Люди и вещи

Анимационная студия «Воронеж»

Как воронежские мультипликаторы создают мультфильмы мирового уровня

_Users/4cy2v0za9srn3wzgbb2fcvyvwd/u9DSIJsTdKI.jpg

Фото: сайт Воронежского Международного анимационного фестиваля «МультПрактика»


Автор: Егор Косоуров


Воронеж и анимация


Наверное, многие помнят известный советский мультфильм «Котёнок с улицы Лизюкова». Улицы, которая действительно существует и находится в городе Воронеже. С момента создания картины знаменитым мультипликатором Вячеславом Котёночкиным прошло уже более 35 лет. За это время полюбившиеся нескольким поколениям персонажи, котёнок по имени Василий и ворона, стали, без преувеличения, неофициальными символами Воронежа. Сегодня сувениры с их изображением можно найти и на вокзале, и в городских газетных киосках. А в 2003 году на улице Лизюкова даже поставили памятник героям мультфильма. Такую, по-настоящему народную симпатию, можно объяснить не только талантом автора истории, но и его любовью к своему родному городу. 


Памятник героям мультфильма на улице Лизюкова


К сожалению, спустя некоторое время, в конце прошлого века, любовь к Родине, в том числе малой, стала всё реже находить отражение в отечественных мультфильмах. Их качество и количество снизилось, а сюжеты заметно отошли от общечеловеческих и семейных ценностей. Освободившееся место в индустрии мультипликации заняли зарубежные компании.


Одними из тех, кто сумел переломить ситуацию, стала небольшая команда воронежских программистов, занимавшихся разработкой видеоигр с начала 2000-х годов. В 2007 году, решив попробовать себя в чём-то новом, они незаметно для себя открыли новую страницу российской мультипликации. Так, в городе появилась студия «Воронеж». Сегодня на её счету множество уникальных достижений, первая в стране школа анимации и 160 миллионов довольных зрителей по всему миру.



Новаторство, подарившее свободу творчества


Новаторский подход стал одной из составляющих успеха студии «Воронеж». Все мультфильмы, создающиеся здесь, выполнены в 3D-графике. Такую работу невозможно представить без современной компьютерной техники. Точнее, без используемого мультипликаторами программного обеспечения. Его разработка, а не использование зарубежных аналогов, позволила сделать студию самой технически передовой в России. И, как следствие, независимой и творчески, и функционально. 


Модуль программного обеспечения «Анимационная 3D-платформа», представленный на форуме-выставке «Россия» / фото: анимационная студия «Воронеж»


«Все программы, которые мы используем, самописные. То есть созданные нашими, воронежскими специалистами, которые развивают и дорабатывают их на протяжении последних десяти лет. Кстати, они уже работают и на «Союзмультфильме», и в «Мельнице», и в «Санкт-Петербурге». Но программы программами,  а мультипликация – это, по большому счету, ручной кропотливый труд большого количества людей.  Без талантливого коллектива никакие технические новинки не помогут добиться успеха», – рассказывает генеральный продюсер студии «Воронеж» Владимир Николаев.


Мультипликатор за работой / фото: анимационная студия «Воронеж»


Сегодня на студии работает более 350 человек. Многие из них имеют техническое образование. Среди аниматоров приветствуется знание линейной алгебры или основ архитектуры. Дело в том, что для прорисовки каждого персонажа нужно не только соблюсти все пропорции, но и просчитать математическую модель. Она закладывается на отдельные «части» 3D-героя. Например, на волосы, которые не анимируются вручную, а двигаются самостоятельно, в соответствии с заданными параметрами. Похожие технологии применяются при создании видеоигр, с которых студия «Воронеж» начала свою историю.


«Мы начинали работать в 2001 году как игровая студия. На тот момент мировой рынок видеоигр только зарождался и нам, конечно же, хотелось выйти на международный уровень. Тогда в нашей команде было порядка 150 человек. При этом нас всегда тянуло к анимации, а создание коротких мультиков-заставок в видеоиграх и стало нашим первым опытом в анимации», – говорит Владимир Николаев.


