ящик вопросов и доска ответов, стенная газета.


Метод изобразительной пропаганды может включать натуральные, искусственные и комбинированные средства. Искусственные средства делятся на два вида: объёмного воспроизведения (муляж, модель, макет, фантом) и плоскостные (плакат, диафильм, слайды, фотографии, фотоплакат, фотогазета, фотоателье, фотовыставка, диаграммы, схемы, диапозитивы). Натуральные средства – это предметы, изделия, например образцы продуктов. Могут быть и комбинированные средства.


Выставки (передвижные и стационарные) – наиболее интересное и эффективное средство изобразительной пропаганды, особенно если говорить о выставке-музее или о большой стационарной выставке. Это совокупность различного рода экспонатов, текстов, оформительских приёмов, а также во многих случаях – работа экскурсовода [25, 26, 29].


В настоящее время важными средствами реализации образовательных программ для населения являются размещение информации по здоровому питанию на официальных сайтах, информационных порталах, тематических блогах и страницах в социальных сетях, в специализированных приложениях для смартфонов.


Большая работа по образованию (просвещению) населения по вопросам здорового питания возложена на диетологическую сеть, которая состоит из главного внештатного диетолога Минздрава России (академик В. А. Тутельян), профильной комиссии по диетологии Минздрава России, включающей главных внештатных специалистов-диетологов федеральных округов и субъектов.



В таблице 3 представлены виды образовательной деятельности профильной комиссии по диетологии Минздрава России в области здорового питания для целевых групп населения в 2018-2019 годах.


В заключение необходимо отметить, что амбициозные цели, определенные Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тысяч населения) и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, – могут быть достигнуты только при массовом вовлечении граждан в практику здорового образа жизни и стимулирование отказа от вредных привычек, включая потребление алкоголя, табака и нерациональное питание.


В настоящее время государством реализуется целый ряд мероприятий, направленных на формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание, а разработка и внедрение образовательных программ для населения в области здорового питания в этих мероприятиях занимают ключевое место, что в конечном итоге должно способствовать здоровьесбережению, улучшению качества и увеличению продолжительности жизни населения России.



Список литературы


1. Тутельян В. А., Суханов Б. П., Керимова М. Г., Елизарова Е. В. Оптимизация питания россиян – путь к здоровью и повышению качества жизни // Сеченовский вестник. 2014. № 3 (17). С. 8-13.

2. Погожева А. В., Батурин А. К. Питание и профилактика неинфекционных заболеваний. Beau Bassin: Lambert Academic Publishing, 2017. С. 184.

3. Погожева А. В., Батурин А. К. Правильное питание – фундамент здоровья и долголетия // Пищевая промышленность. 2017. № 10. С. 58-61.

4. Литвинова О. С. Структура питания населения Российской Федерации. Гигиеническая оценка // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 5. С. 11-14.

5. Тармаева И. Ю., Ефимова Н. В., Баглушкина С. Ю. Гигиеническая оценка питания и риск заболеваемости, связанный с его нарушением // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 9. С. 868-872.

6. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-декабрь 2018 г. Москва: Росстат, 2019.

7. Россия в цифрах. 2019: краткий статистический сборник. Москва: Росстат, 2019. С. 549.

8. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населения в 2018 году. Москва: Росстат, 2019. Ссылка.

9. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населения в 2013 году. Москва: Росстат, 2013. Ссылка

10. Батурин А. К., Мартинчик А. Н., Погожева А. В. Эпидемиология питания // Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство / под ред. В. А. Тутельяна, Д .Б. Никитюка. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 169-183.

11. Коденцова В. М., Вржесинская О.- А., Никитюк Д. Б., Тутельян В. А. Витаминная обеспеченность взрослого населения Российской Федерации (1987-2017 гг.) // Вопросы питания. 2018. Т. 87, № 4. С. 62-68. 

12. Коденцова В. М., Вржесинская О. А., Рисник Д. В. Анализ отечественного и международного опыта использования обогащённых микроэлементами пищевых продуктов и йодирования соли // Микроэлементы в медицине. 2015. Т. 16, № 4. С. 3-20.

13. Коденцова В. М., Бекетова Н. А., Никитюк Д. Б., Тутельян В. А. Характеристика обеспеченности витаминами взрослого населения Российской Федерации // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21, № 4. С. 32-37.

