Люди и вещи

Тверской вагоностроительный завод: передавая профессию через поколения

Знакомство с династией Баукиных, работающих на заводе в четырёх поколениях

27 марта 2024
18:57
(Изменено 20:41)
Люди и Вещи/Тверской вагоностроительный завод/Group 639.png

На фото три поколения трудовой династии Баукиных / источник: пресс-служба министерства семейной и демографической политики Тверской области специально для ДЕМ.ИНФОРМ


Автор: Егор Косоуров 


Люди, сила, масштаб – первые слова, приходящие на ум, когда попадаешь на крупнейшее предприятие Тверской области. Сегодня здесь, на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ) трудятся более семи с половиной тысяч человек. Каждый вносит свой вклад в общее дело – строительство пассажирских вагонов и электропоездов. Только в прошлом году коллектив ТВЗ выпустил и поставил заказчикам свыше 1 100 вагонов. И это не предел. Опираясь на свою историю, насчитывающую 125 лет, завод продолжает расти. Работать сюда приезжают не только тверичи, но и жители других городов и даже регионов. Начиная трудовой путь в молодом возрасте, многие встречают здесь будущих супругов, создают семьи и передают любовь к профессии через поколения.


Именно так случилось в династии Баукиных. Сегодня их общий стаж работы на ТВЗ составляет уже более 203 лет. О своей семье, настоящей преданности делу и родной земле рассказывает Анастасия Дымова, представительница четвёртого поколения династии. Вопрос о месте работы для девушки никогда не стоял. Окончив в прошлом году Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Анастасия с уверенностью присоединилась к многотысячному коллективу ТВЗ. В настоящее время она работает специалистом по связям с общественностью. А общественность отвечает очередной представительнице династии теплотой, помогая девушке освоиться на новом месте.


На фото Анастасия Дымова

«Всё началось с моего прадедушки Алексея Васильевича. Он устроился на завод в 1944 году, занимался поиском и закупкой электрооборудования для строительства пассажирских вагонов. Затем буквально два-три года спустя на Калининский вагоностроительный завод пришла его жена, моя прабабушка Клавдия Александровна. Дальше наша династия вагоностроителей продолжила расти – через разные цеха и отделы прошли 14 представителей семьи Баукиных», – говорит Анастасия. 


По словам девушки, вагоностроительный завод в её жизни появился ещё в детстве, лет в пять. Вместе с бабушкой они часто гуляли у завода, встречая маму и папу с работы, с дедушкой и дядей говорили о вагонах и железной дороге. Такая среда, где родные делают одно общее дело, воспитывает человека. Прививает любовь не только к профессии, но и к месту, в котором живёшь и создаёшь новое. 


На фото производство поезда «Иволга»


Помимо пассажирских вагонов дальнего следования, на Тверском вагоностроительном заводе производят электропоезда «Иволга». Это полностью отечественный транспорт, спроектированный и построенный в России и для России. Сегодня тверичи выпускают уже четвёртую модификацию «Иволги». Все составы успешно перевозят миллионы пассажиров на Московских центральных диаметрах.


«Это вагоносборочный цех. Здесь собираются наши вагоны: устанавливаются двери, окна, электрооборудование, системы кондиционирования и пожаротушения, санузлы и прочие системы жизнеобеспечения. Когда вагон собран, он отправляется на испытательную станцию», – говорит Анастасия.


Значимой вехой в современной истории предприятия стало изготовление вагонов для Египетских национальных железных дорог. Строятся вагоны для Казахстана, Беларуси и Монголии. Работа на заводе кипит, а в качественной отечественной продукции нуждаются всё больше иностранных государств.


На фото главная проходная Тверского вагоностроительного завода


Показав процессы сборки и обкатки вагонов, Анастасия идёт в «белый дом». Так на заводе называют здание, в котором располагается заводоуправление. Здесь начальником бюро механического оборудования и литья работает внук основателя династии и дядя Анастасии Владимир Борисович Баукин – отец четверых детей.


На фото Владимир Баукин и Анастасия Дымова


«На заводе я начал работать электромонтажником в середине 90-х годов. Время было тяжёлое, объёмы производства сокращались. Можно сказать, что только благодаря любви к делу, профессии и родному заводу многим из коллектива ТВЗ удалось пережить годы кризиса. Ведь как можно бросить дело, в которое вложили свой труд родители, бабушка и дедушка? Такое отношение я стараюсь прививать своим детям. Благо, отношение к сотрудникам с большими семьями на тверском заводе хорошее. Сегодня у нас работают представители 208 многодетных семей. Некоторые одновременно в трёх поколениях - в одном цеху могут встретиться дед, отец и внук», – рассказывает Владимир.


На фото памятный знак «Династия вагоностроителей»


В год 125-летия предприятия на Тверском вагоностроительном заводе учредили памятный знак «Династия вагоностроителей». Его уже получили семнадцать семей. Кстати, стаж одной из них составляет 333 года. Поддерживают на заводе и семьи с детьми. Для них проводят новогодние ёлки, творческие конкурсы и спортивные соревнования, отправляют отдыхать в летний оздоровительный лагерь «Экспресс». Ежегодно первоклассникам вручают портфели, а их родителям первого сентября предоставляют оплачиваемый выходной. Бабушка Анастасии Нина Викторовна, ещё одна представительница династии Баукиных, говорит, что даже после выхода на пенсию связь с заводом не теряется. 


«Тверской вагоностроительный завод – это дом родной. Проработав на нём 43 года, я счастлива, что мои дети и внучка продолжают дело вагоностроителей. Про нас, пенсионеров, тоже не забывают. На ТВЗ есть свой совет ветеранов. Регулярно мы собираемся все вместе, общаемся, ездим на экскурсии. В октябре, например, были в Сергиевом Посаде. Связь с предприятием сохраняется – газету заводскую получаем еженедельно, и дети держат в курсе заводских дел», – улыбаясь, говорит Нина Викторовна.  


Общаясь, представители трёх поколений трудовой династии рассказывают друг другу как прошёл день, что нового случилось на заводе. Для каждого Тверской вагоностроительный завод – больше, чем просто место работы. Создавая железнодорожный транспорт, они точно знают, что занимаются важным делом. Помогают жителям страны, растянувшейся с запада на восток на десять тысяч километров, встречаться и просто путешествовать. Благодаря коллективу Тверского вагоностроительного завода с его историей и династиями каждую минуту, каждый час и каждый день по России ходят современные поезда. Будь то калининградский «Янтарь» или состав, курсирующих по городам острова Сахалин.