Владимир Николаев на вручении премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства / фото: анимационная студия «Воронеж»


Новые технологии начали применять в первом полнометражном мультфильме студии – «Снежная королева», вышедшем в прокат в 2012 году. Процесс создания картины, ориентированной на дошкольников, занял более трёх лет. После появления именно этого мультфильма студия стала известна во всем мире: работу воронежских мультипликаторов увидели и оценили в 160 странах. После этого предложения о работе стали приходить из Европы и Америки, а сам мультфильм вырос в большую франшизу: вышло уже пять полнометражных частей «Снежной королевы» и несколько анимационных сериалов с полюбившимися персонажами. 



Достижения


После признания «Снежной королевы» студия «Воронеж» сделала еще один успешный проект – полнометражный мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», который стал первым российским мультфильмом, вышедшим на международном сервисе фильмов и сериалов Netflix. За три года количество зрителей составило более 70 миллионов человек. 


На сегодняшний день на счету «Воронежа» девять полнометражных 3D-мультфильмов, что является абсолютным рекордом среди отечественных студий. Однако и про короткометражные картины на студии не забывают. Так, в 2014 году воронежские мультипликаторы подарили городу продолжение знаменитого советского мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова». 


Герои мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова 2» / анимационная студия «Воронеж»


«В этом проекте мы сотрудничали с вдовой Вячеслава Михайловича Котёночкина. Поскольку права на героев нам не принадлежали, на одни только юридические вопросы ушло несколько лет. Права оказались не у «Союзмультфильма», а у всех, кто так или иначе работал над картиной: художников, аниматоров, поэта, сценариста. Общались со всеми, объясняли, что проект некоммерческий, в итоге все завершилось хорошо», – говорит режиссёр мультфильма Алексей Замыслов.


Во второй части мультфильма котёнок Василий переносится из Воронежа в Австралию. Оттуда он привозит в свой город жителей южного континента: кенгуру, крокодила, страуса и коалу. Все вместе они оказываются среди знаковых мест Воронежа, катаются, например, на коньках по Адмиралтейской площади. Жизнь по-новому анимированного кота Василия продолжилась и вне мультфильма: в этом году он встречал гостей стенда Воронежской области на выставке-форуме «Россия».


Стенд Воронежской области на выставке-форуме «Россия» / фото: анимационная студия «Воронеж»



Анимация для каждого 


«В Воронеже нам повезло с людьми», – говорит директор школы анимации студии Алексей Богатырёв. 


На сегодняшний день Воронеж является одним из трёх городов-миллионников в России, в котором создают мультфильмы. Остальные два, как несложно догадаться, - Москва и Санкт-Петербург. Во многом позиция Воронежа в этом триумвирате сформирована работой первой в стране школы анимации. 


Выпускники школы анимации / фото: анимационная студия «Воронеж»


Стать учеником школы может каждый совершеннолетний житель города. Обучение проводится по нескольким направлениям: анимации, моделингу, сетапу и динамике. Продолжительность - около трёх месяцев. Сначала преподаватели-сотрудники студии рассказывают о принципах движений анимационных героев, так называемой, боди-механике, а затем помогают освоить актёрские розыгрыши. За всё время обучения слушатели школы получают базовые навыки и первое представление о работе студии. Попробовать свои силы на профессиональном поприще можно сразу после окончания учёбы и стажировки. Благодаря школе анимации ежегодно новую профессию получают более ста воронежцев.


«Воронеж» стал настоящей кузницей кадров. Даже когда смотришь вакансии других студий, то часто видишь, что работодатели ценят опыт учёбы и работы именно у нас. Кстати, процесс учёбы так или иначе проходят все сотрудники студии, ведь многие из них самоучки. Я, например, по профессии физик-ядерщик и пришёл в анимацию из интереса», – признаётся Алексей Замыслов.  


