Автор: Ирина Мудрых
Рахманиновский зал Московской консерватории превратился в
интерактивное путешествие по жизни и творчеству Серёжи и Шуры – Сергея
Рахманинова и Александра Скрябина. Серьёзная музыка для маленьких детей – это
что-то совершенно необычное и при этом очень интересное. И создателям программы
«Трудно быть вундеркиндом, Или музыкальное детство Серёжи и Шуры» удалось
воплотить в жизнь такой концертный формат. Часовой экскурс в мир классической
музыки действительно подходит для указанной в афише возрастной категории 4+. Да
и для взрослых, которым не свойственно посещать трёхчасовые спектакли в театре
или концерты в филармонии, вполне станет, если не заменой, то отправной точкой
музыкального просвещения.
Обычно новичкам сложно слушать полные сочинения
композиторов, оперы и балеты целиком, поэтому интерактивные концерты – отличная
для них возможность прикоснуться к искусству. У человека «включается» не только
слух, но и зрительное восприятие – на экране показали редкие кадры из жизни
Сергея Васильевича, копии дипломов о завершении консерватории обоими композиторами,
что для Московской консерватории является особенной гордостью – именно здесь
когда-то учились Серёжа и Шура.
На концерте пианист Тимофей Владимиров – аспирант
консерватории – настолько эмоционально исполнял произведения, что не поверить
ему нельзя. Манерой игры, поведением во время выступления он завоевал признание
зрителя. Очень чувственно, осознанно сыграл известную Прелюдию соль минор С. В.
Рахманинова. Этюд ре диез минор А. Н. Скрябина дался ему необычайно просто
несмотря на то, что в нём достаточно
сложная аппликатура. Эта «иная музыка», которую сам композитор так и называл,
необычайно красива и сложна, особенно в гармоническом плане. Мощь, силу и
экспрессию, заложенную в сочинении, Тимофей Владимиров очень точно передал
слушателю. А сердца маленьких зрителей он покорил еще при первом своём выходе,
когда исполнил фрагмент вальса из рахманиновской Сюиты № 2, который, как ни
странно, прекрасно подошёл для детской аудитории – малыши даже не постеснялись
выйти танцевать.
Не менее эмоциональной, хотя она поначалу казалась более
сдержанной, была игра второго пианиста – аспиранта Валентина Малинина. Отличное
сочетание крещендо и диминуэндо, игра темпов, грамотная фразировка и полная
отдача, собственная интерпретация произведения сделали выступление Валентина
особенным. Он не дал заскучать уже немного уставшим детям. Ему кричали:
«Браво!» после исполнения второй части сонаты № 4 А. Н. Скрябина. Она настолько
стремительна, что порой трудно угнаться, однако основная тема произведения –
образ мечты, цели, манящего идеала – прослеживается чётко. Пианист даже
движением тела показывал смысл произведения – скрючивался, сжимался в моменты,
когда, кажется, цель ускользала. И тут же раскрывался, подпрыгивал, показывая
радость и победу достижения мечты.
Фото: ДЕМ.ИНФОРМ / Ирина Мудрых
Как говорил Сергей Рахманинов, описывая признаки
прекрасной игры, исполнение на фортепиано – это не воспроизведение написанных
нот, а воссоздание концепции произведения, причем с добавлением собственного
видения исполнителя. Именно это удачно совместила пианистка Юлия Корень во
время исполнения «Итальянской польки» С. В. Рахманинова. Техника игры от
произведения к произведению менялась, что вызывает восхищение. Особенно
прелестное звучание добавило применение педали – её, к слову, надо уметь использовать.
«Колыбельная» Петра Чайковского в транскрипции Сергея Рахманинова не заставила
маленьких зрителей спать, а вызвала огромный интерес – и в этом, безусловно,
заслуга пианистки. Оживлённость добавила и постоянно сменяющая альтерация, игра
регистров и прекрасные арпеджио.
Отдельной красоты в день Большой музыки для маленьких привнесли
выступления солистов камерного хора Московской консерватории, которые напомнили
о недавно прошедшей Светлой Пасхе. Девушки в изящных чёрных платьях и молодые
люди в строгих костюмах а капелла исполнили, например, «Легенду» из цикла «16
песен для детей» П. И. Чайковского. В этот момент присутствующие как будто на пару минут
переместились в храм. Хоровое многоголосное пение со вставками солирующей
мелодии заполнило не просто зал, но и мысли. Чистые женские голоса плавно
перетекали в объёмные, мощные мужские и сплетались воедино. Однако при всей
красоте исполнения стоит отметить, что детям сложно было воспринять такую
музыку – такова особенность возраста.
Интерактивный концерт в консерватории стал своего рода
уроком музыки – качественным, с прекрасными исполнителями. Или же «прокачкой
мозгов» подрастающего поколения, показавшей, что и как надо делать, чтобы стать
знаменитым, выдающимся мастером. Истории великих музыкантов С. В. Рахманинова и
А. Н. Скрябина и даже выступивших артистов (все они лауреаты всероссийских и
международных конкурсов) становятся примером для маленьких слушателей. Кстати,
примерно ту же мысль высказала автор проекта «Большая музыка для
маленьких» и ведущая концерта Ксения Бондурянская.