14. Коденцова В. М., Вржесинская О. А. Обеспеченность детей водорастворимыми витаминами (2015-2018 гг.) // Вопросы практической педиатрии. 2019. Т. 14, № 2. С. 7-14. Ссылка.

15. Вржесинская О. А., Коденцова В. М., Переверзева О. Г., Леоненко С. Н. Обеспеченность витаминами детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в разных регионах (Московская область, г. Екатеринбург) // Педиатр. 2017. Т. 8, № 5. С. 49-53.

16. Итоги выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения в 2018 году. Москва : Росстат. Ссылка

17. Результаты мониторинга здорового образа жизни, Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2019. Ссылка.

18. Результаты исследования о рационе питания россиян и представлениях о правильном питании. Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2019. Ссылка.

19. Первая Глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям. Москва, 28-29 апреля 2011 г. Московская декларация.

20. Вторая Международная конференция по вопросам питания. Рим, 19-21 ноября 2014 г. Итоговый документ конференции: Римская декларация по вопросам питания. Ссылка.

21. Онищенко Г. Г. Главное – профилактика // Стандарты и качество. 2016. № 8. С. 8-13.

22. Погожева А. В., Елизарова Е. Ю. Образовательные программы в области здорового питания для специалистов и населения // Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство / под ред. В. А. Тутельяна, Д. Б. Никитюка. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 183-192.

23. McNamara J., Sweetman S., Connors P., Lofgren I., Greene G. Using interactive nutrition modules to increase critical thinking skills in college courses // J. Nutr. Educ. Behav. 2020. Vol. 52. P. 343-350.

24. Begley А., Bird А., Palermo С. developing national conceptual understanding to describe entry-to-practice dietetics competence // J. Nutr. Educ. Behav. 2020. Vol. 52. P. 351-358. Ссылка.

25. Войт Л. Н. Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни. Благовещенск: АГМА, 2008. С. 25.

26. Батурин А. К., Погожева А. В., Сазонова О. В. Основы здорового питания. Образовательная программа для студентов медицинских вузов и врачей. Методическое пособие. Москва, 2011. С. 79.

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 № 1873-р «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания на период до 2020 года».

28. Тамова М. Ю. Тутельян В. А., Шамкова Н. Т. Организация питания детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: монография. Москва: ДеЛи плюс, 2019. С. 152.

29. Игнатьева Л. П., Чирцова М. В., Потапова М. О. Формирование культуры здоровья. Программы формирования здорового образа жизни: учебное пособие. ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. Иркутск: ИГМУ, 2014. С. 61.

30. Тутельян В. А., Никитюк Д. Б., Погожева А. В., Конь И. Я. Питание в начале жизни. От беременности до 3 лет. Москва: Эксмо, 2017. С. 288.

31. Гмошинская М. В. Питание беременных и кормящих женщин // Карманные рекомендации по педиатрии / под ред. И. Н. Захаровой. Москва: Ремедиум, 2019. С. 267-299.

32. Здоровье молодёжи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 т. / под ред. Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попова, В. И. Стародубовой, В. А. Тутельяна. Москва: Научная книга, 2019. Т. 1: Состояние здоровья детей и подростков: федеральные и региональные аспекты. 2019. С. 340 (Тутельян В. А., Никитюк Д. Б. Детская конституционология: современные подходы, состояние проблемы и методика исследования. С. 8-17).

33. Здоровье молодёжи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 т. / под ред. Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попова, В. И. Стародубова, В. А. Тутельяна. Москва: Научная книга, 2019. Т. 3: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодёжи. Вопросы нарушения питания. 2019. С. 340 (Тутельян В. А, Никитюк Д. Б., Шарафетдинов Х. Х. Здоровое питание – основа здорового образа жизни и профилактики хронических неинфекционных заболеваний. С. 203-227).

34. Здоровье молодёжи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 т. / под ред. Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попова, В. И. Стародубова, В. А. Тутельяна. Москва: Научная книга, 2019. Т. 3: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодёжи. Вопросы нарушения питания. 2019. С. 340 (Тутельян В. А., Герасименко Н. Ф., Никитюк Д. Б., Погожева А. В. Оптимальное питание – основа здорового образа жизни. С. 228-249).

35. Здоровье молодёжи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 т. / под ред. Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, О. Ю. Милушкиной, В. И. Попова, В. И. Стародубова, В. А. Тутельяна. Москва: Научная книга, 2019. Т. 5: Психологическое здоровье молодёжи. Роль информационных технологий. 2019. С. 248.