Ещё один проект студии, развивающий отечественную анимационную индустрию – Воронежский международный анимационный фестиваль. Впервые мероприятие состоялось прошлой весной. Теперь фестиваль планируют сделать ежегодным, очередной - в мае этого года. Его успех гарантирован интересом земляков, так как сейчас в России есть лишь два подобных мероприятия – фестиваль анимационного кино в Суздале и фестиваль анимации «Анимур» в Хабаровске. Первый рассчитан в основном на профессиональную аудиторию, связанную непосредственно с индустрией, а второй  - слишком  далеко от Центральной России. 


Фото: сайт Воронежского Международного анимационного фестиваля «МультПрактика»


«Среди гостей нашего первого фестиваля были студенты Луганской государственной академии культуры и искусств. У них, кстати, есть своя кафедра анимации, которая попросила программы обучения воронежской школы. За десять лет мы наработали достаточно большой опыт: много материалов, лекций, тестов, заданий. Студия «Воронеж» им всё предоставила и уже в этом мае мы ждём студентов из Луганска на второй фестиваль. Посмотрим заодно, чему они научились за год», – говорит Владимир Николаев.


Фото: сайт Воронежского Международного анимационного фестиваля «МультПрактика»


Программа второго фестиваля обещает быть насыщенной и интересной: на его четырех площадках планируется показать 110 мультфильмов. Увеличится и число номинаций до десяти. Программа разделена на фестивальную, обучающую и на технологическую части. Каждый желающий сможет изучить основные принципы создания мультфильмов и узнать о разработанном в Воронеже программном обеспечении для анимации.



В ожидании Дома анимации 


О будущем и долгожданном Доме анимации сотрудники студии «Воронеж» говорят с надеждой. Для них этот проект особенный. 


«Если честно, мы немного переросли офис, в котором работаем. Когда-то, десять лет назад, он казался нам новым и большим, но сейчас уже не совсем соответствует масштабам студии «Воронеж». Нужно новое здание, которое бы не сдерживало в развитии», – поделился Алексей Замыслов. 


Помимо рабочего пространства, в новом здании воронежцы хотят сделать музей анимации, знакомить в нем взрослых и детей со всей России с историей отечественной анимации, проводить для них мастер-классы. 


Архитектурная концепция Дома анимации / источник: городской интернет-портал «Воронеж Град»


«Уверен, Дом анимации станет новой достопримечательностью Воронежа. Его проект у нас уже есть, всё разработано. Осталось только приступить к строительству», – говорит Владимир Николаев. 



Многодетная семья в центре внимания


Новейшим мультфильмом, выпущенным анимационной студией «Воронеж», стала картина «Супергерои.ру» - история про многодетную семью. В центре сюжета находится семья из Москвы: родители, сын и две дочери. Популярность мультфильма растет изо дня в день: только в месяц выхода, в ноябре прошлого года, его посмотрели восемнадцать миллионов раз. Свежая статистика, актуальная на февраль 2024 года, говорит уже о 30 миллионах просмотров. Воронежские мультипликаторы начали думать над сюжетом второго сезона. А пока к экспорту готовится полнометражная версия нового мультфильма. 


Многодетная семья - герои мультфильма «Супергерои.ру» / анимационная студия «Воронеж»


«Мы решили попробовать сделать продукт для ребят в возрасте 10-16 лет. Раньше наши мультфильмы были ориентированы скорее на дошкольников или детей раннего школьного возраста. В «Супергероях.ру» мы замахнулись на то, чтобы порадовать ещё и детско-юношескую и даже молодёжную аудиторию», – рассказывает  Владимир Николаев. 


Название «Супергерои.ру» было выбрано неслучайно. Супергерои - это, собственно, семья как единое целое. Отец – агент контрразведки, мама - биолог, старшие дети-подростки - фанаты робототехники, а младшая дочь – любительница животных. Когда возникает угроза, семья, сплотившись, отправляется с секретной миссией в Сибирь. Помимо сибирской тайги и Васюганских болот, зрители в мультфильме  увидят исторический центр Москвы, услышат привычные отечественные названия и просто получат удовольствие от просмотра качественного мультфильма.