Новость

Проект «Обучающие экспедиции – 2023»

В Москве прошло обучение команд – представителей органов власти ряда областей и клуба Лидеров России «Эльбрус»
28 мая 2023
17:21
(Изменено 06.06.23 17:19)
Ирина/photo_5449718689059424509_y.jpg
Автор материала и фото: Владимир Елфимов


В Москве 26-28 мая прошли учебные встречи команд – представителей органов власти ряда регионов и клуба Лидеров России «Эльбрус» по методологии сервис-дизайна. Обучение экспертов стало вторым этапом социального проекта «Обучающие экспедиции – 2023», направленного на повышение рождаемости в пилотных областях Центрального федерального округа, как ранее сообщили в мониторинге СМИ и социальных сетей Института демографической политики имени Д. И. Менделеева. 

На обучающей площадке были представлены четыре команды: Калужской, Липецкой, Рязанской и Сахалинской областей. Применительно к трем регионам Центрального федерального округа общая цель проекта была скорректирована с учётом особенностей демографической проблематики каждого из них. Например, приоритетным для Рязанской области был выбран показатель повышения рождаемости, для Липецкой области – снижения возраста вступления в брак, для Калужской – снижения возраста первых родов.


Перед командами выступила депутат Государственной Думы Татьяна Буцкая, которая сделала акцент на важности сохранения традиционных семейных ценностей. Обращаясь к участникам, она отметила целесообразность смещения «центра тяжести» демографической работы в регионы, поскольку система мер поддержки всех российских семей с детьми, как материнский капитал, уже в значительной степени выстроена.

«У каждого региона есть своя возможность сподвигнуть семью родить ребёнка. Вам нужно вникнуть в проблемы ваших семей, понять, чего именно им не хватает. Возможно, это отдельные опции по материнскому капиталу, автомобиль, земля и другое – то, что поможет конкретной семье решить свою проблему и сделать её счастливой», – подчеркнула Татьяна Викторовна.

На нескольких циклах прикладных лекций и занятий участники получили практический опыт подготовки вопросов и проведения интервью в «полевых условиях» с молодыми людьми и семьями – с предоставлением им возможности рассказать свою историю и поделиться опытом друзей и окружения. Также большое внимание уделили составлению шаблонов «персон», «прототипов» и «гипотез», подготовке сценария и видеоролика социальной рекламы, обработке и оцифровке результатов, командообразованию и другим рабочим методам.


По словам победителя конкурса управленцев «Лидеры России» Алексея Бондаренко, освоение методологии сервис-дизайна с вовлечением населения регионов в реализацию общественных инициатив и выработкой комплексных решений проходит в три этапа. Во-первых, в результате так называемых кабинетных исследований обобщаются лучшие практики. На втором этапе происходит обучение этим практикам представителей команд, их выезд в конкретный регион для исследований и работы с населением, организациями и органами власти, а также тестирования предлагаемых решений. Затем новые результаты обобщаются и кластеризируются. На третьем этапе выдвигаются гипотезы и разрабатывается пакет мер с их обсуждением участниками команд. Готовые предложения презентуют губернаторам для дальнейшего внедрения.


На чём основано предположение, что предложенные меры приживутся и дадут результат, рассказала эксперт в культуре сервис-дизайна Тина Гирей.

«Люди не начнут пользоваться предложенным решением, если мы не поможем им сделать это привычкой. И одна из задач сервис-дизайнеров – «встроить» готовые решения в обычную жизнь человека в регионе», – сообщила эксперт.


Как пояснила эксперт в методологии сервис-дизайна Ирина Баранова, предстоящий в июне выезд команд в регионы можно назвать этнографическим: «Мы разговариваем с местными жителями, бизнесом, администрацией, активистами. Вживаемся, изучаем, какие есть способы решения задач, их потенциал и эффективность. Составляются портреты молодых семей и молодых людей, а также дорожные карты с указанием мест приложения наших усилий и дальнейших шагов».