36. Колопатова Е. Е., Мошнина Р. Ш., Петрук Е. Н., Погожева А. В., Самкова И. А. Здорово быть здоровым. 5-6 лет: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. Г. Онищенко. Москва: Просвещение, 2019. С. 144.

37. Мошнина Р. Ш., Погожева А. В. Здорово быть здоровым. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. Г. Онищенко. Москва: Просвещение, 2019. С. 143.

38. Зюрин Э. А., Погожева А. В., Шаповаленко И. В., Кочетова Ю. А., Кузнецова О. В., Фокина А .В. Здорово быть здоровым. 5-6 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. Г. Онищенко. Москва: Просвещение, 2019. С. 143. 

39. Зюрин Э. А., Погожева А. В., Шаповаленко И. В., Кочетова Ю. А., Кузнецова О. В., Фокина А. В. Здорово быть здоровым. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. Г. Онищенко. Москва: Просвещение, 2019. С. 143.

40. Зюрин Э. А., Погожева А. В., Шаповаленко И. В., Кочетова Ю. А., Кузнецова О. В., Фокина А. В. Здорово быть здоровым. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. Г. Онищенко. Москва: Просвещение, 2019. С. 142.

41. Образовательная программа (шифр 02808). Курс «Здоровье. Сила. Красота» для внеурочной деятельности в образовательной организации. Ссылка.

42. Книга о вкусной и здоровой пище / под ред. В. А. Тутельяна. Москва: Эксмо, 2016. С. 432.

43. Погожева А. В. Вкусная и здоровая пища. Как научиться сочетать. Москва: Эксмо, 2016. С. 320.

44. Погожева А. В. Основы питания при аллергии. Москва, 2017. С. 256.

45. Качество жизни. Здоровье и питание: атлас / под ред. В. А. Тутельяна, Д. Б. Никитюка, Д. А. Буряка, С. Е. Акользиной, А. К. Батурина; пер. на англ. О. Н. Кишко. Москва: Медицина, 2018. С. 696.

46. Погожева А. В. Меню-магнит для лиц с избыточной массой тела и ожирением. Ссылка.

47. Погожева А. В. Здоровье в правильной форме (в помощь пациентам с избыточным весом и ожирением), 2016. Ссылка

48. Погожева А. В. Ешь, пей, молодей. Уникальные принципы геродиететики – здорового питания в пожилом возрасте. Москва: АСТ, 2015. С. 416.

49. Норбеков М. С. Погожева А. В., Мильнер Е., Евдокименко П. В. Жизнь после пятидесяти. Москва: АСТ, 2015. С. 256.

50. Никитюк Д. Б., Погожева А. В. Питание спортсменов. В книге: Пища Москвы и России в истории и культуре народа. Т. 2. Москва: Известия, 2019. С. 98-102.

51. Тутельян В. А., Никитюк Д. Б., Погожева А. В. Спортивное питание: от теории к практике. Москва: ДеЛи, 2020. С. 256.

52. Здоровье молодёжи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 т. / под ред. Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попова, В. И. Стародубовой, В. А. Тутельяна. Москва: Научная книга, 2019. Т. 2: Технологии снижения рисков здоровью. Профилактика и диспансеризации. Здоровое питание. 2019. С. 396 (Тутельян В. А., Никитюк Д. Б. Питание и спорт: реалии и перспективы. С. 219-227).

53. Здоровье молодёжи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 т. / под ред. Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, О. Ю. Милушкиной, В. И. Попова, В.8 И. Стародубова, В. А. Тутельяна. Москва: Научная книга, 2019. Т. 4: Образ жизни и физическая активность детей и подростков. Особенности формирования вредных привычек, основные направления противодействия. 2019. С. 224.

54. Никитюк Д. Б., Погожева А. В. Питание спортсменов // Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство / под ред. В. А. Тутельяна, Д. Б. Никитюка. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 257-264.

55. Никитюк Д. Б., Ханферьян Р. А. Специализированные продукты для питания спортсменов // Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство / под ред. В. А. Тутельяна, Д. Б. Никитюка. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 265-274.



Оригинал публикации: Погожева А. В., Смирнова Е. А. К здоровью нации через многоуровневые образовательные программы для населения в области оптимального питания // журнал Вопросы питания, 2020, № 4, С. 262-272.